Рефераты. Создание и функционирование Верховного тайного совета

Что касается ситуации в стране, то для ее характеристики сто-ит обратиться к монографии П.Н. Милюкова "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого". Даже при том, что многие его данные впослед-ствии были оспорены позднейшими исследователями, в целом на-рисованная им картина экономического кризиса, думаю, верна. Между тем столь детальная, основанная на числовых данных, как

в книге Милюкова, картина не была известна верховникам, осно-вывавшим свои суждения главным образом на доношениях с мест и сведениях о количестве недоимок. Поэтому для примера целе-сообразно обратиться к такому документу, как отчеты А.А. Мат-веева о его ревизии Московской губернии, где, как можно пред-положить, положение были не самым худшим. "В Александровой слободе, - писал Матвеев, -- всех сел и деревень крестьяне податьми дворцовыми через меру их гораздо неосмотрительно от главных правителей слободы той обложены и отягчены; уже мно-жество беглецов и пустоты явилося; и в слободе не токмо в селах и деревнях не крестьянские, но нищенские прямые имеют свои дворы; к тому ж и не без нападочных тягостей к собственной сво-ей, а не ко дворцовой прибыли". Из Переславля-Залесского се-натор сообщал: "Непостижимые воровства и похищения не токмо казенных, но и подушных сборов деньгами от камерира, комисса-ров и от подьячих здешних я нашел, при которых по указам по-рядочных приходных и расходных книг здесь у них отнюдь не бы-ло, кроме валяющихся гнилых и непорядочных их записок по ло-скуткам; по розыску ими более 4000 налицо тех краденных денег от меня уже сыскано". В Суздале Матвеев казнил копииста камерирской конторы за кражу более 1000 рублей и, наказав мно-гих других чиновников, доносил в Петербург: "В здешнем городе великое со дня на день умножение из крестьян нищеты, человек по 200 и больше, и отовсюду их, крестьян, в низовые городы по-бег чинится многочисленный от всеконечной их скудости, подуш-ного платить нечем. Крестьяне синодальной команды подают про-шения об обидах и излишних сборах сверх положенного на них подушного11 Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в первой четверти 18 столетия и реформа Петра Великого. оклада". "Облегчение в платеже подушных денег, вывод военных команд, - - писал, комментируя эти документы, С.М. Соловьев, -- вот все, что могло сделать правительство для крестьян в описываемое время. Но искоренить главное зло -стремление каждого высшего кормиться за счет низшего и на счет казны -- оно не могло; для этого нужно было совершенствование общества, а этого надобно было еще ждать"1^.

В деятельности правительств Екатерины I и Петра II, главной целью которой, как уже говорилось, был поиск денежных средств для поддержания жизнеспособности государства, можно выделить следующие взаимосвязанные направления: 1) совершенствование налогообложения, 2) преобразования административной системы, 3) меры в области торговли и промышленности. Рассмотрим каж-дое из них в отдельности.

Как явствует из материалов обсуждения вопросов, связанных с подушной податью, в Сенате и Верховном тайном совете, чле-ны первых послепетровских правительств основной порок подат-ной реформы Петра видели не в самом принципе именно подуш-ного обложения, но в несовершенном механизме сбора подати, во-первых, не дающем возможности оперативно учитывать измене-ния в составе плательщиков, что вело к обнищанию населения и росту недоимок, а во-вторых, в применении воинских команд, что вызывало протест населения и понижало боеспособность армии. Критику вызывало также размещение полков в сельской местно-сти с возложением на местных жителей обязанности строить пол-ковые дворы, что также делало их повинности непосильными. По-стоянный рост недоимок вызывал серьезные сомнения в возмож-ностях населения платить подати установленного Петром размера в принципе, хотя эту точку зрения разделяли не все верховники. Так, Меншиков, как пишет Н.И. Павленко, считал, что размер подати не обременителен и "это представление прочно укрепилось в голове князя еще шесть лет назад, когда правительство Петра I обсуждало сумму подати". Меншиков "остался верен убеждению, что достаточно уменьшить число подьячих и рассыльщиков всяко-го рода,., ликвидировать в уездах полковые дворы, взимавшие по-душную подать, и разместить солдат в казармах городов, как сре-ди поселян наступит благоденствие". Поскольку именно Меншиков был наиболее авторитетным из членов совета, его мнение в конечном счете и возобладало.

