Рефераты. Классический массаж, как метод физической реабилитации

Таблица 3.4 Результаты показателей ЧСС

Контрольная группа


Экспериментальная группа

№ п/п

ФИО

ЧСС


№ п/п

ФИО

ЧСС

конец эксп.


конец эксп

1

2

3


1

2

3

1

А. П

76


1

Ш. И.

85

2

Х. М

72


2

Т. А

70

3

Ю. Д

75


3

М. Е.

63

4

Е. Р

89


4

Ж. О.

65

5

В. Н

76


5

Н. Я.

76

6

Н. И

90


6

О. З.

70

7

И. К

83


7

П. В.

77

8

А. Л

80


8

Я. Г.

70

9

К. Ю

87


9

Е. А.

60

10

Т.С.

76


10

Р.С.

77

 

Итого

804

 

 

Итого

713


На диаграмме 3.2 изображены итоговые показатели АД и часстота сердечных сокращений участников контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента.


Диаграмме 3.2 Итоговые показатели АД и ЧСС в конце эксперимента.


2.4 Оценка проведенного исследования


2.4.1 Статистический анализ и оценка результатов исследования в начале эксперимента

Проведём сравнительный анализ показателей систолического АД контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента, используя следующие значения:

– χ – среднее арифметическое значение величины показателя,

– δ – среднее квадратическое отклонение значения показателя,

– m – ошибка средней арифметической.

χ определяется по формуле (4.1):


χ = Σx / n, (4.1)


где Σx – сумма значений показателей в группе,

n – количество людей в группе.

δ определяется по формуле (4.2):

δ = R (max – min) / A, (4.2)


где R – разница между минимальным и максимальным значениями показателя,

А – табличное значение для значений n (см. таблица 7.1 стр.16 «Наскрізна програма та методичні рекомендаціі для виконання навчальної науково-дослідної роботи»).

m определяется по формуле (4.3):


m = δ/ √ n-1, (4.3)


где δ – среднее квадратическое отклонение,

n – количество людей в группе.

По формуле (4.1) рассчитаем среднее арифметическое значение величины показателя в контрольной группе и экспериментальной группе:

χ контр. = 1737/ 10 =173.7 χ эксп. = 1751/10 = 175.1

По формуле (4.2) определим среднее квадратическое отклонение значения показателя контрольной и экспериментальной групп:

δ контр. = 188-163/А = 25 /3.08 =8.116 ≈ 8.12

δ эксп. =193-164/ А = 29 / 3.08 = 9.415 ≈ 9.42

По формуле (4.3) определим ошибку средней арифметической для контрольной и экспериментальной групп:

m контр. = 8.12 / √ 10-1 = 8.12 / √ 9 = 8.12 / 3 = 2.706 ≈ 2.71

m эксп. = 9.42 / √ 10-1 = 9.42 / √ 9 = 9.42 / 3 = 3.14

По формуле (2.4) (см. стр.15 «Наскрізна програма та методичні рекомендаціі для виконання навчальної науково-дослідної роботи») определим t – критерий Стьюдента:

t = (175.1 -173.7) / √ 2.71 ² + 3.14 ² = 1.4 / √7.3441+ 9.8596 = 1.4 / √ 17.2037=1.4 / 4.147 = 0.337 ≈ 0.34

Определим степень свободы по формуле (4.5)

ƒ = ( n контр. + n эксп.) – 2 (4.5)


ƒ = ( 10+10 ) – 2 = 18

Используя таблицу 7.2, (см. стр.17 «Наскрізна програма та методичні рекомендації для виконання навчальної науково-дослідної роботи») определим значение Р при степени свободы ƒ = 18: Р – 0.05 = 2.10, Р – 0.01 = 2.88

Значение t = 0.34 меньше значения (Р – 0.05) т.е. Р > 0.05, следовательно, достоверного расхождения между исследуемыми показателями в контрольной и экспериментальной группах нет.

Проведём сравнительный анализ показателей диастолического АД контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента, используя следующие значения:

– χ – среднее арифметическое значение величины показателя,

– δ – среднее квадратическое отклонение значения показателя,

– m – ошибка средней арифметической.

