Рефераты. Западноевропейский вариант средневекового общественного устройства

Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада

Под лозунгом защиты христианского мира от «не-верных» шли войны против арабской Испании. Огнем и мечом обращались в католичество западные славя-не, венгры и жители Прибалтики. Одерживая победы в политической жизни, церковь теряла свой духовный авторитет: представители духо-венства часто напоминали ловких интриганов, а не ис-тинных служителей Бога. Осуждение многих верую-щих вызывала продажа индульгенций - отпущений грехов: получалось, что место в раю можно было ку-пить за деньги. О ненасытном стремлении церкви к власти и обогащению в то время говорили многие пи-сатели и поэты.

Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны Полон он, и скверною все полно безмерной, Ибо заразительно веянье порока, И от почвы гнилостной быть не может прока.

Не случайно папу ведь именуют папой: Папствуя, он хапствует царствующей лапой. Он со всяким хочет быть в пае, в пае, в пае: Помни это всякий раз, к папе подступая.

Вальтер Шатилъонский, поэт, XII в.

Но и политическое могущество церкви было не слишком долгим. Уже в конце XIII и в XIV в. наби-рающая силу государственность дала отпор церкви. Начался закат папства. В XIV в. ослабление папства довершилось великой схизмой - расколом внутри католической церкви: из-за внутренних разногласий появились сначала два, а потом три папы, причем все они доказывали свои права на власть и объявляли друг друга антихриста-ми. После этого римско-католическая церковь уже не сумела вернуть прежние позиции, а на исходе средне-вековья, в XVI в., ей нанесла мощный удар Реформа-ция. Западная церковь, которая руководствовалась теократическим идеалом и сделала политику одной из важнейших сторон своей деятельности, была более «мирской» по сравнению с церковью православ-ной. Она создавала серьезный противовес государ-ству и вынуждала его идти на компромиссы. Бла-годаря церкви еще в раннем средневековье в Западной Европе начала создаваться обстановка диалога в политической жизни. А это было важней-шим условием для появления особого, европейского типа государственной власти - власти, вынужден-ной считаться с обществом и идти с ним на компро-миссы.

Глава 3. Власть и общество

Одно из важнейших достижений западноевропей-ской цивилизации - это современная демократиче-ская система. Многие историки считают, что ее осно-вы были заложены еще в средние века.

