Рефераты. Западноевропейский вариант средневекового общественного устройства

Глава 6. Истоки «Европейского чуда»: Рождение капитализма

Западная Европа - первая цивилизация, в кото-рой зародились, обрели силу и в конце концов одержа-ли победу новые буржуазные отношения, то есть совершился еще один формационный сдвиг - от фе-одализма к капитализму. Впервые они появились в крупных торговых городах Италии (таких, как Фло-ренция, Генуя) еще в конце XIV в., в XV-XVI вв. рас-пространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира, но «втягивание» в него происходило уже в условиях разраставшейся европеизации мира и укреп-ления связей и экономической зависимости стран друг от друга.

Капитализм в городе и в деревне

Центрами развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей, со-стоящая в основном из купцов, ростовщиков и цехо-вых мастеров. Все они располагали капиталами (са-мый быстрый путь к их приобретению открывался че-рез торгово-ростовщические операции), которые не прятались в сундуках, а вкладывались в производст-во. Причем производство нового типа, более эффективное, дающее высокую прибыль. В эту эпоху на сме-ну цеху стала приходить мануфактура - крупное производство, основанное в отличие от цеха на внут-реннем разделении труда и наемном труде. Обслужи-вались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы; во главе ее стоял предприниматель, владеющий средствами производства и организующий процесс производства. Существовало две формы мануфактуры: централизованная (купец-предприниматель сам создавал мастерскую, верфь или шахту, сам приобретал сырье, ма-териалы, оборудование) и гораздо более распростра-ненная - рассеянная (предприниматель раздавал сырье надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат). В буржуазные отношения гораздо медленнее, чем город, втягивалась и деревня - главный оплот феода-лизма. Там образовывались фермерские хозяйства, с наемным трудом крестьян, лишившихся своей зем-ли, т. е. переставших быть крестьянами в полном смысле этого слова. Этот процесс раскрестьянивания шел через разные промежуточные формы, как прави-ло, через переход на аренду, что означало отмену фик-сированных платежей и прав на наследственное дер-жание. В деревне в роли предпринимателей могли вы-ступать богатые крестьяне, купцы или иногда сами феодалы, так произошло, например, в Англии, где но-вые дворяне (джентри) сгоняли крестьян с земли и превращали ее в пастбища для овец, занимаясь прода-жей шерсти. Но, как правило, землевладельцы пред-почитали сохранять старые порядки. От быстроты проникновения буржуазных отноше-ний в деревню, гораздо более консервативную, чем го-род, но производившую основную часть продукции, зависели темпы развития капитализма. Быстрее всего процесс шел в Англии и в Северных Нидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазиванием деревни. В ту эпоху появился новый «герой времени», пред-приимчивый, энергичный человек, способный выдер-жать жесткую конкуренцию, создать капитал в бук-вальном смысле из ничего. Развитие капитализма сопровождалось техниче-ским прогрессом, разрушением традиционных корпо-ративных связей, складыванием единых рынков - национальных и общеевропейского. Но в XV-XVI вв. даже в тех странах, где успешно развивались буржуазные отношения, новый уклад все-таки существовал в «контексте» феодальных отно-шений, еще достаточно сильных и не желающих усту-пать свое место добровольно. База капитализма была слабой, поэтому оставались возможности для движе-ния вспять, что и произошло в ряде европейских стран. В их числе оказались Италия, Испания, Порту-галия, Германия.

