Рефераты. Экзаменационные билеты и ответы по физкультуре 11 класс p>3. Обычные исследования в покое не могут вскрыть существенных отклонений от нормы в деятельности сердца и сосудов. Поэтому для этой цели применяют функциональные пробы сердечнососудистой системы, которые помогают выявить приспособляемость организма к физическим нагрузкам. Чаще всего используют различные функциональные пробы с разной дозированной нагрузкой (например,
60 подскоков, 20 приседаний, 3-минутный бег на месте и др.). Для определения общего уровня тренированности функциональные пробы должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, нагрузка должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям организма. Во- вторых, пробы должна выявлять приспособляемость организма к физическим напряжениям. В-третьих, проба должна быть проста и выполнима в любых условиях.

Следует учитывать, что в процессе систематических тренировочных занятий частота пульса в покое становится реже, а разница между величинами пульса в положении лежа и стоя постепенно уменьшается. Кроме того, чем более тренирован организм, тем на меньшую учащается пульс после физической нагрузки, и через более короткий проме- жуток времени происходит восстановление пульса до нормального.
Для самоконтроля чаще всего применяется шес-тимоментная функциональная проба сердечно-сосудистой системы, которая производится в следующей последовательности:
• после 5-минутного отдыха лежа подсчитать

пульс в течение 1 мин;
1. спокойно подняться и простоять 1 мин, после

чего подсчитать пульс в течение 1 мин;
2. высчитать разницу между величинами пуль

са в положении стоя и лежа и умножить эту цифру

на 10;

1. сделать 20 глубоких приседаний в течение

40 с. Во время приседаний энергично направлять

руки вперед, а при вставании опускать вниз. После

этого вновь подсчитать пульс в течение первой ми

нуты;
2. подсчитать пульс в течение второй минуты

после нагрузки;
3. подсчитать пульс в течение третьей минуты

после нагрузки.
Оценка уровня тренированности получается путем суммирования всех шести полученных результатов. Чем меньше суммарный показатель, тем выше уровень тренированности. У высокотренированных учащихся этот показатель может колебаться в пределах от 300 до 350 (5 баллов); у хорошо тренированных — от
350 до 400 {4 балла); у среднетре-нированных — от 400 до 450 (3 балла); у плохо тренированных — от 450 до 500 (2 балла); у нетренированных или имеющих отклонения в состоянии здоровья — более 500 (1 балл). Эту функциональную пробу нужно провести три раза: в сентябре, декабре и мае.
При прочих равных условиях уменьшение суммарного показателя будет свидетельствовать об улучшении состояния здоровья и повышении уровня тренированности, а его увеличение -об ухудшении самочувствия и снижении спортивной формы.

Билет № 3

1. Общие требования безопасности при проведении

занятий по легкой атлетике.
2. В чем заключаются признаки утомления и пере

утомления? Меры по их предупреждению. о. Самоконтроль с применением антропометрических измерений (рассказать, продемонстрировать и оценить).

1. Легкая атлетика объединяет различные виды физических упражнений со стереотипными (повторяющимися в неизменном виде), циклическими
{спортивная ходьба, бег), ациклическими (метания, прыжки) и смешанными движениями (кросс, барьерный бег). Во всех видах легкой атлетики более всего подвержены повреждениям голеностопный и коленный суставы. Особенно часты растяжения и разрывы связочного аппарата, надрывы и разрывы сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), реже встречаются травмы мышц (спины, задней поверхности бедра). Кроме того, при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда наблюдается так называемый гравитационный шок — кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега.

Чтобы избежать травмирования во время занятий легкой атлетикой, необходимо выполнять следующие рекомендации по технике безопасности:

1. Места проведения занятий следует постоянно содержать в порядке.
Своевременно проводить ремонт беговых дорожек и легкоатлетических секторов. В зимнее время очищать их от снега, а в случае оледенения посыпать поваренной солью (пес- ком, золой). Б жаркое время резинобитумные и синтетические дорожки надо смачивать водой.
Перед занятиями необходимо проверять ис

правность инвентаря и оборудования, состояние

площадок.
Бег на стадионе следует проводить только в

направлении против часовой стрелки.
Следить, чтобы в зонах безопасности во время

бега и прыжков не было посторонних предметов и

людей.
В качестве финишной ленточки использовать

только легкорвущиеся ткани и нитки. Использова

ние капроновых, нейлоновых тканей и ниток дол

жно быть исключено.
Бежать на короткие дистанции при группо

вом старте следует только по своей дорожке, а во

время бега исключить резко «стопорящую* оста

новку.
Необходимо тщательно рыхлить песок в

яме — месте приземления, а при прыжках подкла-

дывать в обувь под пятку резиновые прокладки.
Нельзя выполнять прыжки на неровном и

скользком грунте с приземление на руки.
Нельзя подавать снаряды броском. Перед ме

танием гранат и других предметов необходимо про

верить, нет ли людей в направлении метания. При

метании нельзя стоять справа от метающего (когда

метание выполняется левой рукой — слева) и хо

дить за снарядами без разрешения преподавателя.

Перед метанием следует вытирать снаряды насухо.

