Рефераты. История скорой помощи

Увеличение числа станций, конечно, не могло не сказаться на состоянии финансовых субсидий, жертвуемых А. И. Кузнецовой. Их хватало с большим трудом. На содержание медицинских работ­ников начали поступать средства из бюджета города. С 1899 года врачи стали выезжать только на очень серьезные вызовы, а основ­ная работа выполнялась фельдшерами, которые выезжали с санита­рами. В 1900 году обер-полицмейстер обратился к Городской Думе с прошением взять на содержание города кареты скорой помощи. Этот вопрос предварительно обсуждался на комиссии «О пользах и нуждах общественных», и было предложено финансировать каре ты из городского бюджета, а ремонт производить на средства А. И, Кузнецовой. 19 декабря 1900 года на заседании Думы это предложение было поддержано Гучковым, Герье и князем Голицы­ным. Дума ассигновала 2160 рублей в распоряжение Московского обер-полицмейстера на содержание двенадцати лошадей для карет скорой помощи и 375 рублей для лошадей пожарных команд.

В 1902 году после открытия Пресненской станции эта сумма была увеличена до 2957 рублей. Особым событием 1903 года стало появление в Москве первой кареты для перевозки рожениц при родильном приюте братьев Бахрушиных. В этом же году прогрес­сивными московскими врачами делается попытка организовать «не­отложную» помощь на дому в связи с надвигавшейся эпидемией холеры. Но этой идее так и не суждено было осуществиться.

Москва продолжала расти, появилось большое количество многоэтажных домов, росло население, увеличивался обществен­ный транспорт, открывались новые заводы и фабрики. В Москве участились несчастные случаи. Карет скорой помощи, которыми располагало полицейское управление, уже не хватало. Надо было искать выход из создавшегося положения. С предложениями из­менить статус скорой помощи, выделив ее из ведомства полиции, выступил губернский врачебный инспектор Владимир Петрович Поморцов. Аналогичные предложения звучали и из уст других видных общественных деятелей.

Профессор Московского университета Петр Иванович Дьяко­нов (1855—1908) предложил создать добровольное общество ско­рой медицинской помощи с привлечением частного капитала. С большим энтузиазмом взялся он за дело создания общества, но преждевременная смерть помешала его завершить. Но труды П. И. Дьяконова нашли своих последователей и в мае 1908 года состоялось учредительное собрание общества, на котором был ут­вержден устав и избрано его правление. Общество ставило своей целью оказывать бесплатную медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев на улицах, в общественных местах, на фабри­ках, железных дорогах и прочих местах. Председателем правления общества был избран Сулима, секретарем — Меленевский. Обще­ство, состоявшее из энтузиастов, преданных делу людей, в своей деятельности решило применить все самое передовое, что было в мире в то время в области оказания экстренной медицинской помощи. Секретарь общества, Меленевский, был командирован на конгресс скорой помощи во Франкфурт-на-Майне. Кроме Франкфу­рта он посетил Вену, Одессу и ряд других городов, имевших станции скорой помощи. Вернувшись из командировки, Меленевский сделал доклад, выводы которого было решено использовать при организа­ции скорой помощи в Москве.

Вскоре членами общества Варнеком, Меленевским и Остроуховым была выпущена брошюра «Несчастные случаи и подача помо­щи потерпевшим при них. Станции скорой медицинской помощи, их задачи, устройства и деятельность». По существу, это был первый сборник инструкций для практических врачей как по оказанию экстренной медицинской помощи больным, так и по организации работы станций. Большую помощь в создании этого труда оказала Одесская станция скорой помощи, поделившаяся своим опытом организации работы.

