- совершенствование системы статистического учета и отчетности в сфере туризма, в том числе введение показателей, характеризующих финансовые результаты функционирования учреждений и организаций отрасли;
- подготовка предложений по совершенствованию методики формирования платежного баланса туристской отрасли с учетом рекомендаций Всемирной Туристской Организации и решений Статистической комиссии ООН;
- разработка политики государственного регулирования в вопросах ценообразования в целях определения оптимального порога рентабельности туристского бизнеса для обеспечения конкурентоспособности и стабильной доходности всех специализированных производителей на рынке туристских услуг;
- обеспечение безопасности национального туризма;
- подготовка проектов международных договоров с зарубежными странами и соглашений с субъектами Республики Казахстан по вопросам сотрудничества в области туризма;
- обеспечение условий по улучшению качества обслуживания туристов на основе стандартизации, сертификации, лицензирования туристской деятельности и стандартизации функционирования туристских объектов;
- развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
- обеспечение достаточного уровня финансирования отрасли, в том числе за счет привлечения кредитных ресурсов;
- обеспечение максимального уровня координации в сфере туризма между заинтересованными министерствами и ведомствами, а также между государственным и частным секторами;
- развитие международного рынка страхования в туризме;
- на региональном уровне разработка программ реконструкции гостиниц и введения международной системы их стандартизации.
В ходе реализации Государственной программы предполагается обеспечить стабильный рост общего потока туристов по внутреннему и въездному туризму с 80 тысяч человек в 2001 году до 150 тысяч в 2005 году, при этом ожидается ежегодный прирост в среднем 17500 человек.
Предполагается увеличить объемы въездного туризма с 24 тысяч туристов в 2001 году до 60 тысяч к концу 2005 года. При этом со стратегической точки зрения важным является то, что доля въездного туризма в общем числе туристов на обоих направлениях увеличится с 30% в 2001 году до 40% в последующие годы. Рост объемов въездного туризма составит 7 тысяч человек в год.
Объемы внутреннего туризма также увеличатся с 56 тысяч человек в 2001 году до 90 тысяч человек в 2005 году. Ежегодный рост потока туристов на внутреннем направлении составит 10500 человек.
Эффективность реализации Государственной программы рассчитывается по показателям, прогнозируемым на 2001-2005 годы.
При условии, что в среднем один иностранный турист за время своего пребывания приносит в бюджет около 700 долларов США, то ежегодное пополнение бюджета от въездного туризма составит: в 2001 году - 16,8 млн.долларов США; в 2002 году - 27,3 млн.долларов США; в 2003 году - 32,2 млн.долларов США; в 2004 году - 37,1 млн.долларов США; в 2005 году - 42 млн. долларов США.
Итого за период с 2001 по 2005 годы поступления в бюджет от въездного туризма составят 155,4 миллионов долларов США.
Учитывая, что в мировой практике обслуживание одного иностранного туриста создает 9 рабочих мест, то в 2001 году за счет въездного туризма можно будет поддержать потенциальную занятость 216 тысяч рабочих мест в туризме и смежных отраслях, в 2002 году 351 тысячу рабочих мест, в 2003 году - 414 тысяч рабочих мест, в 2004 году -477 тысяч рабочих мест, в 2005 году - 540 тысяч рабочих мест.
С учетом того, что среднемесячная зарплата работников по найму растет примерно на 20% в год (или на 6% в реальном выражении), то благодаря увеличению объемов въездного туризма доходы занятого населения будут также увеличиваться.
Реализация Государственной программы позволит обеспечить значительные поступления в республиканский бюджет. За этот же период предполагается ликвидировать дефицит платежного баланса по статье "Поездки".
Разработанные в Государственной программе меры будут способствовать дальнейшему увеличению потока туристов на внутреннем рынке и из-за рубежа и, в конечном итоге, приведут к значительному повышению привлекательности национального турпродукта как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества.
В связи с тем, что г. Алматы является культурным, научным и развлекательным центром РК, который посещает боль-шое количество иностранных туристов из различных стран мира, необходимо формиро-вать качественно новый уро-вень обслуживания населе-ния. Для достижения этой цели Департамент малого бизнеса предлагает объеди-нить усилия всех предпри-нимателей, работающих в сфере гостиничного и рес-торанного бизнеса посред-ством создания Лиги Ресто-раторов Туржанов С. (Директор Департамента малого бизнеса.) Уважаемые Рестораторы! - А.: Вестникъ Ресторатора, 2001, № 4. - с. 41..
