Рефераты. Анализ и планирование оптового оборота предприятия

2.2.2. Транзитный оборот с участием в расчетах, то есть оптовое предприятие получает вознаграждение как собственник, оплативший стоимость товаров.

3. Оптовый оборот по клиентуре:

3.1. Оптовая продажа товаров предприятиям розничной торговли;

3.2. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров предприятиям общественного питания;

3.3. Оптовая продажа потребительских товаров промышленным предприятиям;

3.4. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров внерыночным предприятиям;

3.5. Оптовая продажа потребительских товаров другим предприятиям оптовой торговли;

3.6. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров зарубежным клиентам.

4. Оптовый оборот по формам собственности:

4.1. Оптовый оборот государственных (муниципальных) предприятий;

4.2. Оптовый оборот частных предприятий;

4.3. Оптовый оборот предприятий смешанной формы собственности.

5. Оптовый оборот по масштабу:

5.1. Национальный оптовый оборот;

5.2. Оптовый оборот регионов, субъектов РФ;

5.3. Оптовый оборот городов, районов;

5.4. Оптовый оборот отдельных предприятий, организаций.

6. Оптовый оборот по товарной структуре:

6.1. Оптовый оборот по реализации продовольственных товаров;

6.2. Оптовый оборот по реализации непродовольственных товаров;

6.3. Смешанный оптовый оборот.

7. Оптовый оборот по видам цен:

7.1. Оптовый оборот в действующих ценах;

7.2. Оптовый оборот в сопоставимых ценах.

8. Оптовый оборот по измерителям:

8.1. Оптовый оборот в натуральных показателях;

8.2. Оптовый оборот в условных показателях;

8.3. Оптовый оборот в стоимостных показателях [7. С.23].

Оптовый оборот - это важнейший показатель деятельности оптового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности оптового предприятия и от него зависит объем валовой и чистой прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности.

Оптовый оборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия (трудовых, материальных, финансовых) и общей суммы затрат на реализацию товаров. Оптовый оборот также используется для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста оборота [12. С. 85].

О значимости предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему оборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары [6. С.63]. При этом анализ оптового оборота способствует определению эффективности деятельности предприятия, выявлению недостатков и определению возможных путей дальнейшего развития предприятия.

1.2. Методика планирования оптового оборота

Планирование представляет собой процесс формирования планов развития торгового предприятия на основе анализа результатов его деятельности за предшествующие периоды и стратегии работы на будущий период [С. 11].

Планирование продаж является необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.

Планирование оптового оборота является одним из основных этапов в системе планов оптового предприятия, так как от его плановой величины зависят все основные показатели деятельности предприятия - доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия [7. С. 46].

Основой планирования оптового оборота является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.

Планирование оптового оборота осуществляется по следующим этапам (рис. 1).

Основной целью планирования оптового оборота предприятия является обоснование объема, состава и структуры объема оптового оборота на планируемый период с целью его оптимизации. При этом основными задачами планирования оптового оборота являются:

· определение потребностей существующих и потенциальных покупателей, оценка их спроса,

· изучение товарного предложения и тенденций его развития,

· изучение экономических предпосылок планирования,

· расчет общего планового объема планового оптового оборота;

· планирование оборота по формам и видам продаж;

· планирование товарных запасов и товарного обеспечения оптового оборота,

· разработка рекомендаций по росту оптового оборота и оптимизации его состава и структуры.

Рис.1 - Этапы планирования оптового оборота [7. С.47]

Выбор объекта и предмета планирования зависит от поставленной цели. Соответственно, предметом планирования является оптовый оборот, а объектом - какое-либо конкретное предприятие торговли.

Качество результатов анализа и оценки также во многом зависит от полноты и достоверности собранной информации, правильности первичного анализа и синтеза информационных показателей.

