К числу примеров использования этого метода можно отнести бег в переменном темпе (чередование медленных и быстрых отрезков), спортивные игры и игру в баскетбол. Желательно, чтобы при этом пульс не превышал 160 уд/м. К повторению нагрузки следует переходить после пассивного отдыха и снижения пульса до 120—130 уд/мин. [27, с. 44]
Выносливость к беговым нагрузкам зависит от многих факторов, в частности от функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем организма, а также устойчивости к неблагоприятным сдвигам, возникающим во внутренней среде организма и в центральной нервной системе в процессе длительной напряженной работы.
Выносливость развивается при выполнении физических нагрузок, которые оказывают большее воздействие на организм занимающегося по сравнению с тем, которое он привык легко переносить. В результате организм адаптируется к небольшому утомлению, вызываемому постепенно увеличиваемым объемом работы, повышается способность бежать более продолжительное время и быстрее восстанавливать силы после физических нагрузок. [23, c.180]
Тренировка, в которой большое внимание уделяется упражнениям, направленным на развитие выносливости, в рациональном сочетании с другими средствами общей физической подготовки способствует повышению уровня развития не только выносливости, но и быстроты, силы и скоростно-силовых качеств. Это объясняется тем, что между основными физическими качествами существует тесная функциональная связь и взаимообусловленность.
Задачи по развитию выносливости. Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.
Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их — значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.
Методики определения развития выносливости
Для измерения выносливости используют прямой и косвенный способы. При прямом способе школьнику предлагают выполнить какое-либо задание, например, бегать с определенной скоростью, и устанавливают предельное время работы до начала снижения скорости бега с данной интенсивностью. Применяя этот метод, В. Г. Фролов показал, I что мальчики 7 лет могут пробежать со скоростью 60 % от максимальной 864 м, а девочки — лишь 715 м.
Этот способ сложен и требует специальной аппаратуры, поэтому чаще используют косвенный метод. Примером может служить обычное в спортивной практике определение выносливости по времени пробегания какой-нибудь достаточно длинной дистанции, например в беге на 3, 5 км и более. [11, c. 231]
Методы воспитания выносливости
Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод (табл. 2).
Для развития специальной выносливости применяются: 1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); 3) соревновательный и игровой методы. [11, c. 190]
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1—3 мин (иногда по 15—30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6—10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки. [11, c. 219]
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию. [25, c. 128]
В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—800м; средних классов - - 1000—1500м; старших классов -2000—3000м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега-- 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время [15, с. 110].
1.3 Учебно-тренировочный процесс
Учебно-тренировочный процесс – это основная форма подготовки спортсмена, представляющая собой педагогический процесс, направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обуславливающих готовность спортсменов к достижению высших результатов. [20, c.438]
Учебно-тренировочный процесс – это единый процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей, занимающихся при соблюдении гигиенического режима.
В процессе тренировки проводится большая воспитательная работа, а также регулярный врачебный и педагогический контроль.
Учебно-тренировочный процесс включает в себя ряд органических связанных между собой разделов:
1. Физическую подготовку
2. Техническую подготовку
3. Тактическую подготовку
4. Психологическую подготовку
5. Теоретическую подготовку.
Все эти важнейшие звенья подготовки обеспечивают успешный рост юных спортсменов. Основным методом тренировки является метод упражнения. [26, c. 11]
Цели и задачи учебно-тренировочного процесса.
1) Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.
2) Совершенствование двигательных качеств и повышение возможности спортсмена его функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выступление на соревнованиях и достижение планируемого результата.
3) Воспитание морально-волевых качеств и повышение уровня специальной психологической подготовки.
4) Приобретение практического опыта для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
5) Обеспечение необходимого уровня специальной психологической подготовленности. [23, c.333]
Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.
Средствами учебно-тренировочного процесса будут являться такие упражнения, как: избранные соревновательные, специально подготовительные и обще подготовительные упражнения. [11, c. 98]
Для каждой группы спортсменов устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной работы. Весь учебно-тренировочный процесс, для успешной тренировки, перестраивают неким направлениям: повышение качества, усиление работы, повышение роли тактической подготовки и т.д. Основная идея программы – реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которого является включение выпускников спортивных школ в составы команд мастеров первенств и чемпионатов России. [17, c. 8]
Многолетняя подготовка строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе.
Раздел 2. Сравнительный анализ объёма физической нагрузки в учебно-тренировочном процессе лыжников и баскетболистов, влияющий на развитие общей выносливости
2.1 Методы исследования
1. Метод анализа научно-методической литературы
Используя метод анализа и обобщения литературных источников, мы изучили 20 литературных изданий. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авторов: Холодов Ж.К., Хрипкова А.Т., Фарфель В.С., Вайнбаум Я.С. Теоретической основой данной выпускной квалификационной работы послужили источники «Теория методика физического воспитания и спорта», «Возрастная физиология» и т.д. А практической основой служили «Примерные программы для системы дополнительного образования детей детско-юношеских спортивных школ по баскетболу и лыжным гонкам».
2. Метод анализа и сравнения
Относится к методам теоретического поиска данных. Анализ-это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явлений, процесса или отношения явления, процессов, с целью их всестороннего изучения. Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов. В нашей работе мы сравнивали и анализировали примерные программы по баскетболу и лыжным гонкам. [16, c. 145]
3. Метод анализа продуктов деятельности
В этом методе идет анализ продуктов деятельности учебно-тренировочного процесса у лыжников и баскетболистов. Это, например, анализ протоколов соревнований, заявок и любой другой документации по данной спортивной дисциплине. Выделение главного, отдельных каких-либо признаков, частей с целью всестороннего его изучения.
2.2 Организация и результаты собственных исследований
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7