2.2.2. Транзитный оборот с участием в расчетах, то есть оптовое предприятие получает вознаграждение как собственник, оплативший стоимость товаров.
3. Оптовый оборот по клиентуре:
3.1. Оптовая продажа товаров предприятиям розничной торговли;
3.2. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров предприятиям общественного питания;
3.3. Оптовая продажа потребительских товаров промышленным предприятиям;
3.4. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров внерыночным предприятиям;
3.5. Оптовая продажа потребительских товаров другим предприятиям оптовой торговли;
3.6. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров зарубежным клиентам.
4. Оптовый оборот по формам собственности:
4.1. Оптовый оборот государственных (муниципальных) предприятий;
4.2. Оптовый оборот частных предприятий;
4.3. Оптовый оборот предприятий смешанной формы собственности.
5. Оптовый оборот по масштабу:
5.1. Национальный оптовый оборот;
5.2. Оптовый оборот регионов, субъектов РФ;
5.3. Оптовый оборот городов, районов;
5.4. Оптовый оборот отдельных предприятий, организаций.
6. Оптовый оборот по товарной структуре:
6.1. Оптовый оборот по реализации продовольственных товаров;
6.2. Оптовый оборот по реализации непродовольственных товаров;
6.3. Смешанный оптовый оборот.
7. Оптовый оборот по видам цен:
7.1. Оптовый оборот в действующих ценах;
7.2. Оптовый оборот в сопоставимых ценах.
8. Оптовый оборот по измерителям:
8.1. Оптовый оборот в натуральных показателях;
8.2. Оптовый оборот в условных показателях;
8.3. Оптовый оборот в стоимостных показателях [7. С.23].
Оптовый оборот - это важнейший показатель деятельности оптового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности оптового предприятия и от него зависит объем валовой и чистой прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности.
Оптовый оборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия (трудовых, материальных, финансовых) и общей суммы затрат на реализацию товаров. Оптовый оборот также используется для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста оборота [12. С. 85].
О значимости предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему оборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары [6. С.63]. При этом анализ оптового оборота способствует определению эффективности деятельности предприятия, выявлению недостатков и определению возможных путей дальнейшего развития предприятия.
1.2. Методика планирования оптового оборота
Планирование представляет собой процесс формирования планов развития торгового предприятия на основе анализа результатов его деятельности за предшествующие периоды и стратегии работы на будущий период [С. 11].
Планирование продаж является необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.
Планирование оптового оборота является одним из основных этапов в системе планов оптового предприятия, так как от его плановой величины зависят все основные показатели деятельности предприятия - доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия [7. С. 46].
Основой планирования оптового оборота является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.
Планирование оптового оборота осуществляется по следующим этапам (рис. 1).
Основной целью планирования оптового оборота предприятия является обоснование объема, состава и структуры объема оптового оборота на планируемый период с целью его оптимизации. При этом основными задачами планирования оптового оборота являются:
· определение потребностей существующих и потенциальных покупателей, оценка их спроса,
· изучение товарного предложения и тенденций его развития,
· изучение экономических предпосылок планирования,
· расчет общего планового объема планового оптового оборота;
· планирование оборота по формам и видам продаж;
· планирование товарных запасов и товарного обеспечения оптового оборота,
· разработка рекомендаций по росту оптового оборота и оптимизации его состава и структуры.
Рис.1 - Этапы планирования оптового оборота [7. С.47]
Выбор объекта и предмета планирования зависит от поставленной цели. Соответственно, предметом планирования является оптовый оборот, а объектом - какое-либо конкретное предприятие торговли.
Качество результатов анализа и оценки также во многом зависит от полноты и достоверности собранной информации, правильности первичного анализа и синтеза информационных показателей.
Подготовительный этап включает в себя и такое направление, как изучение экономических предпосылок, которое заключается:
· в изучении законодательных, нормативных документов по вопросам учета и регламентации оптового оборота торговых предприятий, решений правительства и местных органов власти по вопросам социального и экономического развития страны;
· в изучении социально-экономических показателей развития отдельных регионов страны;
· степень развития рынка потребительских товаров и оценка его конъюнктуры;
· анализ основных показателей деятельности торгового предприятия за предшествующий ряд лет, оказывающих влияние на оптовый оборот предприятия;
· оценка проводимой торговым предприятием стратегии на потребительском рынке;
· анализ возможностей предприятия торговли (материально-техническая база, состояние трудовых, финансовых материальных и нематериальных ресурсов) и оценка перспектив деятельности предприятий торговли.
На основном этапе планирования оптового оборота, во-первых, необходимо провести планирование общего объема оптового оборота, для чего нужно осуществить планирование оптового оборота по видам и формам продаж.
Планирование оптового оборота по видам продаж включает в себя планирование оптового оборота по реализации, межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оборота.
Планирование оптового оборота по формам продаж включает в себя планирование складского и транзитного оборотов.
Далее проводится распределение оптового оборота во временном и ассортиментом аспектах, а также планируются товарные запасы и рассчитывается товарное обеспечение оптового оборота.
На заключительном этапе планирования оптового оборота осуществляется SWOT - анализ деятельности оптового предприятия, выявляются резервы роста оптового оборота и оптимизации его структуры и состава, разработка плана мероприятий по достижению запланированной величины оптового оборота [7. С. 62].
1.3. Методы планирования оптового оборота
Основной этап планирования оптового оборота предприятия, главным образом, заключается в расчете планируемого объема оптового оборота торгового предприятия на будущий год. Планирование оптового оборота торгового предприятия имеет свою специфику и осуществляется с применением различных методов.
Для планирования оптового оборота по видам продаж используются различные методы, выбор которых зависит как от наличия необходимой информации, требований точности и достоверности плана, так и от наличия квалифицированных специалистов, программного обеспечения и т.д.
Методы планирования оптового оборота по реализации представлены в приложении 1.
Для планирования межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оптового оборота целесообразно применение следующих методов:
· метод прямого счета, основанного на расчете плановой суммы объема оптового оборота на основе заключенных договоров поставки товаров, государственных программ и заказов;
· метод экспертных оценок, основанного на плановом расчете объема и структуры отдельных видов оптового оборота на основе суждений высококвалифицированных специалистов [7 C.54].
Для планирования оптового оборота по формам продаж, включающего в себя планирование складского и транзитного оборотов, используются методы, представленные в приложении 2.
При планировании оптового оборота по формам продажи следует учитывать следующие условия:
· увеличение доли складского оборота, чтобы повысить удельный вес товарных запасов в оптовой торговли;
· рациональнее распределить их между оптовыми и розничными предприятиями;
· создать благоприятные условия для маневрирования товарными ресурсами;
· обеспечение постоянного наличия на складах оптовых предприятий товаров в количестве и ассортименте, достаточном для своевременной подсортировки и снабжения розничной торговли.
Для определения планируемого общего объема оптового оборота является расчет валового оборота:
Овалпл=Орпл+Омрпл+Омгпл+Овспл
(1)
где
Овалпл
- плановый объем общего (валового) оптового оборота, тыс.руб.
Орпл
- плановый объем оборота по реализации, тыс.руб.;
Омрпл
- плановый объем межрегионального оптового оборота, тыс.руб.;
Омгпл
- плановый объем межгосударственного оптового оборота тыс.руб.;
Овспл
- плановый объем внутрисистемного оптового оборота, тыс.руб.
Овалпл=Осклпл+Отрпл
(2)
Осклпл
- плановый объем складского оборота, тыс.руб.;
Отрпл
- плановый объем транзитного оборота, тыс.руб.;
Планирование оптового оборота по периодам года включает в себя следующие методы:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13