Представленная схема при реализации конкурентных преимуществ организации позволяет охватить все факторы, которые влияют на формирование конкурентных преимуществ.
При формировании и реализации конкурентного преимущества гостиницы следует выбирать, если оно отвечает следующим требованиям:
ь важности - выбранное конкурентное преимущество приносит высоко оцениваемую пользу клиентам;
ь неповторимости - конкуренты не предлагают данное отличие или гостиница предлагает их более ярким способом;
ь доступности - рекламируемое преимущество можно показать и продемонстрировать потребителю;
ь неподражаемости - отелям-конкурентам трудно перенять или трудно скопировать данное конкурентное преимущество;
ь доступности по цене - покупатели могут позволить себе заплатить за данное отличие;
ь прибыльности - гостиница получает прибыль, используя данное отличие.
Таким образом, при формировании и реализации конкурентных преимуществ предприятиям сферы услуг, в том числе и туристского бизнеса необходимо учитывать специфику непроизводственной сферы, а также характерные особенности и характеристики самих услуг.
Поскольку непроизводственная сфера характеризуется определенной спецификой в отношении оценки конкурентных преимуществ гостиниц, что, в свою очередь, вызывает динамическое развитие данной сферы и предопределяет появление современных методик определения конкурентных преимуществ гостиниц.
1.3. Современные методики определения конкурентных преимуществ гостиницы
Для определения уровня конкурентных преимуществ и степени их использования необходимо применять современные методы и методики их определения. Следует отметить, что методы - это подходы к определению сущности конкурентных преимуществ, а методики в основном носят количественное определение конкурентных преимуществ.
В различных источниках методы оценки конкурентных преимуществ охватывают далеко не все аспекты обеспечения конкурентоспособности. Считается целесообразным к интегральной оценке конкурентных преимуществ применять системный, комплексный и нормативный подходы.
С позиций системного подхода при интегральной оценке конкурентных преимуществ объектов как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней системы, т.е. внешние и внутренние факторы.
С позиций комплексного подхода при оценке конкурентных преимуществ гостиниц следует учитывает технические (состояние материально-технической базы гостиницы), правовые (стабильность демократических преобразований, системность и обоснованность законодательных актов по различным направлениям права), рыночные (потенциал рынка, сила конкуренции, открытость, маркетинг), научные (глубина анализа экономических законов и закономерностей, законов организации, ширина и глубина применения научных подходов, современных методов), экономические (рентабельность, устойчивость, финансовые инструменты, обеспеченность ресурсами и т.д.), организационные (организация производства, труда, менеджмента, логистика, организация рыночной инфраструктуры), психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияния.
Применение нормативного подхода к оценке будет побуждать организовывать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества исследуемых объектов.
Оценка конкурентоспособности осуществляется по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар или услугу, а оценка конкурентных преимуществ осуществляется на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов.
Дальнейший мониторинг реализации конкурентных преимуществ осуществляется на стадиях производственного процесса и логистики. Очень важно обоснованно, жестко и регулярно проводить политику наращивания конкурентных преимуществ. Методами реализации этой политики являются учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ.
На стадии проектирования (инновационного, инвестиционного, стратегического планирования и т. д.) интегральную оценку конкурентных преимуществ, например, товара или услуги можно осуществлять по формуле:
, (1)
где КП - интегральный показатель конкурентного преимущества товара или услуги;
i = 1, 2,…, n - номер конкурентного преимущества товара / услуги;
j = 1, 2, , m - номер фактора конкурентного преимущества товара / услуги;
бi - весомость i-го конкурентного преимущества;
?бi = 1;
bij = весомость j-го фактора i-го конкурентного преимущества;
?bij = 1;
Пi - относительное или нормативное значение i-го конкурентного преимущества;
Фj - относительное или нормативное значение i-го фактора j-го конкурентного преимущества.
Интегральный показатель конкурентных преимуществ товара или услуги характеризует его потенциальную конкурентоспособность.
Конкурентные преимущества организации проявляются в потенциале организации, сохраняются и приумножаются путем повышения качества управления, реализуются в новшествах и инновациях.
Потенциал организации - это суммарная стоимость ее основного, оборотного и человеческого капитала, ноу-хау, информационных технологий, брендов и других конкурентных преимуществ организации в сферах науки, техники, технологии и управления, обеспечивающих ей конкурентоспособность. Методика комплексной оценки потенциала организации отсутствует. В экономической литературе существует методики оценки отдельных компонентов потенциала.
Качество системы управления организацией - комплексный показатель, определяющий возможность достижения и наращивания конкурентных преимуществ организации.
В свою очередь качество системы управления определяется следующими факторами:
Ш удельный вес управленческого персонала и специалистов организации, имеющих ученую степень по данной сфере деятельности;
Ш средняя образованность всего персонала организации;
Ш текучесть управленческого персонала;
Ш уровень автоматизации управления организацией;
Ш количество и глубина применяемых к управлению научных подходов, принципов, методов.
Весомость факторов качества системы управления организацией предлагается следующая:
ь удельный вес управленческого персонала и специалистов организации, имеющих ученую степень по данной сфере деятельности - 0,30;
ь количество и глубина применяемых к управлению научных подходов, принципов, методов - 0,25;
ь средняя образованность всего персонала организации - 0,20;
ь текучесть управленческого персонала - 0,15;
ь уровень автоматизации управления организацией - 0,10.
Уровень качества системы управления организацией определяется по формуле:
, (2)
где бi - весомость фактора качества системы управления;
?бi = 1, 0;
Пфi - фактическое значение i-го фактора качества;
Пнi - нормативное значение i-го фактора качества.
Данная методика оценки и качества управления организацией отвечает требованиям системности и комплексности, исходные данные представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Факторы качества системы управления
Весомость фактора (бі)
Значение факторов
Нормативное
Фактическое
Удельный вес управленческого персонала и специалистов организации, имеющих ученую степень по данной сфере деятельности, %
0,30
0,1
Количество и глубина применяемых к управлению научных подходов
0,25
20
Средняя образованность всего персонала, лет
0,20
Текучесть управленческого персонала организации, %
0,15
12
Уровень автоматизации управления организацией, доли единицы
0,10
0,80
Фактор
Удельный вес
А
Б
В
Г
1. Качество обслуживания клиентов
0,2
2. Цена
3. Состояние материально-технической базы
4. Месторасположение
5. Имидж
6. Маркетинг (реклама)
7. Качество питания
8. Широкий спектр услуг
Итого:
1
Название корпуса
Год постройки
мІ
Количество номеров, шт.
Количество койко-мест
Остаточная балансовая стоимость, тыс. грн.
Удельный износ (%)
"Олимпийский"
1980
998
31
64
43,6
17
"Главный"
1963
1119,8
49
96
55
30
"Приморский" (спальный)
1982
440
16
235,4
15
Клуб-столовая
1960
977,7
156
172,4
25
Административный
1986
1042,9
293,8
Котельная
1998
97,5
41,5
11
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11