Монолог власти

В переходную эпоху резко изменилась расстановка сил между властью и обществом. Их диалог стал сме-няться диктатом короля. Королевская власть добивается максимума центра-лизации и самостоятельности по отношению к общест-ву. Создаются огромный бюрократический аппарат (особенно во Франции), постоянное войско, находя-щееся на государственной службе. Король сам издает законы, по своему усмотрению распоряжается финан-сами. Сословные собрания или перестают созываться вообще, или оказываются в полной зависимости от власти. Такой вид монархии получил название абсолют-ной. Ее появление было возможным лишь в особой си-туации, когда буржуазия, выделившаяся из городско-го сословия, вступала в соперничество с дворянством. Это увеличивало маневренность власти, расширяло пространство ее свободы. Кроме того, складывание единого внутреннего рынка требовало централизации, ликвидации феодальных смут. Как правило, монархи стремились поддерживать некий баланс сил в обществе, лавируя между противо-борствующими социальными слоями, но оставаясь при этом формой власти дворянства. От избранной тактики нередко зависело и процветание страны, и долголетие самой монархии. Так, во Франции Генрих IV (1589-1610), с одной стороны, стремился поддержать разорявшееся кресть-янство (понизил налоги, освободил от недоимок, за-претил продавать за долги скот и орудия труда), с дру-гой - поощрял создание мануфактур и торговлю. По-литика оздоровления экономики страны и соблюдения баланса сил продолжалась и при кардинале Ришелье (фактически правил страной с 1624 по 1642 г.). В более сложном положении оказалась абсолютная монархия в Англии, где втягивание деревни в буржу-азные отношения было особенно бурным и приводило к большим потрясениям. В этой ситуации Тюдоры поддерживали новые процессы (давали льготы куп-цам, поощряли колониальные захваты, законами про-тив бродяг обеспечивали дешевизну наемной рабочей силы), но одновременно пытались приостановить их. Защищая цехи, они тормозили рост мануфактур, за-прещали огораживания, которые нанесли урон сель-скому хозяйству и подрывали социальную стабиль-ность в стране. В итоге стремление государства регули-ровать экономику довольно быстро закончилось кризисом власти и революцией. Иной пример дает нам Испания, где абсолютная монархия оставалась крайне консервативной, не под-держивала ремесло и торговлю, а, наоборот, душила города налогами, ориентируясь преимущественно на дворянство. В результате появлявшиеся уже в Испа-нии мануфактуры зачахли, торговля сокращалась, экономика приходила в упадок, и Испания, несмотря на огромный приток золота из колоний, превратилась в одну из самых отсталых стран Европы.

Условия для появления капитализма

Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других цивилизациях были возможности для появления капитализма, например в Китае, и особенно в Японии. Хотя наука еще не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноев-ропейского варианта цивилизационного развития, ко-торые открывали путь для «европейского чуда». Западная Европа была прямой наследницей гре-ко-римского мира, мира с необычно высоким для древ-ности уровнем развития товарно-денежных отноше-ний, с правом на нерегламентированную собствен-ность, с ориентацией на активную созидательную личность. Становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, кото-рый отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государства, формировалась прослойка людей, рас-полагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии. Оформление активных, отстаивающих свои пра-ва сословий заставило государство пойти на сотруд-ничество с ними. Возможности давления на общест-во, на экономические процессы, естественно, остава-лись (и использовались), но все-таки были ограни-чены. Важна была и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех заня-тий, которые традиционно считались «нечисты-ми». Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к то-му, что торговля в общественном сознании посте-пенно получала «права гражданства», а после Ре-формации стала считаться весьма достойным заня-тием.

Глава 7. В поисках новой личности: Ренессанс и реформация

В XV-XVI вв. два явления в культуре - Ренес-санс и Реформация - произвели своего рода револю-цию в духовной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс - это воз-рождение античного наследия, мирского начала. Ре-формация явилась обновлением церкви и сопровожда-лась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали но-вый взгляд на человеческую личность.

Ренессанс: победы и трагедии индивидуализма

Культура Ренессанса зародилась в Италии во вто-рой половине XIV в. и продолжала развиваться на про-тяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние ве-ка» появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и по-клонения. Возврат к античности, реанимация ее идеалов про-явились в самых разных сферах: в философии, литера-туре, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием не-многих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощен-ном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения - это появление гуманизма в философии. Ранние гума-нисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304-1374), пи-сатель Дж. Боккаччо (1313-1375) - хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому, прежде всего, пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении ан-тичной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы цен-ностей. В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетиче-ская мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследо-ванное от греков и римлян. Таким образом, устраня-лось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху, прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви. Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового ис-кусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Человек с его земными страстями и желаниями по-явился и в литературе. Запретная прежде тема плот-ской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавля-ло духовного. Как и философы, писатели старались со-здать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом «Декамероне» Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах череду-ются с трагическими рассказами о безответной или са-моотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвя-щенных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до не-бесной гармонии. Рисуя идеал человеческой личности, деятели Воз-рождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Балла (1407-1457) и Л. Альберти (1404-1472) считали накопленные знания, кото-рые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было нераз-рывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе.

Благородство - словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они ни были.

Из «Книги о благородстве» Поджо Браччолини, итальянского гуманиста, XV в.

