Рефераты. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания

Если проанализировать цикл взаимозависимости компонентов

тренировочного процесса, то легко заметить, что его основополагающим звеном являются физические каче­ства, которые и определяют спортивные достижения на всех этапах подготовки спортсмена.

В теории физического воспитания рассматриваются пять основных физических качеств: быстрота, сила, ловкость, выносли­вость и гибкость. Каждое из этих качеств имеет свою психологическую характеристику:

  • быстрота - это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных ус­ловий отрезок времени. С точки зрения психологии быстрота ­ЭТО способность управлять временными признаками и движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.
  • Сила - это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями'. Для большинства видов спорта это одно из важнейших физических качеств. Но в каждом из них к силе предъявляют разные требования. Сила, представляя собой один из компонентов структуры фи­зических способностей, определяет работоспособность спортсмена. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Скоростная сила и силовая выносливость - наиболее типичные силовые ха­рактеристики в спорте, при этом абсолютная сила мускулатуры может рассматриваться как фактор способности к достижению и как мера для оценки доли максимальной силы в том или ином соревновательном действии. Скоростная сила - это способность нервно-мышечной систе­мы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Максимальная сила - это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при максимально произволь­ном мышечном сокращении. Силовая выносливость - это способность организма сопротивляться утомлению при длительной силовой работе.
  • Усталость - это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организ­ма, либо вследствие монотонности работы. Для развития вынос­ливости важно формировать у спортсменов положительное отно­шение к появлению усталости и обучать психологическим при­емам ее преодоления. Выносливость: статическую и динамическую, локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии более 50 % мышечной массы), силовую, анаэробную и аэробную (т.е. способность длительно выпол­нять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения). В спорте выносливость - это способность длительно выпол­нять глобальную мышечную работу преимущественно (порой и исключительно) аэробного характера.
  • Ловкость - важная предпосылка к развитию и совершенство­ванию спортивной техники и поэтому имеет большое значение в видах спорта, требующих четкой координации движений, а также умения приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Ловкость - это способность человека быстро овладевать новы­ми движениями и перестраивать двигательную деятельность в со­ответствии с требованиями меняющейся обстановки. С точки зре­ния психологии ловкость среди физических качеств занимает осо­бое положение. Она проявляется только в комплексе с другими Физическими качествами и имеет свои особенности в каждом виде спорта. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит комплексный характер.

  • Гибкость (подвижность суставов) - это свойство упругой растягиваемости телесных структур (мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. Гибкость - это элементарное условие качественного и количе­ственного выполнения движений.

6. Глава четвертая. Психологические особенности двигательных навыков.


Значительное место в любом виде спорта занимает процесс выработки двигательных навыков, что составляет основу техни­ческой подготовки спортсменов. Двигательные навыки - это за­ученные двигательные действия, имеющие осознанный автома­тизированный характер, доведенные в процессе упражнения до совершенства. Овладеть двигательными навыками (техникой фи­зических упражнений) - значит научиться управлять двигатель­ными действиями, регулировать их в пространственных и вре­менных параметрах с определенной интенсивностью прилагаемых усилий.

     Психологические особенности процесса формирования двига­тельных навыков.

1.     Целостность действия.

2.     Совершенство действия. В выполнении всех элементов целостного двигательного действия требуется высокая степень мастерства: точность движений, устойчивость и гибкость навыка. Точность движений.

3.     Автоматизм действий. Двигательные навыки следует довести до автоматизма, не исключая при этом функцию созна­ния.

4.     Осознанность действия. Двигательные действия спорт­

5.     смена всегда должны быть осознанными. Процесс образования навыков и использование их в деятельности - сознательный процесс.

7. Глава пятая. Формирование психических качеств в процессе Физического воспитания



Память - это процессы запоминания, сохранения и воспро­изведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Дру­гими словами, память - это индивидуальный опыт человека. Ос­новная функция памяти - накопление опыта. Без памяти все ощу­щения и восприятия исчезали бы бесследно.

Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Па­мять служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведени­ем, деятельностью. Без памяти он всегда оставался бы в состоя­нии новорожденного.

Воображение - процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир. Оно позволяет не только программировать будущее поведе­ние, но и представлять возможные условия, в которых это пове­дение будет осуществляться.

     Понятие выносливость многозначно. Под выносливостью по­нимают способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности.

Характеристика выносливости как двигательного качества человека весьма относительна. В физическом воспитании под вынос­ливостью понимают способность организма бороться с утомлени­ем, Вызванным мышечной деятельностью.

