Рефераты. Западноевропейский вариант средневекового общественного устройства

Западноевропейский вариант средневекового общественного устройства

Реферат по дисциплине «История мировых

цивилизаций»

на тему:

Западноевропейский вариант средневекового

общественного устройства

Научный руководитель:

Казань, 2006

Содержание

Введение

Глава 1. «Детство» Европы

Варварство против цивилизации

Разрушение или созидание?

Единство или многообразие Европы?

Глава 2. Государство и церковь

Идеал теократии

Церковь и мирская власть

Глава 3. Власть и общество

Западноевропейское общество в средние века

Диалоги власти и общества

Глава 4. Духовный мир средневековья

От веры к знанию

Церковь и массы

«Оппоненты» церкви

Глава 5. Европа на пороге нового времени

Когда закончилось средневековье?

Европа и мир: рождение глобальной цивилизации

К новым небесам и новой земле

Глава 6. Истоки «Европейского чуда»: Рождение капитализма

Капитализм в городе и в деревне

Монолог власти

Условия для появления капитализма

Глава 7. В поисках новой личности: Ренессанс и реформация

Ренессанс: победы и трагедии индивидуализма

Реформация: границы индивидуализма

Заключение

Список литературы

Введение

Западу, оскудевшему и варваризованному, суждено было на исходе Средневековья об-рести новые силы и вырваться на мировые просторы.

В истории цивилизации, как и в человече-ской жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее.

Жак Ле Гофф, современный французский историк.

Глава 1. «Детство» Европы

«Детство» Европы протекало в катастрофической, бурной обстановке Великого переселения народов, столкновении двух совершенно противоположных и, казалось бы, несовместимых миров - мира варвар-ских германских племен и цивилизации Рима.

Варварство против цивилизации

Первое знакомство с германцами произошло еще в I в. до н. э. Тогда некоторые германские племена пере-шли через Рейн и пытались осесть в римской провин-ции Галлии. Но их натиск был отбит, и самый реши-тельный удар нанес знаменитый полководец Юлий Цезарь, отбросивший германцев за Рейн. К концу I в. н. э. по этой реке и пролегла граница, отделяющая римские владения от земель свободных германских племен. Дальше, до Дуная, шли пограничные укреп-ления, которые назывались Римским валом.

Вся их жизнь проходит в охоте и военных заняти-ях: с раннего детства они (закаляются), приучаясь к тяготам, их сурового образа жизни.

Юлий Цезарь о воинственных германцах в I в. до н. э.

