Рефераты. Ценообразование

При определении цены необходимо учитывать различные методологиче-ские подходы, и, прежде всего, в цене должны быть учтены интересы производи-теля и потребителя. Одни методы (прежде всего затратные) учитывают инте-ресы производителя, который стремится возместить свои затраты и получить гарантированную прибыль без учета, в какой степени такая цена адекватна той пользе, которую дает эта продукция потребителю. При подходе к цене с пози-ций полезности (то есть с позиций покупателя) в тени остается вопрос, в какой мере такая цена выгодна конкретному производителю.

Только в условиях конкуренции формируется уровень цен, выгодный и той и другой стороне. Такие компромиссные цены, во-первых, учитывают интересы двух сторон; во-вторых, конъюнктуру рынка. Именно такие рыночные цены ста-новятся базой для формирования других цен на аналогичные товары, несмотря на то что последние могут значительно отличаться друг от друга, так как могут учитывать различные дополнительные ценообразующие факторы 4.

2. ЗАТРАТНЫЕ МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Установление уровня цен в условиях рынка состоит в нахождении такой цены, которая представляла бы собой оптимальный баланс между тем, что хотел бы заплатить за этот товар покупатель, и издержками фирмы при его изготовле-нии. Поэтому определение цены должно основываться в первую очередь на факторах, относящихся к спросу, то есть на оценке того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар. Значение издержек при установлении цен не должно преувеличиваться. На практике, как правило, фирма в первую очередь пытается установить, за какую цену она могла бы про-дать свой товар на рынке исходя из характера спроса, конкуренции, качества товара и т. п., а затем уже определять свои производственные, коммерческие и административные затраты, соответствующие такой цене и изменяющиеся в зависимости от конъюнктуры рынка.

Тем не менее, при исчислении рыночной цены в настоящее время наиболее широко применяются следующие методы:

метод, основанный на определении полных издержек;

метод, ориентирующийся на прямые затраты и в то же время учиты-вающий совокупность всех рыночных условий, особенно условий сбыта.

Суть метода, основанного на определении полных издержек, состоит в сум-мировании совокупных издержек [переменные (прямые) плюс постоянные (на-кладные) издержки] и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

Условный пример определения цены методом полных затрат, тыс. руб.

Переменные (прямые издержки):

на материалы

на рабочую силу

9000

1000

Постоянные (накладные расходы)

3800

Итого затрат

13 800

Ожидаемая прибыль

60

Ожидаемый доход от реализации

16 560

Месячное производство продукции, шт.

1000

Цена единицы продукции

16,5

Главное метода -- его простота и удобство, однако он имеет два больших недостатка:

1. При установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекла-ме и т. д.

2. Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных наклад-ных расходов (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доход пред-приятия.

Предположим, фирма производит три вида товаров. Данные о количестве товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в табл. 14.преимущество данного 1.

Таблица 14.1.

Товар Х

Товар Y

Товар Z

Всего

1. Количество единиц

10 000

20 000

5000

35 000

2. Переменные издержки, всего, руб.:

- на заработную плату производственных рабочих

20 100

3500

42 000

8000

20 500

12 000

82 600

23 500

- на материалы

16 600

34 000

8500

59 100

3. Общие постоянные издержки, руб.

55 000

4. Распределение постоянных издержек между товарами, руб.:

4.1 пропорционально заработной плате производственных рабочих

892

18 723

28 085

55 000

4.2. пропорционально затратам на материалы

15 448

31 641

7911

55 000

4.3. пропорционально переменным издержкам

13 384

27 966

13 650

55 000

5. Общая себестоимость при распределении постоянных расходов, руб.:

- по способу 4.1

28 292

60 723

48 585

- по способу 4.2

35 548

73 641

28 411

- по способу 4.3

33 484

69 966

34 150

Цена единицы каждого товара при рентабельности 15 % к себестоимости и распределении затрат разными способами дана в табл. 14.2.

Таблица 14.2.

Себестоим. единицы товара, руб.

Прибыль на единицу товара, руб.

Цена единицы товара, руб.

X

Y

Z

X

Y

Z

X

Y

Z

по способу 4.1.

2,83

3,04

9,72

0,42

0,46

1,46

3,25

3,50

11,18

по способу 4.2.

3,55

3,68

5,68

0,53

0,55

0,85

4,08

4,23

6,53

по способу 4.3.

3,35

3,50

6,83

0,50

0,53

1,02

3,85

4,03

7,85

Какая из этих трех цен по каждому товару правильнее (разница между максимальным и минимальным значением цены по товарам составляет соот-ветственно 25,5; 20,8; 58,4%)? Все они кажутся в равной мере обоснован-ными.

Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для, расчета цен традиционных товаров, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие цено-вых прецедентов. Наиболее эффективен при расчете цен на товары понижен- ой конкурентоспособности.

Более совершенным, но и более сложным по сравнению с методом полных затрат является многофакторный подход к ценообразованию, стремящийся учи-тывать целый комплекс условий, формирующих цену (перечислен нами выше). Определенное внимание при этом уделяется и издержкам, но не как основе цены, а как одному из факторов, ее определяющих.

Сущность метода прямых затрат состоит в установлении цены путем до-бавления к переменным затратам определенной надбавки-прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной» или «маржинальной» прибыли.

При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явить-ся тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на продукт, в то время как ценность этого продукта для потребителя определяют высший предел установления цены на него. На практике переменные издержки мо-гут в определенных условиях, когда имеются большие незагруженные мощ-ности и стоит вопрос о выживании фирмы, выступать нижним пределом цены.

Условный пример определения цены методом прямых затрат, тыс. руб.

Предлагаемая цена единицы продукции

18,00

16,00

15,00

14,00

Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых)

8,58

8,46

8,40

8,34

«Маржинальная» прибыль на единицу продукции

9,42

7,54

6,60

5,66

Ожидаемый объём продаж, шт.

400

600

800

900

Суммарная «маржинальная» прибыль

3768

4524

5280

5094

Постоянные затраты при 100-процентном использовании производственных мощностей

3000

3000

3000

3000

Реализованная прибыль

768

1524

2280

2094

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.