Рефераты. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания

Спортивная этика - совокупность норм поведения, регулирующая отношения людей в сфере спортивной деятельности. Задачи спортивно­ этического воспитания заключаются в конкретизации применительно к спортивной деятельности тех же самых этических норм, которые фор­мируются всей системой воспитания в обществе. Причины отклонений от норм кроются зачастую отнюдь не в незнании того, что есть нравст­венно и что безнравственно в спорте, а в отсутствии твердых убежде­ний и прочных навыков нравственного поведения, выработанных при­менительно к особенностям спортивной деятельности.

Спортивные состязания являются, кроме прочего, наиболее дей­ственной формой проверки верности спортсмена спортивной этике, что определяет их роль в спортивно-этическом воспитании. Эта сторон воспитания должна быть постоянно представлена в тренировке. Здесь она особенно тесно связана с содержанием тактической, специальной психической подготовки спортсмена и с тренировочными формами со­ревновательной практики.

Воспитание волевых качеств. В числе основных волевых качеств спортсмена обычно выделяют целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, само­обладание, настойчивость и стойкость. Независимо от вида спортивной деятельности, спортсмену нужны в совокупности все развитые волевые качества, и поэтому всестороннее воспитание их должно входить в ос­новное содержание подготовки спортсмена. Вместе с тем известно, что проявление воли в различных видах спорта специфично, так как каж­дый из них предъявляет свои требования к волевым качествам, опреде­ляемым особенностями условий и форм деятельности, характером труд­ностей, возникающих в процессе ее осуществления.

Преломляя сказанное к задачам волевой подготовки спортсмена, отметим, во-первых, что они органически сливаются с задачами полно­ценной мотивации поведения спортсмена, формирования нравственных и интеллектуальных основ спортивной деятельности, взятыми в их практическом аспекте; во-вторых, что решение их должно содейство­вать общему всестороннему развитию волевых качеств как постоянных черт характера и обеспечить максимально высокую степень их прояв­ления в форме способностей, отвечающих специфическим требованиям избранной спортивной деятельности.

8. Глава шестая. Основные методики воспитания волевых качеств в процессе физического воспитания.


Для воспитания волевых и связанных с ними качеств характера спортсмена используется, наряду с общими фактора­

ми воспитания весь комплекс основных средств и методов тренировки. Решающее значение при этом имеет ориентация деятельности спорт­смена на преодоление возрастающих трудностей. При этом система тренировочных нагрузок представляет и систему факторов развития во­ли. Практической основой методики волевой подготовки в спортивной тренировке являются:

·        регулярное приучение к обязательной реализации тренировоч­ной программы и соревновательных установок;

·        системное введение дополнительных трудностей;

·        использование соревновательных начал и отношений;

·        последовательное усиление функций самовоспитания.


9. Глава седьмая. Специальная психическая подготовка в процессе физического воспитания

Психической подготовкой называют обычно всю  совокупность воздействий на психику спортсмена, обеспечивающих формирование психической готовности к достижению. Специальная психическая под­готовка охватывает те аспекты подготовки спортсмена, которые имеют прямое отношение к оперативному управлению его психическими со­стояниями, обеспечивающему оптимальную готовность к состязанию и к выполнению особо трудных тренировочных заданий. Специфически­ми компонентами психической подготовки являются:

· формирование актуальных мотивов и установок, мобилизующих на достижение цели;

· оперативная «настройка» к действию;

· регулирование психических состояний, обусловленных ожида­нием ответственного соревнования (типа «предстартовых состояний») или «настройкой» на предстоящее тренировочное занятие, а также ре­гуляция эмоционально-волевых проявлений в ходе состязаний или тре­нировки;

· оптимизация восстановительных процессов и общего состояния спортсмена средствами «психорегулирующего» воздействия.


     Наряду с постоянными, устойчивыми мотивами, составляющими побудительную основу спортивной деятельности, непосредственная мобилизация на выполнение трудной тренировочной или соревнова­тельной задачи связана с формированием так называемых актуальных или ситуационных мотивов, которые более динамичны, обусловлены меняющимися личными установками спортсмена и зависят от значимо­сти поставленной задачи, внешних условий ее достижения, уровня под­готовленности спортсмена и его конкретного состояния.