Известно, что без волевых качеств невозможно проявление или развитие выносливости. В связи с этим возникают определенные психологические рекомендации о выборе метода в тренировки выносливости.

При непрерывных длительных нагрузках развиваются волевые каче­ства, имеющие значение для стайерской выносливости. В данном

случае спортсмен преодолевает внутренние и внешние трудности при помощи равномерного, сильного, устойчивого напряжения воли.

Интервальные нагрузки развивают импульсивную концентрированность волевого усилия. Спортсмен преодолевает трудности относительно кратковременными, но интенсивными повторяю­щимися усилиями.

Проявление воли носит импульсивный интервально-варьиру­ющий характер. Следовательно, интервальная тренировка разви­вает волевое усилие специфической структуры, нужное для до­стижений в дискретных упражнениях и малоэффективное для до­стижений в длительных соревновательных упражнениях.

Волевые качества, необходимые спортсмену, должны разви­ваться адекватными тренировочными методами и средствами. Для тренировки выносливости существует множество различных спо­собов, в основе которых заложены следующие принципы: непре­рывной длительной работы, интервальной работы и соревнователь­ной.

Для каждого спортсмена существуют соответствующие состоя­нию его тренированности рациональные границы заданий, кото­рые изменяются вместе с повышением работоспособности его орга­низма.

Величины заданий должны постоянно сопоставляться с индивидуальными возможностями спортсмена. Этот процесс обеспечивается с помощью контроля за достижениями и тренировоч­ных программ.

В спортивном движении действуют такие мотивы занятий спор­том, как стремление к всестороннему гармоническому развитию лично­сти, полноценной подготовки к трудовой деятельности, желание в неистовой вклад в прогресс спорта и др. Эти мотивы являются стержнем всей системы воспитания в спорте, включая и спортивную тренировку. На этой основе решаются проблемы мотивации спортивной деятельности, спортивно-этического воспитания, воспитания «спортивного» характе­ра и т. д. Спортивная деятельность, занимая существенное место в жиз­ни человека, становится одним из основных факторов его нравственно­го воспитания и самовоспитания. Одновременно она ставит сложные воспитательные проблемы. Дело в том, что формирующее влияние спорта на личность реализуется в условиях особых межличностных от­ношений, выходящих далеко за рамки чисто педагогических.

Спорт, рассматриваемый в аспекте влияния его на моральный об­лик спортсмена, не может расцениваться только как позитивный или только негативный фактор. Его конкретный воспитательный эффект в решающей мере зависит от условий социально-педагогической органи­зации спортивной деятельности.

Направленное формирование личности спортсмена - результат совместного действия многих факторов и звеньев социальной системы воспитания, в том числе семьи, школы, коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции. Явля­ясь воспитателем в полном и точном смысле слова, тренер не ограни­чивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсмена во время тренировки и соревнований. Он становится одним из основных духовных наставников спортсмена, во многом формирует образ его мыслей и поведения, оказывает существенное влияние на весь процесс его становления как личности.

Индивидуальные потребности и мотивы, которые приводят к за­нятиям спортом, разнообразны. С общественно-педагогической точки зрения нередко, особенно у детей, первоначальные мотивы приобщения к спорту случайны или малосущественны. Первая воспитательная зада­ча тренера в том и состоит, чтобы, опираясь на исходные мотивы, инте­ресы и потребности спортсмена, развить их в глубоко осознанную уст­ремленность, основанную на высокой цели и твердых нравственных принципах.

Формирование мотивов спортсмена обязательно связано с ус­тановкой на спортивное достижение. Факт достижения намеченного ре­зультата становится для спортсмена подтверждением реальности по­ставленной задачи и одновременно источником его ориентации на оче­редные результаты, определяющие степень субъективного запроса («уровень притязаний»). В этом заключается значение достижений как мотивационного фактора спортивной деятельности. Посредством ори­ентации на конкретные результаты тренер конкретизирует задачи спортсмена и таким образом направленно влияет на формирование его спортивных мотивов. Одна из самых важных задач тренера – раскрыть спортсмену суть связи между величиной достижения и мерой «вклада» в тренировку, сделать ее очевидной для него и воспитать устремления, которые выразились бы в спортивном трудолюбии. Мотивы и установ­ки спортсмена в процессе многолетних занятий спортом конкретизи­руются, детализируются и видоизменяются в зависимости от его воз­можностей, этапов спортивного совершенствования, условий жизни и деятельности. Наиболее общие и существенные мотивы спортивной деятельности основываются на осознанном стремлении к всесторонне­му гармоническому развитию личности, приобретению и совершенст­вованию всего, что определяет ценность человека как активного участ­ника общественного прогресса.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.