Западноевропейское общество в средние века

Средневековое европейское общество было иерархическим. Во главе его стоял король - вер-ховный сюзерен всех феодалов. На следующем уров-не располагались крупные светские и духовные фе-одалы - князья, графы, архиепископы и епископы, считавшиеся вассалами короля. Получая земли (не-редко это были целые области), они приносили прися-гу верности. Светские феодалы получали землю под условие несения военной службы и выполнения опре-деленных обязательств. Такие владения назывались феодами. Крупные феодалы могли, в свою очередь, иметь вассалов, отдавая свои земли феодалам более мелкого масштаба - баронам или рыцарям - на тех же усло-виях. Рыцари уже не имели своих вассалов, в их непо-средственном подчинении находились крестьяне, ко-торым они отдавали землю в держание. Феодальные крестьяне были главными производи-телями в эпоху средневековья и самым многочислен-ным классом средневекового общества. На получен-ных от феодалов наделах они вели собственное хозяй-ство, располагали собственными орудиями труда и скотом. Однако они не были собственниками земли, на которой трудились, даже в тех случаях, когда имели право передавать ее по наследству. «Расплатой» за землю была рента, которая су-ществовала в трех формах: в виде барщины, натураль-ного или денежного оброка. Означало ли это, что средневековый крестьянин в отличие, скажем, от раба был лично свободен? Си-туация складывалась по-разному в разные эпохи. В раннее средневековье поземельная зависимость крестьян постепенно дополнялась все более жесткими формами личной зависимости, ущемлением политиче-ских и гражданских прав. Феодал мог сам осуществ-лять суд над крестьянами, ограничивал их свободу в наследовании с помощью побора, который назывался право мертвой руки, взимал высокую брачную по-шлину, если невеста или жених принадлежали друго-му сеньору. С XII-XIII вв. формы личной зависимости стали смягчаться, барщина почти во всех странах Западной Европы уступала место оброку - сначала натурально-му, а потом и денежному. Но и в этот период крестьяне не были полностью лично свободными и юридически полноправными людьми. Еще одной прослойкой средневекового общест-ва, тоже противопоставленной феодалам, но гораз-до менее многочисленной по сравнению с крестьян-ством, были горожане. Многие средневековые горо-да располагались на землях феодалов и были вынуж-дены подчиняться им, т. е. являлись своего рода васса-лами. Таким образом, отношения между различными классами и слоями средневекового европейского обще-ства были сложными и чреватыми социальными конф-ликтами. Иерархическая структура общества затруд-няла переход с одной ее «ступени» на другую, хотя в принципе он был возможен. Однако в этом «разъединенном» обществе сущест-вовали крепкие связи внутри каждого социального слоя или класса. Средневековый человек всегда чувст-вовал себя частью целого, частью коллектива. Общ-ностей, которые объединяли людей по разным призна-кам, было великое множество. Общностями (еще их называют корпорациями) являлись сельские общины, монастыри, ремесленные цехи, воинские дружины, монашеские и духовно-рыцарские ордена, членами которых были воины-монахи. В средние века сущест-вовали даже корпорации нищих и воров. Большой общностью, объединявшей в себе много других, более мелких, был город. У корпораций, как правило, была собственная каз-на, недвижимость, имелись уставы, часто - даже осо-бая одежда и значки. Жизнь корпораций основыва-лась на принципах солидарности, взаимоподдержки и демократизма. Все проблемы решались на общих со-браниях, больным и бедным оказывали помощь, уст-раивали совместные трапезы. Корпорации не разрушали феодальной иерархии (не было корпораций, которые объединяли бы крестьян и феодалов), но придавали силу и сплочен-ность различным слоям и классам средневекового общества. На основе корпоративизма сложились и особые, уникальные для той эпохи отношения влас-ти и общества.

Диалоги власти и общества

Наиболее крупные социальные общности (горожа-не, светские феодалы, духовные феодалы), которые противостояли государственной власти и добивались определенных прав - юридически закрепленных и подтвержденных центральной властью, - образовы-вали сословие. В Западной Европе сформировались три сословия: духовенство, дворянство и городское со-словие. Положение их было неодинаковым: горожане не смогли уравняться в правах с дворянством. Что ка-сается крестьянства, то оно вообще не сумело стать со-словием, т. е. добиться признания своих прав на обще-государственном уровне. Как именно это происходило? Вернемся назад, к варварским королевствам, и посмотрим, как складывались отношения власти и общества с момента зарож-дения западноевропейской цивилизации. По мере того как уходило в прошлое общинное на-чало, на котором строилась жизнь германских пле-мен, возрастало значение королевской власти: король создавал законы, вводил налоги; его власть станови-лась наследственной и воспринималась как нечто свя-щенное. Уже на этом этапе у власти, как мы помним, был мощный соперник - церковь. Довольно скоро появи-лась и другая сила, оспаривавшая право первенства в государстве - феодалы. В Европе достаточно рано, с VIII-IX вв. (в регионах бессинтезного развития с IX-XI вв.), стала возникать крупная земельная собствен-ность. Крупные феодалы, формально подчинявшиеся королю как вассалы, на самом деле были вполне неза-висимы. Они имели право чеканить монету, вести вой-ны и нередко осуществлять суд в своих владениях. В их распоряжении были собственные вассалы. Пози-ции местной знати постепенно укреплялись, росли ее политическая независимость и военная сила, т. е. шел процесс, который неизбежно приводил к феодальной раздробленности и, следовательно, к ослаблению власти короля. Светская и духовная знать завоевывала все более прочные позиции в управлении государством, участ-вуя в королевском совете. Большие полномочия были у советов магнатов, которые собирались раз в год. Они давали согласие на налоги, имели законодатель-ные, а иногда и судебные права. Поэтому историки на-зывают раннефеодальные государства демократией знати. Но притягательность центральной власти не исчезала: крупные феодалы вели борьбу за трон, а пра-вящие династии всеми силами пытались сохранить принцип наследования, вплоть до того, что коронова-ли наследника при жизни отца. Между тем на политическую арену выходили го-рода. С X по XIII в. по всей Западной Европе нарастала волна городских движений, цель которых состояла в том, чтобы сократить поборы феодалов, получить тор-говые привилегии и, главное, добиться права на город-ское самоуправление. Интересно, что эта борьба не всегда выливалась в традиционные восстания; иногда городам удавалось за деньги выкупить привилегии, а сделка оформлялась в специальных городских хар-тиях. В то время вольности добились многие города Се-верной Франции (Авиньон, Бовэ, Суассон, Лан и др.); около ста лет был независимой аристократической республикой Марсель. В Италии, где центральная власть была крайне слабой, число городов-республик росло особенно быстро. Уже в IX-XII вв. стали неза-висимыми Венеция, Генуя, Сиена, Флоренция, Равен-на и многие другие города. В Германии этот процесс шел с некоторым опозданием, но и там в XII-XIII вв. появились вольные города, лишь формально подчинявшиеся императору: Любек, Нюрнберг, Франк-фурт-на-Майне. Независимые города управлялись соб-ственными городскими советами, имели право объяв-лять войну, заключать союзы, чеканить монету. Они назывались коммунами. Одновременно с городскими развивались и сель-ские коммунальные движения, участники которых добивались расширения прав общины в отношениях с феодалом. Иногда сельские и городские коммуны объ-единялись в своей борьбе, и такие союзы приводили к большим успехам. Один из ярких примеров - победы сельских общин в Италии в конце XII в. При поддерж-ке городов они получали самоуправление и освобожда-лись от некоторых феодальных поборов. В XII-XIV вв. такие самоуправляющиеся общины избирали должностных лиц, создавали свой финансовый и судебный аппарат, издавали законы, регулировавшие их внутреннюю жизнь.

