Рефераты. Бизнес-план как основа маркетингового исследования рынка

В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с различной степенью конкретизации.

Хотя не существует жестко регламентированная форма и структура бизнес-плана, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрывается основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия. Например, возможна следующая структура бизнес-плана:

1. Идентификация, цель и описание бизнеса (реквизиты организации, характеристика форм собственности, его текущее состояние, перспективы развития и т.д.);

2. Краткое изложение проекта (цели и стратегии развития);

3. Анализ рынка (сегменты рынка и их емкость, характеристика потребителей, конкуренты, доля рынка, барьеры выхода на рынок);

4. План маркетинга (прогнозные оценки объемов сбыта на несколько лет);

5. План производства (характеристика выпускаемой продукции);

6. Менеджмент и кадры (управление организацией, включая краткие биографические данные руководителей);

7. Финансы (фонды и их использование, определение сроков возврата кредита);

Любое предприятие, фирма, предприниматель всегда должны вести свою деятельность по заранее разработанной программе, т. е. на основе бизнес-плана. В практике планирования выделяют несколько типов биз-нес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно ре-шать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов:

1. Производственный (внутренний) бизнес-план, который не-обходим для планирования и прогнозирования деятельности пред-приятия; для определения целей развития в предстоящем плано-вом периоде для решения проблем, с которыми предприятие стал-кивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами.

2. Инвестиционный бизнес-план, который является инструмен-том для привлечения инвесторов. В инвестиционном плане должны быть макси-мально учтены главные интересы кредиторов -- обеспечение воз-вратности кредита и своевременная уплата процентов за пользо-вание им. Многие банки, инвестиционные структуры разработа-ли соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов.

3. Бизнес-план финансового оздоровления, который составля-ется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособ-ности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обыч-но в период наблюдения или внешнего управления его имущест-вом. Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и слож-ный период согласования с кредиторами, с собственниками не-платежеспособного предприятия. Порядок согласования, струк-тура бизнес-плана и методика его становления разработаны и ут-верждены Федеральным управлением по делам о несостоятель-ности (банкротстве) предприятий.

4. Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомас-штабных проектов развития действующего производства.

Конкретный набор разделов бизнес-плана определяется пре-жде всего масштабами производства на предприятии и числом сфер его деятельности.

Особенность производственного бизнес-плана в том, что это продукт внутренней планово-управленческой деятельности руко-водства предприятия, специальный инструмент менеджмента, используемый в рыночной экономике на предприятиях любой формы собственности, любой сферы деятельности, любых мас-штабов производства. Отличаться бизнес-планы могут принципа-ми детализации их отдельных разделов.

Бизнес-план предприятия не представляет-ся ни в какую финансово-налоговую службу соответствующей территории для контроля. и представляет собой важнейшую коммерческую тайну. Руководство предприятия должно опреде-лить порядок, систему защиты тех сведений, которые содержат-ся в этом документе.

Бизнес-план в более раз-вернутом виде может включать следующие разделы : план маркетинга и объем продаж; план технического развития и совершенствования органи-зации производства; технико-экономические нормы и нормативы; план материально-технического обеспечения производства; труд и трудовые доходы коллектива; план капитальных вложений; финансовый план: расчет себестоимости, расчет прибыли; риски предприятия; план социального развития коллектива; юридический план; план внешнеэкономической деятельности; план охраны природы.

2. Сущность, содержание и структура плана маркетинга

План маркетинга - это набор мероприятий в области маркетинга, по повышению конкурентоспособности предприятия (во всех элементах - от усовершенствования продукта до повышения эффективности методов его продвижения на рынке); набор мероприятий по достижению целей компании в области маркетинга (увеличение объемов продаж, доли рынка) и реализаций маркетинговой стратегии предприятия.

Особенность плана маркетинга заключается в формулировании и достижении целей в области маркетинга и преимущественно целями маркетинга.

Маркетинг -- это комплекс наиболее существенных элементов рыночных отношений и информационных потоков, которые свя-зывают предприятие с рынками сбыта его товаров. Необходимость такого раздела в бизнес-плане определяется, с одной стороны, огромным разнообразием товаров, а с другой - исключительно высокими темпами их обновления.

Сущность плана маркетинга заключается в приведении предприятия в соответствие с ситуацией на рынке, в конкретиза-ции покупателя, а также в возможном определении его потреб-ностей и способов их удовлетворения. Конкретное содержание плана маркетинга зависит от особенностей производимой продук-ции, характера деятельности предприятия, масштабов производ-ства конкретных товаров и других факторов.

По форме план маркетинга представляет собой план действий, хорошо известный и широко распространенный в менеджменте инструмент. Это система увязанных по срокам, финансовым ресурсам и ответственным исполнителям мероприятий, по своей тематике и составу соответствующих формату маркетингового исследования, принятого в данной компании.