Германские племена, жившие бок о бок с римляна-ми, конечно, впитывали римскую культуру и были го-раздо более «цивилизованными» по сравнению с теми племенами, которые были удалены от границы. Это мирное сосуществование было нарушено уже во II-III вв. н. э., когда в движение пришли восточ-ногерманские племена - готы. Поселившись в При-черноморье, они совершали оттуда набеги на импе-рию. В IV в. началось Великое переселение народов - массовые перемещения германских и негерманских племен. Под натиском гуннов - кочевников тюркского или монгольского происхождения, которые шли с востока на запад, вестготы осели на территории империи, в современной Болгарии, как союзники римлян. Но уже в начале V в. они вторглись в Италию, в 410 г. взяли Рим, а потом перешли в Галлию. Там, в районе совре-менного города Тулузы, в 418 г. было создано первое варварское королевство на территории Римской импе-рии. В начале V в. в Галлию хлынули и другие герман-ские племена (вандалы, аланы и свевы), воспользовав-шиеся тем, что Рим был занят борьбой с вестготами. Особенно опасными были вандалы. Дикие и агрессив-ные, они не шли на договоры с империей, предпочитая совершать набеги и грабить новые и новые территории. В 20-е гг. V в. вандалы разорили богатые приморские города восточного побережья Пиренейского полуостро-ва, а затем высадились в Северной Африке. Кроме германцев в том же V в. на территорию им-перии стали вторгаться гунны, во главе которых стоял знаменитый вождь Атилла, прозванный современни-ками «бичом Божьим». Племя бургундов, живших прежде на Среднем Рей-не, после победы римлян над гуннами было частично переселено к Женевскому озеру. Там в 457 г. появи-лось новое Бургундское королевство, которое вскоре расширилось к северу и вниз по реке Роне, в сторону Прованса. В этой бурной катастрофической обстановке прак-тически незамеченным прошло знаменательное собы-тие - в 476 г. варварами-наемниками был низложен последний римский император и Западная Римская империя прекратила свое существование. Впрочем, эта дата во многом условна: реально свою власть рим-ские императоры потеряли гораздо раньше. Между тем на территорию бывшей Западной Рим-ской империи продолжали вторгаться германские пле-мена. Одно за другим образовывались варварские ко-ролевства. В 439 г. вандалы создали королевство в Северной Африке. В 486 г. в Северную Галлию вторглись фран-ки, ранее жившие в нижнем течении Рейна. В VI в. Франкское королевство заняло земли в Южной Гал-лии и Бургундии. С середины V в. германские племе-на стали активно осваивать Британию, воюя с мест-ным кельтским населением. В результате к концу VI в. в Британии образовалось семь варварских коро-левств. Образование варварских королевств не создало об-становки стабильности. Новые государства вели меж-ду собой постоянные войны, их границы были непо-стоянны, а жизнь, как правило, недолговечной. Так, в 488 г. в Италию вторглись остготы, кото-рые вскоре свергли короля вестготов Одоакра и обра-зовали обширное Остготское королевство, включив-шее в себя Италию, Сицилию, часть Паннонии и Ил-лирии, а позднее - Прованс. Но в 555 г. его завоевала Византия, а затем эта территория была захвачена дру-гим германским племенем - лангобардами. Эта довольно хаотичная картина дополнялась не-прерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских, иранских и славянских племен, еще не создавших собственной государствен-ности. Волны варварских нашествий постепенно успокаивались, но обстановка в Западной Европе еще дол-го оставалась напряженной. С VIII до середины XI в. на Западную Европу наводили ужас набеги воинст-венных норманнов - германских народов, населяв-ших скандинавские страны. В конце VII - начале VIII в. молодая исламская цивилизация повела наступление на европейский мир и утвердила свое гос-подство над Северной Африкой и большей частью Ис-пании.

Разрушение или созидание?

На Западе появился новый мир, возникший благо-даря слиянию римского и варварского миров.

Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада

Какую роль сыграли варвары в становлении новой цивилизации? Казалось бы, ответить на этот вопрос легко. Варвары разрушили цивилизацию Рима, а вместе с ней и тот уровень цивилизованности, который создавался на протяжении многих веков. Не случайно первые века после гибели империи называют «темны-ми». Население страдало от жестокости завоевателей и голода; пустели города, разрушались бесценные про-изведения искусства, замирала торговля. Росло число запущенных, никем не обрабатываемых земель. Так вырисовывался облик Западной Европы в начале ее су-ществования: огромные пространства лесов и полей с редкими, разобщенными островками деревень. Современники с ужасом описывали бедствия, обру-шившиеся на некогда процветавшие земли.

На Испанию набросились варвары; с немень-шей яростью обрушились заразные болезни... Голод свирепствует столь жестокий, что люди пожирают человечину... В городах, деревнях, виллах, вдоль до-рог и на перекрестках, здесь и там - повсюду смерть, страдание, пожарища, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей во всеобщем по-жаре.

Современники о событиях V в.

