Рефераты. Человек тыла его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны

В 1942г. трудящиеся Называевской маслобазы совместно с Крутинским и Исилькульским районами собрали в Фонд обороны более 2000 центнеров молока, кроме того, за месяц, начиная с 24 января, эти районы через Называевскую маслобазу отправили защитникам Ленинграда 60 вагонов сливочного масла.

По примеру колхозников Утинского сельского совета началось пожертвование ценностей в Фонд обороны страны. За день 13 августа 1942г. колхозники Лорис-Меликовского сельского совета сдали в Государственный банк займов СССР облигаций на 10 тысяч рублей. В районную сберкассу в тот день сдано облигаций на многие десятки тысяч рублей. Через неделю эта сумма равнялась 52825 рублей, а к сентябрю - 101 тысяча рублей.

Стихийно возникло движение домохозяек помочь фронту продуктами. Они сдают молоко бесплатно без зачёта в план поставок. Член сельхозартели «Свобода» 85-летняя Мария Пашкина 12 июля 41г. сдала бесплатно 10 литров молока. Примеру последовали все женщины колхоза «Свобода», «7-й съезд Советов», «8-й съезд Советов». 12 июля в Большепесчанское отделение сдано 450 литров молока.

«Хлеб фронту!» - боевой лозунг колхозников сельхозартели имени Будённого (Мясниковский сельсовет). 17 октября 1941г. они организовали «Красный обоз» из 14 подвод. Сдав в этот день свыше 100 центнеров зерна, колхоз выполнил обязательства по продаже хлеба государству. В этот же день «Красный обоз» из колхоза имени Андреева достал из пункта Заготзерно 300 центнеров пшеницы. Это было хорошей добавкой к 1000 центнеров, сданных ранее.

6 февраля 1943г. на митинге, посвящённом разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом, рабочие и служащие Заготзерно единодушно постановили отчислить месячный заработок на постройку танковой колонны «Омский колхозник». В сборе средств принимали участие даже дети. В детском саду в Называевке на постройку танка «Малютка» собрано около 3000 рублей.

Хозяйства постоянно поддерживали связь с ушедшими на фронт, поддерживали их боевой дух. Переписка фронтовиков с оставшимися в тылу была непрерывной. Достижения земляков на фронте ставилось в пример. Руководители призывали быть такими же, как их земляки, постоянно выполнять свои обязательства перед Родиной.

Колхозное поле чем-то напоминало фронт. Там тоже ковалась победа. Правда, там не свистели пули и осколки, однако доставалось и им, сельским труженикам, порой сполна, так же, как и бойцам переднего края.

Война показала, что всё колхозное крестьянство проявило высокое гражданское сознание и ни с чем не считалось, лишь бы победить врага. Хлеб для армии, для рабочих шёл бесперебойно, хоть оставались в деревне старики, женщины и дети. В трудную пору собирали крестьяне миллиарды рублей на самолёты и танки. Ни в одной книге прошлых веков не записано ещё такого подвига.

Откуда у советских крестьян взялась богатырская сила и великая преданность социалистическому Отечеству - понять нетрудно. В Советской стране трудящиеся крестьяне впервые за свою многовековую историю стали хозяевами земли, хозяевами государства.

Тяжёлый удар нанесла война нашей стране. Десятки тысяч деревень, сёл и городов разрушали фашистские варвары. В руины были превращены заводы, фабрики, электростанции. Гитлеровцы разорили значительную часть совхозов и колхозов, МТС, миллионы голов скота угнали в Германию.

И всё же, главный ущерб: на фронтах Великой Отечественной войны погибли миллионы советских людей, сгинули в фашистских концлагерях и никогда не вернулись в родные города и деревни, не сели за баранки автомобилей, рычаги тракторов и штурвалы комбайнов, не пришли к своим станкам и не смогли помочь соотечественникам возрождать нашу Родину.

Далеко от фронта находился сибирский Исилькульский район. Но и его не обошли стороной беды, свалившиеся на советских людей в те тяжёлые годы.

Совсем уже мало осталось тех, кто с оружием в руках победил фашизм, и тех, кто обеспечил эту Великую Победу своим трудом в тылу.

«Продовольствие нужно было армии и стране так же, как танки, топливо, боеприпасы. Простые машины, конные жатки, сноповязалки, серпы, косы - всё было пущено в ход. На полях и фермах, заменяя мужей и братьев, работали миллионы женщин… Война явилась суровой проверкой жизнеспособности, силы и могущества колхозного строя. Эта проверка была выдержана с честью»,- писал Н.А. Вознесенский.

Глава 3. Быт и культурное обслуживание «человека тыла» в годы Великой Отечественной войны в Западной Сибири (на материалах Омска и Омской области).

Великая Отечественная война - не просто история. Это конкретное, бесценное духовное достояние, которое не стареет, не становится будничным и обыденным. С годами не ослабевает, а растёт интерес не только к крупномасштабной эпопее войны, но и её отдельным страницам.

Несмотря на обилие литературы о войне, в ней отсутствует анализ роли социальной психологии масс. Есть много трудов об идеологической работе в годы войны, но они, как правило, сводятся к перечислению действий политорганов. Их авторы практически не пытаются показать, на какие народные традиции, черты менталитета опиралась, чем определялась эта деятельность. Тоталитарному режиму удалось нивелировать личность, подавить самостоятельность, посеять страх перед жёсткой авторитарной властью, религиозность, православную духовность заменить атеизмом, придать патриотизму новую идею - идею социального освобождения.