По формуле (4.1) рассчитаем среднее арифметическое значение величины показателя в контрольной группе и экспериментальной группе:

χ контр. = 1003/ 10 =100.3 χ эксп. = 995/10 = 99.5

По формуле (4.2) определим среднее квадратическое отклонение значения показателя контрольной и экспериментальной групп:

δ контр. = 110-90/А = 20 /3.08 =6.493 ≈ 6.5

δ эксп. =115-90/ А = 25 / 3.08 = 8.116 ≈ 8.1

По формуле (4.3) определим ошибку средней арифметической для контрольной и экспериментальной групп:

m контр. = 6.5/ √ 10-1 = 6.5/ √ 9 = 6.5 / 3 = 2.16 ≈ 2.2

m эксп. = 8.1/ √ 10-1 = 8.1/ √ 9 =8.1 / 3 = 2.7

По формуле (2.4) (см. стр.15 «Наскрізна програма та методичні рекомендаціі для виконання навчальної науково-дослідної роботи») определим t – критерий Стьюдента:

t = (100.3-99.5) / √ 2.2² + 2.7² = 0.8/ √4.84 + 7.29= 0.8 / √ 12.13 =0.8/3.482=0.2297 = 0.23

Определим степень свободы по формуле (4.5)


ƒ = ( n контр. + n эксп.) – 2 (4.5)


ƒ = ( 10+10 ) – 2 = 18

Используя таблицу 7.2, (см. стр.17 «Наскрізна програма та методичні рекомендації для виконання навчальної науково-дослідної роботи») определим значение Р при степени свободы ƒ = 18: Р – 0.05 = 2.10, Р – 0.01 = 2.88

Значение t = 0.23 меньше значения (Р – 0.05) т.е. Р > 0.05, следовательно, достоверного расхождения между исследуемыми показателями в контрольной и экспериментальной группах нет.

Проведём сравнительный анализ показателей частоты сердечных сокращений контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента, используя следующие значения:

– χ – среднее арифметическое значение величины показателя,

– δ – среднее квадратическое отклонение значения показателя,

– m – ошибка средней арифметической.


По формуле (4.1) рассчитаем среднее арифметическое значение величины показателя в контрольной группе и экспериментальной группе:

χ контр. = 795/ 10 =79.5 χ эксп. = 783/10 = 78.3

По формуле (4.2) определим среднее квадратическое отклонение значения показателя контрольной и экспериментальной групп:

δ контр. = 90-72/А = 18 /3.08 =5.844≈ 5.8

δ эксп. =92-68/ А =24/ 3.08 = 7.792 ≈ 7.8

По формуле (4.3) определим ошибку средней арифметической для контрольной и экспериментальной групп:

m контр. = 5.8/ √ 10-1 = 5.8/ √ 9 = 5.8/ 3 = 1.933≈ 1.9

m эксп. = 7.8/ √ 10-1 = 7.8/ √ 9 = 7.8 / 3 = 2.6

По формуле (2.4) (см. стр.15 «Наскрізна програма та методичні рекомендаціі для виконання навчальної науково-дослідної роботи») определим t – критерий Стьюдента:

t = (79.5-78.3) / √ 1.9² + 2.6² = 1.2 / √3.61+6.76 = 1.2 / √ 10.37=1.2/3.22 =0.372 = 0.37

Определим степень свободы по формуле (4.5)


ƒ = ( n контр. + n эксп.) – 2 (4.5)


ƒ = ( 10+10 ) – 2 = 18

Используя таблицу 7.2, (см. стр.17 «Наскрізна програма та методичні рекомендації для виконання навчальної науково-дослідної роботи») определим значение Р при степени свободы ƒ = 18: Р – 0.05 = 2.10, Р – 0.01 = 2.88

Значение t = 0.37 меньше значения (Р – 0.05) т.е. Р > 0.05, следовательно, достоверного расхождения между исследуемыми показателями в контрольной и экспериментальной группах нет.


2.4.2 Статистический анализ и оценка результатов исследования в конце эксперимента

Проведём сравнительный анализ показателей систолического АД контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента.