Вместе с тем стоит заметить, что, поскольку первый опыт сбора подушной подати был осуществлен лишь в 1724 г. и его результаты не могли быть известны главному вдохновителю по-датной реформы, верховники имели все основания судить о ней по первым результатам. А как люди, взявшие на себя ответст-венность за управление страной, они, более того, были обязаны принять решительные меры по исправлению положения. Анисимов полагает, что в действительности разорение страны не было вызвано чрезмерным размером подушной подати, а было следст-вием перенапряжения экономических сил в ходе многолетней Се-верной войны, роста числа и размеров косвенных налогов и по-винностей. В этом он, несомненно, прав. Однако введение по-душной подати, на первый взгляд, весьма умеренного размера, в таких условиях могло оказаться той каплей, после которой раз-витие ситуации перешло критическую черту, и те меры, которые стали предпринимать верховники, были действительно единствен-

но возможными для спасения положения. Причем замечу, что на радикальное снижение размера подушной подати они так и не по-шли, справедливо полагая, что оно поставит под угрозу сущест-вование армии. В целом меры верховников следует признать вполне разумными: вывод воинских частей из сельской местнос-ти, освобождение жителей от обязанности строить полковые дво-ры, снижение размера подушной подати, прощение недоимок, ва-рьирование в сборе податей деньгами и продуктами с введением на них фактически свободных цен, переложение взимания пода-тей с крестьян на помещиков и управителей, сосредоточение сбо-ра в одних руках -- все это должно было способствовать сниже-нию социальной напряженности и давало надежду на пополнение казны. Да и Комиссия о податях, во главе которой, кстати гово-ря, стоял Д.М. Голицын, т. е. представитель старой аристокра-тии, находившейся, по мысли некоторых авторов, в оппозиции к петровским реформам, проработав несколько лет, так и не суме-ла предложить чего-либо взамен подушного обложения. Таким образом, как бы ни оценивать критику верховниками податной реформы, их реальные действия были направлены лишь на ее со-вершенствование, корректировку, приспособление к реальным ус-ловиям жизни.

Гораздо более радикальный характер имели преобразования,

осуществленные верховниками в системе управления страной, и некоторые из них могут действительно рассматриваться как контр-реформаторские по отношению к петровским учреждениям. В пер-вую очередь это относится к ликвидации надворных судов, созда-ние которых было как бы первым шагом к реализации принципа разделения властей. Однако подобного рода теоретические рас-суждения были, безусловно, чужды и незнакомы верховникам. Для них надворный суд был лишь одним из многочисленных уч-реждений, появившихся на местах в ходе петровских реформ. К тому же при отсутствии в стране профессионального юридическо-го образования, а следовательно, и профессиональных юристов, при том, что само право еще не выделилось в качестве сферы са-мостоятельной общественной деятельности, существование на-дворных судов ни в коей мере обеспечить действительного разде-ления властей не могло. Забегая вперед, замечу, что и впоследст-вии, когда судебные учреждения были выделены в самостоятель-ные в ходе губернской реформы 1775 г., подлинного разделения властей все равно не получилось, ибо страна и общество были к нему попросту не готовы.11 Там же. С. 234.

