Рефераты. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания

Формирование психических качеств в процессе физического воспитания

Самарский Государственный Университет

Кафедра физического воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

по теме: «Формирование психических качеств в процессе физического воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 625 (06203) Филологического Факультета СамГУ Каюмов М.И.


Проверил: Зав. Кафедрой Физического Воспитания СамГУ Названов Н.Т.

 

 

 

Самара, 2006 г.

1. Содержание

 

1.     Содержание

2.     Введение. Цель работы

3.     Глава первая. Предмет психологии

физического воспитания

4.     Глава вторая. Педагогическая направленность

физического воспитания

5.     Глава третья. Психологическая

характеристика физических качеств

6.     Глава четвертая. Психологические особенности

двигательных навыков.

7.     Глава пятая. Формирование психических качеств

в процессе Физического воспитания

8.     Глава шестая. Основные методики

воспитания волевых качеств в процессе

физического воспитания.

9.     Глава седьмая. Специальная психическая  

подготовка в процессе физического воспитания

10.                       Глава восьмая. Мотивация спортивной деятельности

11.                       Заключение



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Введение. Цель работы

 

Целью настоящей работы является раскрытие темы формирования психических качеств в процессе физического воспитания. Мы отмечаем, что данный вопрос необычайно важен для спортсменов и людей, занимающихся физкультурой. Формирование особых психических качеств спортсмена, необходимых для побед на соревнования, олимпиадах и чемпионатах мира, посвящено большое количество научных трудов, монографий и т.д. Мы бы хотели обобщить основные понятия и факты, касающиеся данной темы и сделать соответствующие выводы.























3. Глава первая. Предмет психологии физического воспитания

 

Психология физического воспитания и спорта - это область психологической науки, изучающая закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических ус­ловиях физического воспитания под влиянием учебно-трениро­вочной и соревновательной деятельности.

Психология - наука о закономерностях развития и функцио­нировании психики как особой формы жизнедеятельности. В со­ответствии с этим определением основное предназначение психо­логии физического воспитания - оптимизация воспитательно-об­разовательного процесса, осуществляемого в типичных формах фи­зической культуры с учетом закономерностей и особенностей психического развития в процессе формирования личности чело­века.

Психология спорта исследует закономерности психической де­ятельности отдельных людей и коллективов в условиях трениро­вок и соревнований.

Психология спорта - это наука о человеке в сфере спорта. Ка­кое же место она занимает в системе наук о человеке? Психоло­гия взаимосвязана со всеми группами наук и находится в центре. По аналогии можно определить место психологии и в системе спортивных наук: философские основы спорта - общетеорети­ческая база организации спортивной психологии, социальные ­социально- психологическая область спортивной деятельности. Ес­тественные отрасли научного значения обеспечивают «природную» организацию субъекта спортивной деятельности.

Психология физического воспитания способствует рациональ­ному решению практических задач общеоздоровительного, обра­зовательного и воспитательного характера с учетом анализа пси­хологических сторон деятельности в физическом воспитании.

В процесс е физического воспитания ребенок учится регулиро­вать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч­но-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развиваются двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.

Цель физического воспитания - развитие и совершенствова­ние необходимых и достаточных физических кондиций, психо­физиологического уровня функционального состояния организ­ма каждого человека, укрепление его здоровья.

Физическое воспитание направлено в основном на развитие с раннего детства психики человека (психические процессы, психологические качества, способности и т.д.), при этом решаемые задачи носят общий характер.

Физическое воспитание необходимо и доступно практически каждому человеку. Без физического воспитания трудно предста­вить себе гармонично развитую личность.

Физическое воспитание - обязательная учебная дисциплина в каждом общеобразовательном учреждении (от детских садов до вузов).

Вероятно, в широком смысле понятие «физическое воспита­ние» тождественно понятию «физическое образование».