По формуле (4.1) рассчитаем среднее арифметическое значение величины показателя в контрольной группе и экспериментальной группе:

χ контр. = 1701/ 10 = 170.1 χ эксп. = 1602/10 = 160.2

По формуле (4.2) определим среднее квадратическое отклонение значения показателя контрольной и экспериментальной групп:

δ контр. = 185 - 160/А = 25 /3.08 =8.11≈ 8.1

δ эксп. =180 - 148/ А =32/ 3.08 = 11.36 ≈ 10.3

По формуле (4.3) определим ошибку средней арифметической для контрольной и экспериментальной групп:

m контр. =8.1 / √ 10-1 = 8.1 / √ 9 = 8.1 / 3 = 2.7

m эксп. = 10.3 / √ 10-1 = 10.3 / √ 9 =10.3 / 3 = 3.433 ≈ 3.4

По формуле (2.4) (см. стр.15 «Наскрізна програма та методичні рекомендаціі для виконання навчальної науково-дослідної роботи») определим t – критерий Стьюдента:

t = (170.1-160.2) / √ 2.7² + 3.4² = 10.1/ √7.29 + 11.56 = 10.1/ √ 18.85=10.1/ 4.34 = 2.32

Определим степень свободы по формуле (4.5)


ƒ = ( n контр. + n эксп.) – 2 (4.5)


ƒ = ( 10+10 ) – 2 = 18

Используя таблицу 7.2, (см. стр.17 «Наскрізна програма та методичні рекомендації для виконання навчальної науково-дослідної роботи») определим значение Р при степени свободы ƒ = 18: Р – 0.05 = 2.10, Р – 0.01 = 2.88

Значение t =2.32 больше значения (Р – 0.05) т.е. Р < 0.05, следовательно, это говорит о наличии достоверного расхождения между исследуемыми показателями в контрольной и экспериментальной группах.

Проведём сравнительный анализ показателей диастолического АД контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента.

По формуле (4.1) рассчитаем среднее арифметическое значение величины показателя в контрольной группе и экспериментальной группе:

χ контр. = 984 / 10 = 98.4 χ эксп. = 881 /10 = 88.1

По формуле (4.2) определим среднее квадратическое отклонение значения показателя контрольной и экспериментальной групп:

δ контр. = 105 – 92 /А = 13 /3.08 = 4.22 ≈ 4.2

δ эксп. =105 – 80 / А = 25 / 3.08 = 8.11≈ 8.1

По формуле (4.3) определим ошибку средней арифметической для контрольной и экспериментальной групп:

m контр. =4.2 / √ 10-1 = 4.2 / √ 9 = 4.2 / 3 = 1.4

m эксп. = 8.1/ √ 10-1 = 8.1/ √ 9 =8.1 / 3 = 2.7

По формуле (2.4) (см. стр.15 «Наскрізна програма та методичні рекомендаціі для виконання навчальної науково-дослідної роботи») определим t – критерий Стьюдента:

t = (98.4 – 88.1) / √ 1.4² +2.7² = 10.3/ √ 1.96 + 7.29 =10.3 / √ 9.25= 10.3 /3.04 = 3.29

Определим степень свободы по формуле (4.5)


ƒ = ( n контр. + n эксп.) – 2 (4.5)


ƒ = ( 10+10 ) – 2 = 18

Используя таблицу 7.2, (см. стр.17 «Наскрізна програма та методичні рекомендації для виконання навчальної науково-дослідної роботи») определим значение Р при степени свободы ƒ = 18: Р – 0.05 = 2.10, Р – 0.01 = 2.88

Значение t =3.29 больше значения (Р – 0.01) т.е. Р < 0.01, следовательно, это говорит о наличии достоверного расхождения между исследуемыми показателями в контрольной и экспериментальной группах.

Проведём сравнительный анализ показателей частоты сердечных сокращений контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента.

По формуле (4.1) рассчитаем среднее арифметическое значение величины показателя в контрольной группе и экспериментальной группе:

χ контр. = 804 / 10 =80.4 χ эксп. = 713/10 =71.3

По формуле (4.2) определим среднее квадратическое отклонение значения показателя контрольной и экспериментальной групп:

δ контр. = 87-72 /А = 15 /3.08 = 4.87 ≈ 4. 9

δ эксп. =85-60 / А = 25 / 3.08 = 8.11≈ 8.1

По формуле (4.3) определим ошибку средней арифметической для контрольной и экспериментальной групп:

m контр. =4.9/ √ 10-1 = 4.9 / √ 9 = 4.9 / 3 = 1.63 ≈ 1.6

m эксп. = 8.1/ √ 10-1 =6.8 / √ 9 =8.1 / 3 = 2.7

По формуле (2.4) (см. стр.15 «Наскрізна програма та методичні рекомендаціі для виконання навчальної науково-дослідної роботи») определим t – критерий Стьюдента:

t = (80.4 – 71.3) / √ 1.6² +2.7² =9.1/ √2.56+ 7.29= 9.1/ √ 9.85 =9.1 / 3.12= 2.91

Определим степень свободы по формуле (4.5)


ƒ = ( n контр. + n эксп.) – 2 (4.5)


ƒ = ( 10+10 ) – 2 = 18

Используя таблицу 7.2, (см. стр.17 «Наскрізна програма та методичні рекомендації для виконання навчальної науково-дослідної роботи») определим значение Р при степени свободы ƒ = 18: Р – 0.05 = 2.10, Р – 0.01 = 2.88

Значение t = 2.91 больше значения (Р – 0.01) т.е. Р < 0.01, следовательно, это говорит о наличии достоверного расхождения между исследуемыми показателями в контрольной и экспериментальной группах.


ВЫВОДЫ


В ходе проведенного эксперимента и на основании статистического анализа результатов исследования, я установила, что у участников эксперимента, изначально имеющих примерно одинаковые показатели артериального давления и частоты сердечных сокращений, в результате проведенного курса показатели АД и ЧСС изменились в пользу больных экспериментальной группы. Я наблюдала благоприятное влияние массажа по методике Мошкова в сочетании с различными физическими факторами у больных гипертонической болезнью I, II стадии.

. В большинстве наблюдений после процедуры снижалось максимальное давление на 10 - 20 мм рт.ст., минимальное — на 5 - 15 мм рт.ст. Под влиянием курса лечения массажем головы, затылка отмечались благоприятные сдвиги клинических показателей: уменьшалась тяжесть в затылочной области, в области лба, глазниц; уменьшались или исчезали головная боль, головокружение; после массажа живота пульс урежался. У участников контрольной группы также наблюдались положительные изменения показателей АД и ЧСС, хотя менее заметные. Таким образом, при адекватных воздействиях и использовании специальных приемов массажа в соответствии с патогенетическими и клиническими особенностями заболевания происходят благоприятные изменения.


РЕКОМЕНДАЦИИ


1 Больным гипертонической болезнью противопоказаны чрезмерные физические нагрузки и психические перегрузки (стрессы), необходимо избегать конфликтных ситуаций, менять характер в сторону уравновешенного отношения к окружающим людям и ситуациям.

2. Заниматься ходьбой (5 - 10 км в сутки), умеренным физическим трудом без длительных наклонов туловища, быть на свежем воздухе не менее 2 часов в сутки.

3. Исключить курение, ограничить приём алкоголя или даже исключить его из употребления.

4. Ограничить употребление поваренной соли и животных жиров на всю жизнь( употреблять мясо нежирных сортов), исключить густые мясные отвары, которые повышают АД (похудение на 5 – 10 кг снижает АД на 5 – 10 мм рт. ст. Желательно обеспечить ежедневный прием достаточного количества калия, кальция, магния.

5. Бороться с избыточным весом, неврозом, остеохондрозом, склерозом, т. е . увеличить физические нагрузки.

6. Ежедневно принимать водные процедуры (душ тёплый, холодный, контрастный), обливание холодной водой на свежем воздухе, плавание в открытом водоёме (для закалённых), ванны соляно-хвойные, ванны с лечебными травами: мелиса, мята, душица, валериана (противопоказаны горячие ванны), и самомассаж всего тела 2 раза в день, включая элементы китайского массажа.

7. Ежедневный круглогодичный контроль АД и его нормализация резко снижает риск получить инфаркт миокарда, ишемический инсульт и болезни, приводящие к инвалидизации даже в молодом возрасте – в 30 -50 лет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу. М.: Медицина, 1983.-254 с.

2. Бирюков А.А. Лечебный массаж.. "Советский спорт" М. 2000 г. -352 с.

3.Васичкин В.И. Справочник по массажу. Спб, - 1991.-236 с.

4.Штеренгерц А.Е.,Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. К.:Здоровья 1992.-384с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.