...Сельские и городские общины... были основаны на принципах, заставлявших трепетать весь фе-одальный мир.

Ж. Ле Гофф

Конечно, не все города и сельские общины получа-ли автономию, а получив ее, имели силы удержать до-стигнутое. Сельские коммуны обычно попадали в за-висимость к городам, а для городов вовсе не исключа-лась возможность снова оказаться под властью феодала. Тем не менее коммунальные движения пред-ставляли собой значительную силу. Активность общества оказала воздействие на поли-тическую структуру. Новый тип государства, который стал появляться в большинстве европейских стран в конце XII-XIV в., получил название сословно-представительной монархии. В ту эпоху резко усилилась централизация, но при этом власть провозглашала, что она выражает «общую волю» и обеспечивает «об-щее благо». В сущности, это означало, что король был вынужден признать политические права сословий. Это касалось в первую очередь феодалов и городского со-словия. Результатом соглашения между властью и со-словием стали представительные собрания: парла-мент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, риксдаг в Швеции. Сословные собрания обладали значительными правами, они мог-ли накладывать вето на дополнительные налоги и та-ким образом контролировать короля в финансовых вопросах. Кроме того, они участвовали в обсужде-нии государственных дел, редактировали проекты за-конов. В эпоху сословно-представительных монархий по-явилась знаменитая формула средневековой демокра-тии: «что касается всех, должно быть одобрено все-ми». Она не отражала, конечно, реального положения: истинного народоправства в сословных собраниях не было. Основную их часть составляли феодалы; кресть-янство обычно вообще не было в них представлено (только в кортесах Кастилии и в шведском риксдаге было достаточно много представителей крестьянства). И все-таки сословные собрания не давали центральной власти превратиться в деспотическую. С другой сторо-ны, сам король был заинтересован в поддержке сосло-вий и даже нуждался в ней. Итак, в появлении средневекового «демокра-тизма» большую роль сыграла особая ситуация, в которой оказалась европейская государственность. С самого начала ей приходилось сталкиваться с серьезными противниками - церковью, феодалами, городскими и сельскими коммунами. С этими про-тивниками или соперниками велась борьба или уста-навливалось сотрудничество; в результате основная линия развития состояла в постепенном ограниче-нии произвола власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.