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направ­ленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфи­ческую подготовку к выполнению социальных обязанностей. Та­кое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающие  физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повыше­ние функциональных возможностей организма, способствующие наиболее полной реализации генетической про граммы, обуслов­ленной биологическими особенностями конкретного индивида.

Физическое воспитание имеет образовательные, воспитатель­ные и оздоровительные цели, оно направлено на обеспечение фи­зического и психического здоровья и гармоничное развитие лич­ности, подготовку ее к труду, жизни в обществе, к занятиям фи­зической культурой.

Психология физического воспитания тесно связана с педагоги­кой, а ее содержание включает в себя изучение психологических особенностей как учителя физической культуры, так и учащихся, а также организацию педагогического процесса.

Специфика занятий физическими упражнениями определяет предмет психологического обеспечения физического воспитания и спорта. Им является человек, сознательно овладевающий дви­жениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы, состояния и качества лич­ности. Он учится управлять собой в различных условиях спортив­ной деятельности (содействие, противодействие), формирует об­щие и специальные алгоритмы действия (умения и навыки), не­обходимые для реализации физической и психической активно­сти в условиях собственной жизнедеятельности.

4. Глава вторая. Педагогическая направленность физического воспитания

Физическое воспитание является одним из важнейших элемен­тов системы воспитания человека. Физическое воспитание - это

образовательно-воспитательный процесс, в нем четко определе­ны роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), условия их совмест­ной деятельности.

Система занятий в физическом воспитании соответствует ди­дактическим принципам и нормам организации педагогического процесса, однако она имеет и свои специфические особенности. Во-первых, физическое воспитание - это непрерывный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Во­

вторых, содержание и формы этого процесса находятся в зависи­мости от возрастных особенностей воспитанников. Действительно, физическое воспитание отличается тем, что формирование двига­тельных умений, физическое и психическое развитие осуществляются в соответствии с закономерностями онтогенеза (рис. 1).

Физическое развитие как процесс изменения природных мор­фофункциональных свойств организма происходит по естествен­ным законам. Формы и функции организма претерпевают суще­ственные изменения (увеличение размеров и массы тела, расшире­ние функциональных возможностей и т.д.). Однако этот процесс зависит и от конкретных условий жизни и деятельности человека, а также в значительной степени от физической активности. Зная и умело используя объективные закономерности возрастной перио­дизации, можно создавать определенные условия, позволяющие оптимизировать развитие жизненно важных физических качеств, двигательных умений, предпочтительных для формирования лич­ности как отдельного человека, так и общества в целом.

5. Глава третья. Психологическая характеристика физических качеств

Цель тренировки заключается в подготовке к высоким спортив­ным результатам, что, как известно, зависит от спортивных воз­можностей и готовности к достижениям.

Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специ­альными знаниями и опытом спортсмена. Готовность к достиже­ниям характеризуется отношением к спортивной деятельности и требованиями, предъявляемыми к тренировкам и соревнованиям. Подготовка к спортивным достижениям - сложный педагогиче­ский процесс, который включает в себя образование и воспита­ние спортсмена.

В тренировочном процессе образование и воспитание неразрывно связаны. Существующие между ними взаимные связи необ­ходимо сознательно использовать, чтобы повысить эффективность спортивной подготовки. Выделим основные компоненты единого тренировочного процесса: физическая подготовка (раз­витие физических способностей и индивидуальных качеств спорт­смена); техническая подготовка (овладение рациональной тех­никой спортивной деятельности, что обеспечивает экономное и оптимальное использование физических способностей и качеств); тактическая подготовка (развитие способности применять технические навыки и умения в определенных ситуациях спортивной деятельности); психологическая подготовка (формирование умения на тренировках и соревнованиях реализовывать свои физические способности, тактические концепции, технические навыки и умения, несмотря на постоянно повышающиеся уров­ни и плотность результатов в быстро меняющихся условиях спортивной деятельности); воспитание личностных качеств (для реализации успешной спортивной деятельности и достижения; высоких спортивных результатов спортсмен должен обладать зна­чительным уровнем развития личностных качеств).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.