При определении цены необходимо учитывать различные методологиче-ские подходы, и, прежде всего, в цене должны быть учтены интересы производи-теля и потребителя. Одни методы (прежде всего затратные) учитывают инте-ресы производителя, который стремится возместить свои затраты и получить гарантированную прибыль без учета, в какой степени такая цена адекватна той пользе, которую дает эта продукция потребителю. При подходе к цене с пози-ций полезности (то есть с позиций покупателя) в тени остается вопрос, в какой мере такая цена выгодна конкретному производителю.
Только в условиях конкуренции формируется уровень цен, выгодный и той и другой стороне. Такие компромиссные цены, во-первых, учитывают интересы двух сторон; во-вторых, конъюнктуру рынка. Именно такие рыночные цены ста-новятся базой для формирования других цен на аналогичные товары, несмотря на то что последние могут значительно отличаться друг от друга, так как могут учитывать различные дополнительные ценообразующие факторы 4.
2. ЗАТРАТНЫЕ МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Установление уровня цен в условиях рынка состоит в нахождении такой цены, которая представляла бы собой оптимальный баланс между тем, что хотел бы заплатить за этот товар покупатель, и издержками фирмы при его изготовле-нии. Поэтому определение цены должно основываться в первую очередь на факторах, относящихся к спросу, то есть на оценке того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар. Значение издержек при установлении цен не должно преувеличиваться. На практике, как правило, фирма в первую очередь пытается установить, за какую цену она могла бы про-дать свой товар на рынке исходя из характера спроса, конкуренции, качества товара и т. п., а затем уже определять свои производственные, коммерческие и административные затраты, соответствующие такой цене и изменяющиеся в зависимости от конъюнктуры рынка.
Тем не менее, при исчислении рыночной цены в настоящее время наиболее широко применяются следующие методы:
метод, основанный на определении полных издержек;
метод, ориентирующийся на прямые затраты и в то же время учиты-вающий совокупность всех рыночных условий, особенно условий сбыта.
Суть метода, основанного на определении полных издержек, состоит в сум-мировании совокупных издержек [переменные (прямые) плюс постоянные (на-кладные) издержки] и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
Условный пример определения цены методом полных затрат, тыс. руб.
Переменные (прямые издержки):
на рабочую силу
1000
Постоянные (накладные расходы)
3800
Итого затрат
13 800
Ожидаемая прибыль
60
Ожидаемый доход от реализации
16 560
Месячное производство продукции, шт.
Цена единицы продукции
16,5
Главное метода -- его простота и удобство, однако он имеет два больших недостатка:
1. При установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекла-ме и т. д.
2. Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных наклад-ных расходов (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доход пред-приятия.
Предположим, фирма производит три вида товаров. Данные о количестве товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в табл. 14.преимущество данного 1.
Таблица 14.1.
Товар Х
Товар Y
Товар Z
Всего
1. Количество единиц
10 000
20 000
5000
35 000
- на заработную плату производственных рабочих
3500
8000
12 000
23 500
- на материалы
16 600
34 000
8500
59 100
3. Общие постоянные издержки, руб.
55 000
4.1 пропорционально заработной плате производственных рабочих
892
18 723
28 085
4.2. пропорционально затратам на материалы
15 448
31 641
7911
4.3. пропорционально переменным издержкам
13 384
27 966
13 650
- по способу 4.1
28 292
60 723
48 585
- по способу 4.2
35 548
73 641
28 411
- по способу 4.3
33 484
69 966
34 150
Себестоим. единицы товара, руб.
Прибыль на единицу товара, руб.
Цена единицы товара, руб.
X
Y
Z
по способу 4.1.
2,83
3,04
9,72
0,42
0,46
1,46
3,25
3,50
11,18
по способу 4.2.
3,55
3,68
5,68
0,53
0,55
0,85
4,08
4,23
6,53
по способу 4.3.
3,35
6,83
0,50
1,02
3,85
4,03
7,85
Предлагаемая цена единицы продукции
18,00
16,00
15,00
14,00
Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых)
8,58
8,46
8,40
8,34
«Маржинальная» прибыль на единицу продукции
9,42
7,54
6,60
5,66
Ожидаемый объём продаж, шт.
400
600
800
900
Суммарная «маржинальная» прибыль
3768
4524
5280
5094
Постоянные затраты при 100-процентном использовании производственных мощностей
3000
Реализованная прибыль
768
1524
2280
2094
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5