Составление любого плана начинается с постановки целей. Поскольку мы рассматриваем план маркетинга как основу бизнес-плана, в данном случае формулируются цели в сфере маркетинга: сбыта продукции, повышения конкурентоспособности предприятия или фирмы. Одни цели4, установленные в области маркетинга, входят в число главных целей бизнес-плана (рост объемов продаж, доли рынка), реализация других целей маркетинга способствует достижению главных целей предприятия (освоение новых регионов сбыта), могут быть и специфические цели (решение специфических проблем предприятия в деле повышения конкурентоспособности).

Разработка плана маркетинга начинается с оценки своеоб-разия производства на предприятии, в организации и управле-нии; в технологии производства (торговли); в местоположении предприятия; в мощности сбытовой сети.

Затем надо определить главные тенденции, влия-ющие на производство, например, технологические изменения, изменение моды и т. п. Информацию относительно этих тенден-ций можно получить путем ознакомления с соответствующей литературой и обсуждений с покупателями и поставщиками. Оп-ределив главные тенденции, которые будут иметь влияние в дан-ной сфере производства, надо решить, каким образом предпри-ятие будет адаптировано к этим тенденциям.

Важно также определить, как существующие законодательст-во влияет на производство продукции, выполняемые работы, ока-зываемые услуги, на то, как они предлагаются на рынке и каким образом осуществляются. Главное здесь -- определить возмож-ности контроля за возникающим дополнительным риском для предприятия, который может затруднить или облегчить дости-жение поставленных целей. В плане маркетинга выполняются следующие работы:

1. Описание товара по следующей схеме:

1. сущность товара (продукции, услуг);

2. основные черты товара (продукций, услуг), а именно: тех-нический уровень; какую потребность он удовлетворяет; как реализуются эта продукция или услуги; насколько изменчив спрос на данный товар; какой группе покупателей он доступен; каким образом товар реализуется; кто должен освоить его производство;

3. анализ товара (продукций, услуг), а именно: в чем отличие товара от других, близких по назначению, появившихся на рынке; преимущества товара и его слабые стороны; предпо-лагаемый срок жизненного цикла; возможность и необходи-мость модернизации товара; предполагаемые направления его сбыта; перспектива смены данного товара другим.

2. Оценка внутренней и внешней технико-экономической си-туации по следующей схеме:

1. оценка внутренних слабых мест предприятия, т. е. надо дать ответы на вопросы: наличие четкой стратегической линии; положение относительно конкурентов; количество наимено-вании выпускаемой (планируемой) продукции; наличие навыков и знаний в области маркетинга, возможности обеспечения финансовой стороны реализации своей стратегии; уровень себестоимости в целом по сравнению с конкурентами;

2. оценка внутреннего потенциала предприятия, а именно: ка-кова степень самостоятельности, достаточно ли финансовых ресурсов; уровень навыков ведения конкурентной борьбы; возможности для расширения рынка; степень влияния на предприятие сильных конкурентов; имеются ли собственные технологии; в чем преимущества перед конкурентами;

3. внешние возможности предприятия: имеется ли: тенден-ция быстрого развития рынка; новая группа покупателей, которых можно обеспечить своим товаром; возможность вступления на новый рынок (сегмент рынка); перечень то-варов, за счет которых можно полнее удовлетворить потре-бительский спрос;

4. потенциальная угроза предприятию извне, а именно: появ-ляются новые конкуренты; растет объем продаж товаров, способных составить конкуренцию в качестве заменителей вашего товара; рынок медленно расширяется; неблагопри-ятное влияние принятых правительством постановлений (со-циально-экономических, политических); растет давление со стороны конкурентов; растет экономическая мощь постав-щиков, потребителей; изменяются потребности покупате-лей на рынке; неблагоприятные демографические измене-ния;

5. знание своих покупателей: с этой целью предприятию не-обходимо изучать потребности и покупательские возможности как индивидуальных покупателей, так и промышленных потребителей продук-ции.

6. анализ жизненного цикла важнейших видов товаров В зависимости от установленной стадии жизненного цикла предприятие описывает предпринимаемые им мероприятия (снижение цены, повышение качества, улучшение сервиса, усиление рекламы и др.), которые соответствуют поддержанию спро-са на продукцию. В то же время предприятие описывает исследования и разработки по модернизации, а также со-зданию и внедрению новой продукции;

7. соответствие предприятия критериям, которых придержи-ваются индивидуальные покупатели и промышленные по-требители при приобретении продукции, а именно: цена; соответствие требованиям специфики качества; способность выполнять график поставок; техническое соответствие; га-рантии и система работы с потребителями, имеющими пре-тензии; служба ремонта; производственное оборудование; система контроля; общественное мнение о предприятии; го-товность пойти на скидки; возможности упаковки, геогра-фическое положение; финансовое положение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.