Лига Рестораторов - организация, призванная объединить все сферы рес-торанного бизнеса: пред-приятия, производящие обо-рудование для индустрии гостеприимства и сферы об-щественного питания, фирмы, занимающиеся поставкой ресторанных и гостиничных принадлежностей, обору-дования, продуктов питания, дизайнерские и мебельные центры, строительные и охранные компании, мастер-ские профессиональной одежды и, конечно, предприя-тия общественного питания и индустрии гостеприимства города Алматы. Планируется также организация централи-зованного закупа и поставок продуктов питания в ресто-раны, кафе, бары и т.д. Таким образом, рестораторы будут иметь удобный и наиболее полный доступ к информации обо всем, что касается их ин-тересов и сферы их деятель-ности. Кроме того, рестора-торы всегда смогут получить юридическую защиту, эконо-мические консультации, список санитарных требова-ний и любого рода информа-цию, необходимую для успеш-ного ведения бизнеса.
Лига Рестораторов первая в Казахстане органи-зация, которая будет иметь возможность профессио-нально присваивать катего-рии ресторанам и гостиницам. Для поднятия уровня сервиса, Лига Рестораторов будет регулярно проводить тренинги и курсы повышения квалификации для персонала гостиниц и ресторанов, при-глашая для их проведения специалистов высочайшего класса, в том числе и профес-сионалов из ближнего и даль-него зарубежья.
Начинающие рестораторы, либо владельцы ресторанов, планирующие открытие еще одного подобного заведения, смогут получить все необхо-димые услуги юридического и экономического характера (вплоть до разработки кон-цепции ресторана и бизнес-плана); рекомендации по строительству, отделке; прай-сы компаний, поставляющих оборудование, фурнитуру, спецодежду; квалифициро-ванный подбор персонала.
Членство в Лиге Рестора-торов будет подразумевать высокий уровень обслуживания, правильную организа-цию всего предприятия и от-менное качество продуктов. Ваши посетители будут уве-рены в Вас, а это - залог процветания.
Учитывая положительный опыт зарубежных компаний такого рода, Лига Рестора-торов надеется объединить усилия рестора-торов и владельцев гостиниц, фирм-поставщиков, а также органов исполнительной и законодательной властей для поднятия уровня обслужива-ния населения, и тем самым создать благоприятные усло-вия для развития туристс-кого бизнеса в Казахстане. (см. Диаграмму 1.).
Диаграмма 1.
Направления первоочередного инвестирования инфраструктуры туризма (по данным анкетирования руководителей турфирм, в процентах от числа ответивших)
Хотелось бы отметить, что ресторанный бизнес в Казахстане еще не достиг такого размаха, как в США. Еще очень много свободных ниш на ранке общественного питания. Несколько тематических ресторанов не охватывают даже сотую часть населения Алматы, где бы могли собираться люди по интересам, пристрастиям, увлечениям в противовес исчезнувшим клубам по интересам или надоевшим молодежи однообразным ночным клубам. Кроме того, небольшой, но уютный ресторан не требует огромных первоначальных инвестиций, а прибыль позволяет получать практически с первых дней работы. Что касается иностранных туристов, то, будем надеяться, что новое законодательство и другие действия руководящих и исполнительных органов способствует притоку гостей и капитала в нашу страну, часть которого они захотят потратить в местных ресторанах и не пожалеют об этом.
Важным аспектом развития туризма в Казахстане является развитие социального туризма, в том числе детского, являющегося основой реализации прав казахстанцев на отдых и одним из главных факторов развития рынка социальных услуг.
Наибольшая роль в Государственной программе отводится координации политики развития и планирования в туристской отрасли на государственном, межгосударственном и частном уровнях, обеспечению форм государственного управления и поддержки развития туризма в Республике Казахстан на базе скоординированного механизма - Государственной программы развития туризма в Республике Казахстан на 2001-2005 годы.
Учитывая положительный опыт зарубежных компаний, Лига Рестора-торов надеется объединить усилия рестора-торов и владельцев гостиниц, фирм-поставщиков, а также органов исполнительной и законодательной властей для поднятия уровня обслужива-ния населения, и тем самым создать благоприятные усло-вия для развития туристс-кого бизнеса в Казахстане.
