37
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: “Маркетинг”
На тему: “Маркетинг-план как основа бизнес-плана”
Студентки
Экономического фак-та
дневного отделения
3 курса, 5 группы
Ивановой О. П.
1.Сущность и значение планирования бизнеса
1.1.Планирование как инструмент принятия управленческих решений ….5
1.2.Состав, структура и типы бизнес-планов ………………………..…… 7
2. Сущность, содержание и структура плана маркетинга …………………..11
3. Маркетинговые исследования рынка как основа планирования
расширения ассортимента продукции ООО “Люкс”
3.1.Маркетинговые исследования рынка ………………………….…………16
3.2.Пример плана маркетинга …………………………………………………23
Заключение.....................................................................................….......……...29
Список использованной литературы ………………………………………….31
Приложение 1. Оценка вклада ассортиментных групп в объем продаж
ООО “Люкс”……………………………………………………………………..32
Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос, стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основных задачи:
- изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта;
- оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции; соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела:
- обнаружить всевозможные "подводные камни" : подстерегающие новое дело в первые годы его реализации:
- определить те сигналы, по которым можно будет регулярно определять, идет ли дело на подъем или катится к развалу.
Овладение искусством составления бизнес-планов сегодня актуально по ряду причин: в нашей экономике нарождается новое поколение предпринимателей, которые никогда не руководили предприятием; меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои идеи; рассчитывая получить инвестиции, необходимо уметь обосновать свои заявки и просчитать все аспекты использования инвестиций.
Цель настоящей курсовой работы - исследование плана маркетинга как основы бизнес-плана, обобщение материалов по теме, имеющих практическое значение.
В работе поставлена задача изучить учебные и методические материалы, раскрывающие сущность и значение планирования бизнеса., состав, структуру и типы бизнес-планов, сущность, содержание и структура плана маркетинга. как основной части бизнес-плана. В работе использованы материалы маркетинговых исследований рынка ООО “Люкс”.
Любой бизнес-план международного образца должен содержать раздел, называемый “План маркетинга”. Я разделяю мнение В.Е.Хруцкого , что “в маркетингово ориентированной компании план маркетинга - это прежде всего инструмент повышения конкурентоспособности в предстоящий период” Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг.-М.:Финансы и статистика, 2000.С.427.. В современной быстроизменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
1.1.Планирование как инструмент принятия управленческих решений
Планирование -- одна из важнейших предпосылок оптималь-ного управления производством на предприятии. Планирование -- это построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели. В этом определении планирование определяется через понятие “пред-видение”.
При переходе России к рыночным отношениям от планирова-ния практически отказались, особенно в 1992--1995 г., считая, что рынок расставит все по своим местам. Но планирование яв-ляется главной функцией управления любым предприятием.
Именно с планирования начинается как создание, так и функци-онирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка пла-нирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнори-рование или некомпетентное осуществление, как правило, при-водят к большим экономическим потерям, к явлениям неплате-жеспособности предприятий.
Бизнес-план в нашей стране до недавнего времени рассматривался как план одного мероприятия или как план становления и развития небольшого предприятия. Но опыт таких крупнейших корпораций, как “Дженерал-моторс”, “Тоета”, “Сименс” убедительно показал, что бизнес-план применим и для управления крупным производством, регламентируя всю его деловую жизнь. Отличие бизнес-плана от ранее применявшегося планирования производства состоит в том, что он не только организует всю внутреннюю сторону процесса производства на предприятии , но и стремится увязать ее с рыночными требованиями.
На уровне хозяйствующего субъекта осуществляется как стра-тегическое планирование, так и текущее технико-экономическое планирование, а также оперативно-производствен-ное планирование как детализация разработок текущих планов предприятия в целом, его крупных цехов и малых производствен-ных подразделений вплоть до рабочего места.
В текущих технико-экономических планах (годовых, кварталь-ных, месячных) детально конкретизируются цели и задачи, по-ставленные перспективным планом. Текущие технико-экономи-ческие планы (производственные бизнес-планы) включают сведе-ния о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, сте-пени загрузки производственных мощностей, обеспеченности промышленно-производственным персоналом. В них также содержат-ся расчеты затрат на производство, расчеты прибыли, рентабель-ности, расходы на реконструкцию производственно-технической базы предприятия.
План является руководством к действию, к исполнению. Он ис-пользуется для обоснования предпринимательской идеи, ее перспек-тивности, для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.
Таким образом, планирование -- это процесс обработки инфор-мации по обоснованию предстоящих действий, определение наилуч-ших способов достижения целей. Планировать свое предпринима-тельство необходимо. Часто бывает, что технологически предпри-нимательство просчитывается безупречно, однако экономические расчеты не выполняются, что и приводит к неудачам в предприни-мательстве. Необходимо заранее составить план экономической деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разра-ботать план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность произ-водства, размер налоги на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному исполь-зованию оборотных средств. Неправильно спланированные реаль-ные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта.
Неустойчивость сегодняшней российской экономики часто не позволяет осуществлять нормальное планирование. Такая эконо-мическая ситуация используется многими производителями (осо-бенно малого и среднего бизнеса) для оправдания отсутствия чет-кой системы планирования, отсутствия производственного (внут-реннего) бизнес-плана предприятия.
Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, поэтому и в рыночной эко-номике от него не отказываются.
Проводимая в стране экономическая реформа предоставила экономическую свободу предприятиям, и многие руководители попытались частично или даже полностью (главным образом это относится к средним и малым предприятиям) освободится от пла-нирования, считая его оковами для себя. Однако принятие реше-ний на базе интуиции, импровизации, как правило, не приводит к оптимальным результатам и в условиях нормальной, некрими-нальной экономической деятельности. Тем более, в условиях раз-вития рыночных отношений, роста и усиления конкуренции возрастает роль планирования.
Руководители предприятия должны учитывать, что планиро-вание -- это экономический метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в про-цессе хозяйствования. Планирование базируется на данных про-шлого, но стремится определить и контролировать развитие пред-приятия в перспективе.
1.2. Состав, структура и типы бизнес-планов
Бизнес-план - план производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в рыночных условиях , занимающий промежуточное значение между стратегическим планом предприятия и его годовым планом маркетинга .Задачей бизнес-плана является установление достаточно широких целей и основных направлений деловой активности для стратегических хозяйственных единиц на период до пяти лет. Бизнес-план основан на глубоких маркетинговых исследованиях.
Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов бизнес-плана. Состав и структура бизнес-плана также зависят от предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Поскольку чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5