В 1908 году исполнилось десять лет существования в Москве карет скорой помощи. Отдавая должное уважение заслугам А. И. Кузнецовой, Общество скорой медицинской помощи направи­ло ей приветствие, в котором подчеркивались ее благородная роль в создании столь важной службы для родного города, ее большой вклад в дело оказания первой помощи пострадавшим. В этом же приветствии члены Общества выразили свою озабоченность тем положением, которое создалось к тому времени в Москве. В нем указывалось, что «... в настоящее время, в связи с быстрым ростом населения Москвы, с развитием городских путей сообщения и осложнением жизни во всех ее отношениях, число несчастных случаев в домах и на улицах увеличилось в таких размерах, что скорая, находящаяся у нас в заведывании полиции, уже совершенно недостаточна сравнительно с запросами на нее». Понимая, что скорая при полиции не может обеспечить потребности города, общество всеми силами старается создать в Москве службу, способ­ную удовлетворить запросы растущего города, вырвать ее из под­чинения полицейскому ведомству и передать Обществу скорой ме­дицинской помощи. Но это оказалось трудной задачей и встретило много препятствий со стороны городских властей.

В апреле 1909 года члены Общества организовали медицинское обслуживание массового мероприятия, посвященного открытию па­мятника Н. В. Гоголю. На призыв Общества откликнулось много врачей и студентов-медиков, которые активно поработали, оказы­вая первую помощь участникам празднеств. Хорошая организован­ная Обществом работа заслужила самые лестные отзывы в москов­ской печати. Вдохновленный этим успехом Сулима еще раз под­твердил свою уверенность в необходимости создания в Москве самостоятельной станции скорой медицинской помощи. В мае 1909 года он заявил на годичном собрании Общества: «Мы пришли к такому заключению, что при осуществлении нашего дела в Моск­ве на первых порах необходимо учредить одну центральную стан­цию, а впоследствии по мере развития дела возможно будет учреж­дать филиальные станции в различных частях города». В его планы входила закупка шести карет, лошадей и весь необходимый для этого инвентарь. По приблизительным подсчетам, на это требова­лось около 30 тысяч рублей, а годичное содержание такой Станции с персоналом составляло 25 тысяч рублей. Такими средствами Об­щество не располагало. Планам Сулимы не суждено было осущест­виться.

Отсутствие финансовых средств, а также уход с поста председа­теля Сулимы, в связи с его переводом в Петербург, сильно пошат­нули деятельность Общества. Финансовое положение Общества не­льзя было назвать удовлетворительным. Только в 1912 году за счет частных пожертвований удалось сколотить необходимую сумму денег для создания станции и оборудования санитарного автомоби­ля. Станция эта была открыта на Долгоруковской улице и работали на ней врачи — члены Общества и студенты медицинского факульте­та. Помощь оказывалась в общественных местах и на улицах в ра­диусе Земляного вала и Кудринской площади.

По мнению членов Общества, деятельность Долгоруковской станции должна поддержать их в упорной борьбе, начатой Сули­мой, за передачу всех имеющихся карет в ведение Общества, окон­чательно разорвав узы, связующие их с полицией. Но Городская управа всячески препятствовала этим действиям. Приглашенный на одно из заседаний Общества член управы Малинин заявил: «Пусть Общество скорой помощи покажет свою деятельность, тогда упра­ва, может быть, пойдет навстречу этой организации».

В 1912 году доктором В. П. Поморцовым была разработана конструкция городской кареты скорой медицинской помощи. Это был комбинированный тип экипажа как для скорой, так и для обслуживания хирургической помощи в армейских условиях, в каче­стве подвижного лазарета. Этот труд положил начало созданию отечественного санитарного транспорта.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, изменила многое в судьбе развития скорой медицинской помощи. Материаль­ные ресурсы были переориентированы на фронт. Из полицейских участков исчезли кареты А. И. Кузнецовой, Долгоруковская стан­ция прекратила свое существование, а единственный в Москве сани­тарный автомобиль, принадлежавший Обществу скорой помощи, был мобилизован для перевозки раненых. Прекратили также свою работу станции Петрограда и многих других крупных городов России.