Подготовительный этап включает в себя и такое направление, как изучение экономических предпосылок, которое заключается:

· в изучении законодательных, нормативных документов по вопросам учета и регламентации оптового оборота торговых предприятий, решений правительства и местных органов власти по вопросам социального и экономического развития страны;

· в изучении социально-экономических показателей развития отдельных регионов страны;

· степень развития рынка потребительских товаров и оценка его конъюнктуры;

· анализ основных показателей деятельности торгового предприятия за предшествующий ряд лет, оказывающих влияние на оптовый оборот предприятия;

· оценка проводимой торговым предприятием стратегии на потребительском рынке;

· анализ возможностей предприятия торговли (материально-техническая база, состояние трудовых, финансовых материальных и нематериальных ресурсов) и оценка перспектив деятельности предприятий торговли.

На основном этапе планирования оптового оборота, во-первых, необходимо провести планирование общего объема оптового оборота, для чего нужно осуществить планирование оптового оборота по видам и формам продаж.

Планирование оптового оборота по видам продаж включает в себя планирование оптового оборота по реализации, межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оборота.

Планирование оптового оборота по формам продаж включает в себя планирование складского и транзитного оборотов.

Далее проводится распределение оптового оборота во временном и ассортиментом аспектах, а также планируются товарные запасы и рассчитывается товарное обеспечение оптового оборота.

На заключительном этапе планирования оптового оборота осуществляется SWOT - анализ деятельности оптового предприятия, выявляются резервы роста оптового оборота и оптимизации его структуры и состава, разработка плана мероприятий по достижению запланированной величины оптового оборота [7. С. 62].

1.3. Методы планирования оптового оборота

Основной этап планирования оптового оборота предприятия, главным образом, заключается в расчете планируемого объема оптового оборота торгового предприятия на будущий год. Планирование оптового оборота торгового предприятия имеет свою специфику и осуществляется с применением различных методов.

Для планирования оптового оборота по видам продаж используются различные методы, выбор которых зависит как от наличия необходимой информации, требований точности и достоверности плана, так и от наличия квалифицированных специалистов, программного обеспечения и т.д.

Методы планирования оптового оборота по реализации представлены в приложении 1.

Для планирования межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оптового оборота целесообразно применение следующих методов:

· метод прямого счета, основанного на расчете плановой суммы объема оптового оборота на основе заключенных договоров поставки товаров, государственных программ и заказов;

· метод экспертных оценок, основанного на плановом расчете объема и структуры отдельных видов оптового оборота на основе суждений высококвалифицированных специалистов [7 C.54].

Для планирования оптового оборота по формам продаж, включающего в себя планирование складского и транзитного оборотов, используются методы, представленные в приложении 2.

При планировании оптового оборота по формам продажи следует учитывать следующие условия:

· увеличение доли складского оборота, чтобы повысить удельный вес товарных запасов в оптовой торговли;

· рациональнее распределить их между оптовыми и розничными предприятиями;

· создать благоприятные условия для маневрирования товарными ресурсами;

· обеспечение постоянного наличия на складах оптовых предприятий товаров в количестве и ассортименте, достаточном для своевременной подсортировки и снабжения розничной торговли.

Для определения планируемого общего объема оптового оборота является расчет валового оборота:

Овалпл=Орпл+Омрпл+Омгпл+Овспл

(1)

где

Овалпл

- плановый объем общего (валового) оптового оборота, тыс.руб.

Орпл

- плановый объем оборота по реализации, тыс.руб.;

Омрпл

- плановый объем межрегионального оптового оборота, тыс.руб.;

Омгпл

- плановый объем межгосударственного оптового оборота тыс.руб.;

Овспл

- плановый объем внутрисистемного оптового оборота, тыс.руб.

Овалпл=Осклпл+Отрпл

(2)

где

Осклпл

- плановый объем складского оборота, тыс.руб.;

Отрпл

- плановый объем транзитного оборота, тыс.руб.;

Планирование оптового оборота по периодам года включает в себя следующие методы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.