Тенденции ресторанного бизнеса в Алматы, те же, что и во всем мире. Люди выбирают для себя рестораны, исходя из своего достатка. С другой стороны идет процесс демократизации, и человек желает, чтобы ему не диктовали, как он должен чувствовать себя в ресторане, а напротив - чтобы ресторан подстраивался под его желания. Сохраняется тенденция создания изысканных ресторанов. Наряду с ней присутствует более массовая тенденция создания специализированных заведений, где основной акцент уделяется интерьеру, созданию особой атмосферы. Но, как показывает мировая практика, специализированные рестораны недолговечны. Короткое время они находятся на пике моды, затем интерес к ним ослабевает. Необходимо исходить из того, что первичное в ресторане - кухня и обслуживание, а все остальное - второстепенное. Думаю, что будет развиваться весь спектр ресторанного бизнеса. Недорогие рестораны будут развиваться быстрее, их будет больше, но будут открываться и дорогие рестораны.
1. Указ Президента Республики Казахстан от 27 февраля 1998 г. N 3859 О Государственной программе Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма"
2. Указ Президента Республики Казахстан О Государственной программе развития туризма в Республике Казахстан на 2001-2005 годы
3. Семыкина Ю. Отдых - дело государственное. - А.: Контитнент, 2001, № 16. - С. 25 - 28.
4. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1999.-463 с.
5. Кабушкин Н.И., Бондаренко ГА. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие. -- Мн.: ООО "Новое знание", 2000. -- 216с.
6. Транспорт: взгляд в XXI век. Материалы первой международной научно-практической конференции. Тимошинов В. Казахский кочевой этикет и этика в исламе. Мин. Образования и науки РК, 2001
7. Научно-аналитический обзор. Услуги в системе мировой тор-говли. М., Международные экономические отношения, 1990.
8. По материалам журнала «Travel & Tourism» / Туринфо. 1995. № 14.
9. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М. - С-Пб.: Торговый дом «Герда», 1999.
10. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства.
11. Туризм: приктика, поблемы, перспективы. 1 999, №8,С. 68 - 69
12. Континент. 1999, №10(11), С. 47-49.
13. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. Чудновского А.Д. -М.: ЭКМОС, 2000. - 400 с.
14. Рестораны и развлечения. 2000, №4, С. 33 - 36
15. Бортовой журнал Air Kazakhstan. 1998, №2, С. 70-73.
16. Материалы научной конференции «Вопросы развития туризма в Сибирском регионе и сопредельных территориях». Уварова А.К. Национальная кухня казахов. 2001.
17. Жаксыбергенов А. Г., Кулажанов Т.К. Менеджмент в ресторанном бизнесе. Алматы, 2000.
18. Нестеренко В.П. Введение в гостеприимство. М., 1999.
19. Бекишева Ш.Н., генеральный директор Центра сертификации продукции и услуг. Сертификация: защита для клиентов. - А.: Вестникъ Ресторатора, 2001, № 4. - с. 81-82.
20. Семыкина Ю. Пожалуйте к дастархану! - А.: Континент, 2001, №22.
21. Акмулдина С. Рестораны и развлечения. - Алматы, Министерство культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан. Учредитель ТОО SPARKLE, 2002, № 6
22. Туржанов С. (Директор Департамента малого бизнеса.) Уважаемые Рестораторы! - А.: Вестникъ Ресторатора, 2001, № 4. - с. 41.
23. Дурович Маркетинг в туризме. Минск: Экономпресс, 1998.
24. 0 развитии туризма как доходной отрасли экономики Республики Казахстан: Официальные материалы. - Алматы: ИК «Раритет», 2001. - 48 с.
25. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник. - М.: Финансы и статистика, 2000.
26. Туристско-терминологический словарь: справочно-методическое пособие. Сост.; И.В.Зорин, В.А.Квартальнов. М.: Советский спорт, 1999.
27. Энциклопедия туриста / гл. ред. Б.И. Тамм. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.
28. Ердавлетов С.Р. География туризма. Алматы, 2000.
29. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 208 с.
30. Сарыев И.С., Песин Л.А., Сатинова Н.А., Вильданов Г.Х. Казахская кухня. Алма-Ата: Кайнар, 1982.
31. Чоймбеков Т.У., Песин Л.А., Сатинова Н.А. Дастан о дастархане. Алматы, Казахстан, 1996.
32. Бортовой журнал Air Kazakhstan. 1998, №3, С. 75 - 76.
33. Энциклопедия «Алматы». Гл. ред. Каз. Энциклопедия, 1998.
34. Ердавлетов С. Р. География туризма: теория, методы, практика. Алматы, 2000.
35. Рестораны и развлечения. 2001, №6, С. 22 - 24
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12