Война за свободу и независимость Родины, за спасение мировой цивилизации и культуры против современного варварства явилась скачком в развитии личности, поворотом в ментальности россиян. Это проявилось не только в героизме, но и в осознании людьми своей силы, исчезновении в значительной мере страха перед властью, росте надежд на расширение свобод и прав граждан, демократизацию строя, обновление и улучшение жизни.

Экстремальные обстоятельства войны перестраивали общественное сознание, создавали личности, независимые от авторитетов, способные принимать самостоятельные решения. Как ни парадоксально, но для миллионов советских людей война стала «глотком свободы». Как писал Б.Л.Пастернак в «Докторе Живаго»,

«…когда возгорелась война, её реальные ужасы, реальная опасность и угроза реальной смерти были благо по сравнению с бесчеловечным владычеством выдумки, и несли облегчение, потому что ограничивали колдовскую силу мёртвой буквы… все решительно, в тылу и на фронте, вздохнули свободнее, всей грудью, и упоённо, с чувством истинного счастья бросились в горнило грозной борьбы, смертельной и спасительной».

Война начала процесс переосмысления ценностей, ставила под вопрос незыблемость сталинского культа. И хотя официальной пропагандой все успехи и победы по-прежнему связывались с именем вождя, а неудачи и поражения сваливались на врагов и предателей, не было уже такого полного, безусловного доверия к ранее непререкаемому авторитету. И если теперь сталинский репрессивный аппарат выхватывал брата-фронтовика, прежняя смелая довоенная вера в то, что «невинных не сажают», сменилась недоумением, негодованием. Штампы рушились, придя в столкновение с реальным жизненным опытом, задумываться над которым всерьёз заставила война, оказавшаяся столь непохожей на обещанный пропагандой «могучий, сокрушительный удар», «малой кровью», «на чужой территории». Война на многое заставила взглянуть по-другому. За короткий срок постигались истины, к которым человечество шло столетиями. Новые черты, появившиеся в менталитете советского человека: переход с позиции ожидания к позиции действия, самостоятельность, исчезновение в значительной мере страха перед властью - имели колоссальное последствие для нашего исторического развития.

Фронтовому поколению народы бывшего СССР обязаны не только независимостью, но и первым духовным и политическим штурмом тоталитаризма. Годы Великой Отечественной войны открыли новую страницу в истории взаимоотношений между Советским государством и Русской православной церковью. По сути, впервые с момента образования социалистического государства со стороны власти была предпринята попытка перейти от политики, направленной на уничтожение Русской православной церкви как социального института, к конструктивному диалогу с нею.

Для православных иерархов это был шанс к возрождению разорённой и униженной Русской церкви. Они с удовольствием и благодарностью отозвались на новый курс сталинского руководства. В результате Русская православная церковь в годы войны сумела значительно улучшить своё материальное положение, подготовить кадры священнослужителей, усилить авторитет и влияние в стране и за рубежом.

Новая церковная политика была положительно воспринята большинством населения страны. Приметой времени стали переполненные храмы в дни православных праздников, возможность исполнения религиозных обрядов на дому, колокольный звон, призывающий верующих к службе, торжественные крестные ходы при большом скоплении народа. Тяга к религии в годы войны значительно возросла. Вера давала силы для жизни труда в условиях постоянных лишений.

Война дала шанс к возрождению православной духовности, возврат к дореволюционным традициям православия. Это имело негативное последствие. Изменение ситуации в религиозной сфере в годы войны объективно «сработало» на укрепление существующего режима, на повышение личного авторитета Сталина. В условиях активно утверждавшейся идеи государственности и патриотизма восстановление и укрепление православной церкви как традиционной носительницы этих идей служили дополнительным источником легитимности власти Сталина. Духовный поворот проявился также в смене акцента в патриотизме. Произошло смещение с великодержавных коминтерновских установок к крепнущему чувству «малой родины», которой грозит смертельная опасность. Отечество всё больше олицетворялось с большим домом советских народов.

Не идея внесения трудящимся других стран коммунистического освобождения от эксплуатации, насаждавшаяся пропагандой до войны, а необходимость выжить сплотила народы Советского Союза. В ходе войны возрождались многие русские национальные традиции и ценности, предававшиеся анафеме с позиции коммунистической идеологии в течение двух с лишним десятилетий. Политически тонкой и идеологически целесообразной оказалась оценка руководством характера войны как Великой Отечественной. Была приглушена специфика социалистических и революционных мотивов в пропаганде, акцент делался на патриотизме.

Патриотизм - это не наша монополия. Люди многих стран любят свою Родину и готовы на подвиг для неё. Однако жертвенность советских народов во время Великой Отечественной войны всё же беспримерна. Жизненный уровень населения СССР был неизмеримо ниже, чем в любой из воевавших стран, и нигде отношение к цене человеческой жизни не было таким небрежным со стороны государства. Люди мирились с этим и с готовностью шли на жертвы.

Нелишне напомнить и то, что сами высшие руководители рейха признавали наличие высокого патриотического духа нашего народа. Даже такой мастер фальсификации, как Геббельс, признавал: «Если русские борются упорно и ожесточённо, то это не следует приписывать тому, что их заставляют бороться агенты ГПУ, якобы расстреливающие их в случае отступления, а наоборот, они убеждены, что защищают свою Родину».

Таким образом, война внесла существенные изменения в общественное сознание, менталитет советского человека. Оформилось особое поколение, отличавшееся морально-психологическими качествами и силой их проявления. Все эти изменения не прошли бесследно для государства. Истоки сегодняшних наших перемен имеют глубокие корни в военном лихолетье.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.