В середине 1917 года, после Февральской революции, вновь поднимается вопрос о создании в Москве скорой помощи. В город­ском самоуправлении выступает с докладом о необходимости ор­ганизовать скорую медицинскую помощь в городе доктор В. П. Поморцов. На страницах периодической печати появляется статья доктора С. М. Швайцара с предложением открыть четыре подстанции скорой помощи при Старо-Екатерининской, Бахрушинской. Яузской и I Градской больницах. Но вопрос этот так и не был решен. Москва оставалась без скорой помощи.

МОСКОВСКАЯ СКОРАЯ ПОМОЩЬ ЗА 75 ЛЕТ


Октябрьские события 1917 года не решили проблемы: Москва еще целых два года продолжала существовать без скорой помощи. Медицинская помощь пострадавшим и внезап­но заболевшим оказывалась больницами, существовавшими еще до революции, но, как и в древние времена, «больного доставляли к врачу», а не «врача к больному». Сама жизнь диктовала о необ­ходимости существования службы скорой помощи как службы го­рода, способной оказывать экстренную медицинскую помощь в лю­бом месте и своевременно.

В периодической и медицинской печати стали появляться статьи бывших членов бывшего Добровольного общества скорой помощи с настоятельными требованиями: «... организовать в Моск­ве станцию скорой медицинской помощи!» Бывший губернский врачебный инспектор доктор В. П. Поморцов, работавший в то время врачом почтамта, в специальной записке, поданной им в Мо­сковский Совет, изложил свои предложения по созданию службы экстренной помощи. Предложения были рассмотрены 18 июля 1919 года на заседании Коллегии врачебно-санитарного отдела Мо­сковского Совета рабочих депутатов, проходившем под председа­тельством Н. А. Семашко. Присутствовавшие на заседании В. А. Обух, В. С. Вейсборд, В. П. Неёлов, С. С. Молоденков, С. М. Щвайцар с пониманием отнеслись к предложениям В. П. Поморцова и вынесли следующее постановление:

«Организовать в Москве Станцию скорой медицинской помощи, куда передать кареты бывшей скорой помощи. В первую очередь организовать скорую помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в обществен­ных местах. Для чего должен быть приглашен заведующий Станцией, коему и пору­чается организация Скорой медицинской помощи, для обслуживания Станции — 15 врачей, из коих должны быть хирурги, терапевты и хирурги-гинекологи, затем санитары и прочий персонал».

Доктор В. П. Поморцов, приглашенный на должность заведу­ющего Станцией, оказался в тяжелой ситуации: надо было найти транспорт, кадры, помещение. В те трудные годы эта задача была не из простых. В одной кустарной мастерской взялись переделать старый трофейный автомобиль под карету скорой помощи. Здесь помогла разработанная В. П. Поморцовым еще в 1913 году кон­струкция «Городской кареты скорой помощи», по чертежам которой был создан работавший на Долгоруковской станции санитарный автомобиль. Помещение для Станции было предоставлено бывшей Шереметьевской больницей на Б. Сухаревской (ныне Институт име­ни Н. В. Склифосовского).

В левом крыле этого подковообразного дома были выделены три небольшие комнаты. Долго пришлось ждать, когда отремон­тируют помещение и проведут телефоны. Гараж для единственной машины отвели на Миусской площади.

15 октября 1919 года Московская станция скорой медицинской помощи начала работать. Первый вызов был выполнен врачом Леонидом Григорьевичем Овосаповым, и с тех пор Станция не прекращала ни на минуту своей деятельности, всегда готовая ока­зать помощь больному или пострадавшему.

Как и было указано в постановлении врачебной коллегии, помощь оказывалась преимущественно в несчастных случаях. Рабо­та шла в трудных условиях. Тяжело было выезжать на полуразби­той машине. После поступления вызова приходилось ждать этот автомобиль, пока приедет с Миусской площади из гаража. После принятия вызова врач звонил в гараж, и машина направлялась на Б. Сухаревскую, чтобы взять врача. Но тогда это считалось дости­жением, так как доезд до больного на лошади потребовал бы значительно большего времени. Несколькими месяцами позже авто­машине нашли место в старом деревянном сарае, находившемся во дворе больницы. Но машина была до того изношенной, что то и дело ремонтировалась.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.