Но, несмотря на эти страшные картины, название «темные века» не объясняет нам всего, что происходи-ло в ту эпоху, когда закладывался фундамент новой цивилизации. Степень варваризации была неодинако-ва; многое зависело от того, какие именно германские племена вторгались на территорию Римской империи. Например, вестготы, остготы, франки довольно долгое время жили на ее границах, и, разумеется, входили в контакты с местным населением, усваивая некоторые элементы цивилизованности. В Остготском королевстве продолжала действо-вать римская система образования, и варвары попол-няли ряды учащихся. Остготский король Теодорих покровительствовал искусствам и наукам, при его дворе творили римские философы, писатели и исто-рики. По приказу Теодориха в Риме, Вероне и Равенне были восстановлены многие древние сооружения и по-строены новые; возрождались цирковые и театраль-ные представления. Теодорих, очевидно, ощущал себя преемником, продолжателем римских традиций; он писал византийскому императору, что его единствен-ное желание - это сделать свое королевство «двойни-ком» «беспримерной» Византии. Остготское возрож-дение (так называют этот расцвет культуры историки) было уникальным для V-VI вв. и не слишком долго-временным явлением. Иначе к плодам цивилизации относились те варва-ры, которые не имели опыта общения с римлянами. Лангобарды, покорившие Италию, не были готовы к усвоению античных достижений и потому последст-вия вторжения этого племени оказались гораздо более разрушительными. Но важно было уже то, что варвары захватили цивилизованное пространство: в са-мой Италии и римских провинциях были выстроены акведуки и термы, возвышались древние города, ук-рашенные храмами и статуями. Это пространство не могло исчезнуть сразу, как и старые социальные отношения, и законы, как и люди, вскормленные куль-турой Рима. Но для становления будущей западноевропейской цивилизации имело значение не только культурное наследие Рима, которое в той или иной степени пере-нимали варвары. В эпоху ее детства произошел важ-нейший сдвиг - переход к феодализму. И этот слож-нейший процесс развивался при самом активном участии варваров. Некоторые элементы феодализма появились, правда, и в Римской империи накануне ее гибели (труд колонов), но окончательно новые соци-ально-экономические отношения утвердились на большей части территории Европы через взаимодей-ствие позднего римского общества с варварским. Такой путь развития феодализма называется синтезным. Каким образом происходил синтез? На террито-рии бывшей Римской империи частично были унич-тожены, а частично еще сохранялись большие по-местья римской знати. Но, как вы помните, их вла-дельцы в основном использовали труд колонов, а ра-бов сажали на землю и давали им возможность вести собственное хозяйство. И колоны, и рабы, посажен-ные на землю, фактически были арендаторами. Ря-дом с такими поместьями селились общины герман-цев. К V-VI вв. германская община уже начала рас-слаиваться: ее члены имели участки земли, которые можно было продавать, покупать, дарить или заве-щать, т. е. пользоваться ими как частной собственно-стью. В коллективной собственности общины оставались только леса, пустоши и пастбища. Благодаря расслоению общины и возможности покупать и про-давать землю среди германцев росло крупное земле-владение. Так зарождались два класса феодального общества: феодалы - собственники земли, и крестьяне, полу-чавшие землю от феодалов под определенные условия, т. е. зависимые крестьяне. Феодала и зависимого крестьянина связывало нечто вроде взаимного догово-ра: феодал не мог использовать свою землю без труда крестьянина, а тот не имел своей собственной земли, а, кроме того, остро нуждался в ту неспокойную эпоху в военной защите. Но феодализация общества проходила в разном темпе даже в тех регионах Западной Европы, где осу-ществился синтез римского и варварского миров. Бы-стрее всего становление феодализма шло там, где рим-ские и варварские начала были уравновешены (в Севе-ро-Восточной Галлии), медленнее - там, где варвары не сумели разрушить римские рабовладельческие вил-лы (Италия), и там, где римские начала были слиш-ком слабыми (Британия, Германия между Рейном и Эльбой) или отсутствовали вообще (Скандинавия). Соответственно в Северо-Восточной Галлии феодализм утвердился уже в VIII-IX вв., в Италии - к Х в., в Британии - к XI в., в Германии - только к XII сто-летию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.