Нельзя пересекать места, на которых прово

дятся занятия по метанию, бегу и прыжкам.
Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах

занятий. Грабли надо класть зубьями вниз, а спор

тивную обувь — шипами вниз.
Запрещается проводить на одной площадке

одновременно занятия несовместимыми видами

спорта (например, футбол и метания, футбол и бег

и т. п.).
2. Утомление обычно возникает в результате чрезмерной физической нагрузки и характеризуется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление, но это деление условно. Умственное утомление проявляется в снижении продуктивности интеллектуального труда, ослаблении внимания. Физическое утомление характеризуется нарушением функций мышц: снижением согласованности и ритмичности их работы, интенсивности и скорости движений. Чрезмерная физическая нагрузка или недостаточный по времени отдых приводят к переутомлению. Для предупреждения переутомления необходимо нормализовать режим дня: исключить недосыпание, умело подбирать нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых. Начальные признаки переутомления довольно трудно определить, но чаще они выражаются так. С каждым разом выполнение упражнений, которые раньше получались без особых усилий, становится все более трудным. Постепенно начинает пропадать желание тренироваться.
Появляются учащенное сердцебиение, одышка, усталость и боль в мышцах
(суставах), большая потливость, значительное покраснение кожи, нарушение координации при выполнении упражнений и невнимательность. Восстановление дыхания и частоты сердечных сокращений после нагрузки происходит более медленно, а чувство усталости наступает быстрее. При переутомлении дыхание осуществляется поверхностно — через рот, появляются головные боли, иногда тошнота и рвота, настроение становится подавленным.

о. Один из способов самоконтроля — антропометрические измерения. Под ними подразумевается метод исследования физического развития человека (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, мышечная сила).
Для оценки этих показателей обычно пользуются стандартами,

разработанными местными органами здравоохранения для различных возрастных групп школьников с учетом региональных особенностей. Для самоконтроля используют обобщенные схемы и формулы оценки физического развития.
Например, для оценки массы тела (веса) используется формула Брока — Бругша.
Это наиболее простой и общеизвестный росто-весовой показатель, согласно которому нормальный вес человека ростом 155— 165 см рассчитывается вычитанием 100 из величины роста, при росте 166—175 см — 105, а при росте
176—185 см — 110. Для оценки показателей веса и роста широко применяется индекс, предложенный вес тела (г)
Кветелем: соотношение ;—г— . По некоторым рост (см) данным, средняя величина его колеблется для юношей в пределах 320—380 г/см, для девушек — 300—365 г/см. Для спортсменов с хорошо развитой мускулатурой больше подходит показатель крепости телосложения по формуле Пинье. Его можно рассчитать, зная величины своего роста, веса и окружности грудной клетки: рост (см) — [вес (кг) + окружность грудной клетки в фазе выдоха
(см)]. Если полученная цифра меньше 10, то телосложение крепкое, 10—20 — хорошее, 21—25 — среднее, 26—35 — слабое, 36 и более — очень слабое, измерительная линия при определении окружности грудной клетки проходит по спине под нижними углами лопаток, а на груди — над молочными железами на уровне четвертого ребра.

Билет № 4

1. Общие требования безопасности при проведении

занятий по лыжному спорту.
2. Каким должен быть пульсовой режим при выпол

нении физических упражнений?
3. Порядок составления комплекса упражнений ут

ренней гимнастики с учетом вашей медицинской

группы (основной, подготовительной, специаль

ной). Составить и продемонстрировать свой ком

плекс утренней гимнастики.

1. При проведении занятий по лыжному спорту возможны механические повреждения и холодо-вые травмы. Чаще всего лыжники получают ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связочного аппарата конечностей.
Травмирование обычно происходит при движении по узким лесным дорогам, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом коркой, в местах, где мало снега и торчат пни, камни, растет кустарник. Нередки на занятиях по лыжному спорту отморожения лица, рук и ног.

Общие требования безопасности при проведении занятий по лыжному спорту заключаются в следующем:
1. К занятиям допускаются школьники, про

шедшие инструктаж, медицинский осмотр и не

имеющие противопоказаний по состоянию здо

ровья.
2. Занятия проводятся согласно расписанию в

специально отведенных местах, утвержденных ру

ководством образовательного учреждения.
3. Обувь и одежда занимающихся должны соот

ветствовать установленным требованиям. Лыжные

ботинки должны быть свободными, мягкими и су

хими. Обязательны варежки или рукавицы.
4. Длина лыж должна соответствовать росту

лыжника и не превышать уровня вытянутой вверх
5. руки (пластиковые лыжи могут быть немного короче). Лыжные палки должны быть правильно подобранными и доходить до уровня плеча (при коньковом ходе применяются палки немного длиннее).
Передвижение к месту занятий осуществля

ется на лыжах или с лыжами, которые несут на

плече или под мышкой. При передвижении на

лыжах впереди должен идти преподаватель, а сза

ди — инструктор-общественник, или наоборот.

Самовольный выход из строя и самостоятельное

катание запрещаются.
Интервал при движении на лыжах по дистан

ции 3—4 м, при спусках с горы — не менее 30 м.
Лыжную трассу следует прокладывать в

защищенном от ветра месте, она не должна пере

секаться с замерзшими водоемами, густыми за

рослями кустарника, автомобильными и же

лезными дорогами. Ширина трассы должна быть

не менее 3 м, а на поворотах и спусках — не менее

б м.
На дистанции лыжникам не следует обгонять

друг друга на узких участках трассы и неудобных

для обозрения спусках. Не следует останавливать

ся на спусках и пересекать на них лыжню.
При падении на спуске надо быстро освобо

дить трассу и помнить, что особую опасность на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.