Наступала эпоха стихийного и буйного самоут-верждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчи-няющей индивида целому. Это было время титаниз-ма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художни-ка, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека. Однако титанизм имел и свою обратную сторону, приводя не только к добру, но и ко злу. Эпоха Возрож-дения славилась и зловещими, тоже титаническими фигурами, такими, как Цезарь Борджиа или Лоренцо Медичи. С Лоренцо Медичи, представителем знатного флорентийского семейства, был связан расцвет искус-ства во Флоренции в XV в. Однако этот образованный утонченный покровитель прекрасного, казалось бы, воплотивший в себе идеал личности эпохи, не пренеб-регал интригами, а в борьбе с противниками использо-вал яд и кинжал. Сын папы римского Цезарь Борджиа был известен зверскими преступлениями. Стихийный безудержный индивидуализм имел свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в XVI в. - в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великого английского драматурга У. Шекспира (1564-1616) человек часто изображен и героически, и трагически. Таков Гамлет, в котором титанизм ума совмещается со слабостью, с ощущением своих ограни-ченных возможностей перед лицом окружающего ми-ра, полного злобы и страстей. Появился в его произве-дениях и другой тип индивидуалиста - эгоиста, рву-щегося к власти и встающего над моралью (Макбет). Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Реформация: границы индивидуализма

Родиной реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католи-ческой церковью. Реформация быстро распространи-лась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное дви-жение средневековья. Своих новых теоретиков Рефор-мация обрела в Швейцарии, где возник второй пос-ле Германии крупнейший ее центр. Там окончатель-но оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509-1564), которого прозвали «женевским папой». Реформация разрушала представления о незыбле-мой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобща-ют человека к благодати, а личная вера. Единствен-ным авторитетным источником для христианина является Писание, а не декреты пап. Требуя реформи-ровать церковь, М. Лютер доказывал, что нужно секу-ляризовать церковное имущество, распустить мона-шеские ордена, а в монастырях разместить школы и больницы. Лозунг «дешевой церкви» был очень попу-лярен, но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее инди-видуальном общении с Богом. Лишенный посредниче-ства церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности. Кальвин учил, что знак Божественного благоволе-ния к человеку раскрывается в его практической де-ятельности: успех или неуспех - критерий, позво-ляющий понять, проклятие или благодать лежит на человеке. Трудовая этика Реформации освящала практицизм, предпринимательство.

Результатом Реформации... было, прежде всего, то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли.

М. Вебер. Протестантская этика

И Реформация, и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным воле-вым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла ин-дивидуализм, но вводила его в строгие рамки мора-ли, основанной на религиозных ценностях. Реформация оказала огромное влияние на массо-вое сознание европейцев. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, ре-формированные церкви - англиканская, лютеран-ская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической. Нередко утверждение новых религи-озных идеалов влекло за собой кровопролитные гражданско-религиозные войны, такие как война протес-тантских князей с католическим лагерем во главе с императором Германии, война католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции.

Заключение

Средние века - важнейшая ступень в развитии западноевропейской цивилизации. В эту эпоху сло-жились и стали развиваться те особые черты, кото-рые выделили Европу среди других цивилизаций и одновременно повлияли (и продолжают влиять) на мировую цивилизацию в целом. Уже в средние века были заложены основы совре-менной европейской демократии, стали складываться представления о правах и ценности человеческой лич-ности.

На исходе средневековья в Европе в наиболее чис-той своей форме зародился новый тип социально-эко-номических отношений - капитализм. Вместе с тем в истории средневековой Европы есть немало мрачных страниц. Установление прогрессив-ных буржуазных отношений шло рука об руку с ата-вистической работорговлей. С XVI по XIX в. было об-ращено в рабство и вывезено с Африканского конти-нента около 10 млн. негров. Только в XIX в. во многих европейских странах был принят закон о запрете тор-говли рабами. Рост промышленности привел к обеззе-меливанию и разорению крестьянства. В Европе рано появились идеи гуманизма, но это не мешало инк-визиции и в XVII в. сжигать еретиков и «ведьм». Реформация дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей, но еще одним ее результатом были Варфоломеевская ночь, жестокие религиозные войны. Очевидно, главное достижение Европы средневеко-вой и приближающейся к новому времени - это дина-мизм, мобильность, быстрая приспособляемость циви-лизации к меняющимся историческим условиям, уме-ние использовать собственные достижения.

Список литературы:

1. В. М. Хачатурян. История мировых цивилизаций, уч., Москва 2001г.

2. Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М. - Л., 1964г.

3. Энгельс Ф., Франкский период, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19.

4. Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21.

5. Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв., М., 1956г.

6. Корсунский А. Р., Образование раннефеодального государства в Западной Европе, М., 1963г.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.