     Оперативная психическая «настройка» спортсмена, кроме соответствующих воздей­ствий тренера, предполагает активное и умелое использование ряда способов само сосредоточения и само мобилизации, которые должны быть предварительно освоены путем специальной психической подго­товки. В настоящее время разработка таких способов идет по пути со­вершенствования традиционных приемов «самонастройки», идеомоторной разминки и др. "

Многие ситуации в "спорте еще до того, как спортсмен фактически столкнется с ними, могут вызвать у него состояние повышенной психи­ческой напряженности, подобное эмоциональному или психическому стрессу. Наиболее известные из них - предстартовые состояния типа «стартовой лихорадки» и «стартовой апатии».

Задачи нормализации психически напряженных состояний разли­чаются в зависимости от характера состояний. В случае «стартовой апатии» необходимо преодолеть депрессию, обеспечить мобилизаци­онную готовность, создать уверенное и оптимистическое настроение, в случае же «стартовой лихорадки» - уменьшить ее степень, но не в ущерб эмоциональному подъему.

Подход к решению этих задач всегда должен быть комплексным. С педагогических позиций надо иметь в виду как минимум следующие факторы и отдельные средства, методы и условия, позволяющие в ком­плексе целесообразно воздействовать на психическое состояние спорт­смена.

Общие факторы воспитания и самовоспитания спортсмена: в комплексе их особенно существенное влияние как на всю динамику развития, так и на конкретные психические состояния спортсмена ока­зывают:

· мотивирующие воздействия тренера и его постоянные духовные контакты со спортсменом;

· атмосфера дружбы, оптимизма, целеустремленности и делови­тости в спортивном коллективе;

· систематическое воспитание и самовоспитание волевых качеств.

Специальная ориентация средств, методов и форм построения

спортивной тренировки в аспекте психической подготовки: такая ори­ентация выражается чаще всего в применении различных вариантов специализированной разминки. Системное регулирование психическо­го состояния спортсмена с помощью факторов тренировки обеспечива­ется не отдельными упражнениями, а общей структурой тренировочно­го процесса.

         Адаптация к условиям соревнований и регулирование психиче­ской напряженности соревновательных нагрузок.

Специальные методы психической регуляции и само регуляции, которые представлены «психорегулирующей тренировкой» (включая «аутогенную тренировку»), идеомоторными упражнениями. Условия естественной среды, гигиенические и другие средовые

факторы, содействующие оптимизации психического состояния.


10. Глава восьмая. Мотивация спортивной деятельности


Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека занимать­ся спортом. Известно, что спорт имеет много общего с игрой. Мо­тивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, в трудовой деятельности, когда выполняемая работа лишь опосредованно слу­жит удовлетворению его жизненных потребностей, является ис­точником необходимых средств, а непосредственно чувство удов­летворения, связанное с участием в игре. Потребность в спорте также определяется удовлетворением самой спортивной деятель­ностью и успехами, достигаемыми в ней.

Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют

свою структуру.

     Непосредственные мотивы спортивной деятельности:

  • потребность в чувстве удовлетворения от проявления мы­шечной активности;
  • потребность в эстетическом наслаждении собственной
  • красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью,

     ловкостью;

  • стремление проявить себя в трудных, даже экстремаль­ных ситуациях;
  • стремление добиться рекордных результатов, показать свое

     спортивное мастерство и добиться победы;

  • потребность в самовыражении, самоутверждении, стрем­ление к общественному признанию, славе.

Опосредованные мотивы спортивной деятельности:

·        стремление стать сильным, здоровым;

  • стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;

·        чувство долга;

  • потребность в занятиях спортом через осознание соци­альной важности спортивной деятельности.

Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью

проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом

у одного и того же спортсмена наблюдается закономерная смена

мотивов.





11. Заключение


     Мы показали, как формируются психические качества в процессе физического воспитания. Безусловно, это очень сложный, неоднозначный процесс. Но психологическая сторона подготовки спортсменов и просто людей, занимающихся спортом, очень важна, так как она влияет на успех на поприще физического воспитания спорта.

     В данном реферате тема раскрыта, задача выполнена.




12. Список литературы

1.     Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов. – 2-е изд., дораб. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

2.     Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М., 1986.

3.     Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., 1987

4.     Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М, 1983.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.