Что же касается организации местного управления, то, оце-нивая деятельность верховников, надо помнить, что существовав-шая в то время на местах система учреждений создавалсь Пет-ром в течение долгого времени, и если ядро ее было создано па-раллельно с коллежской реформой, то одновременно оставалось немало различных учреждений, возникавших ранее, часто спон-танно и бессистемно! Завершение податной реформы и начало функционирования новой системы обложения неминуемо, даже если бы экономическое положение в стране являлось более бла-гоприятным, должно было привести к изменениям в структуре органов власти на местах, и эти изменения, конечно, должны бы-ли быть направлены на упрощение системы в целом и повыше-ние ее эффективности. Именно это и было осуществлено в 1726--1729 гг. Причем, обращает на себя внимание, что смысл осуществленных мероприятий сводился к дальнейшей централи-зации управления, к созданию четкой вертикали исполнительной власти и, следовательно, никак не противоречил и духу петров-ской реформы.

Нельзя не признать разумным и стремление верховников к удешевлению аппарата за счет его сокращения. Иное дело, что созданное или, вернее, воссозданное на местах воеводское уп-равление по сравнению с петровскими учреждениями по форме было более архаично, однако функционировало оно теперь ина-че, чем в допетровской России, хотя бы потому, что воевода подчинялся не приказу в Москве,, а губернатору, который, в свою очередь, был подотчетен органам центральной власти, ор-ганизация которых была принципиально иной. Не следует пре-небрегать и рассуждениями верховников о том, что населению легче было иметь дело с одним начальником, чем со многими. Конечно, и новые воеводы, как и их предшественники XVII в., ничем не брезговали, чтобы набить карманы, но уж для исправ-ления этого зла действительно, как писал Соловьев, требовалось прежде всего исправить нравы, что было верховникам не под силу.

Что касается центральных учреждений, то, как мы видели, все усилия верховников были направлены на их удешевление, с одной стороны, и повышение их эффективности за счет ликвидации дуб-лирования функций -- с другой. И если даже согласиться с теми историками, которые в рассуждениях верховников видят непри-ятие ими самого принципа коллегиальности, никаких реальных действий по его разрушению они не предприняли. Верховники

уничтожили ряд ранее существовавших учреждении и создали другие, причем новые учреждения создавались на тех же принци-пах коллегиальности, а их функционирование основывалось на пе-тровском Генеральном регламенте и Табели о рангах. Коллегиаль-ным органом, как уже упоминалось, был и сам Верховный тайный совет. Всему сказанному не противоречит и сокращение числа коллежских членов, не изменившее сколько-нибудь принципиаль-но порядок принятия решений в учреждениях. Несколько иначе выглядит решение верховников отказаться от выплаты части чи-новников жалованья и перевести их на кормление "от дел". Здесь действительно можно усмотреть существенное отступление от пе-тровских принципов организации аппарата управления, заложив-ших основы русской бюрократии. Конечно, правы те, кто обвиня-ет верховников в непонимании сути реформы Петра, однако дей-ствовали они исходя не из каких-то идейных установок, а подчи-няясь обстоятельствам. В их оправдание нужно, впрочем, сказать, что в реальности чиновники и в то время, и позднее получали жа-лованье крайне нерегулярно, с большими задержками и не всегда полностью; практиковалась выдача жалованья продуктами. Так что в определенной мере верховники придали силу закона тому, что существовало de facto. Обширное государство нуждалось в разветвленном и отлаженном аппарате управления, но не имело ресурсов для его содержания.

Сам факт не только ликвидации верховниками некоторых пет-ровских учреждений, но и создания ими новых свидетельствует, на мой взгляд, о том, что и эти их действия носили вполне осмыслен-ный характер. Причем, их реакция на меняющуюся ситуацию бы-ла достаточно быстрой. Так, по указу от 24 февраля 1727 г. все обязанности, связанные со сбором податей в городах, были воз-ложены на городовые магистраты с личной ответственностью их членов за недоимки. В результате явились новые злоупотребления и поток жалоб на них посадских людей11 Там же. С. 69., что стало одним из факторов, предопределивших их ликвидацию. По существу это было разрешением противоречия между восходящей к иностран-ным образцам форме петровских городских учреждений и факти-чески закрепощенным состоянием населения российских городов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.