Рефераты. Человек тыла его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны

В конце мая 1942г. первые боевые машины, изготовленные на Омской земле, были отправлены на фронт.

31/XII - 1942г. выпущена первая плавка стали из первого западно - сибирского мартена.

Невозможно перечислить имена всех, кто в тяжёлое время ежедневно выполнял задание на 300 - 400%. Мастер цеха Вера Воронина организовала специальную ночную смену (в основном из домашних хозяек), которая славилась скоростной работой. Токарь Анна Киселёва, сверловщица Анна Миронова, электросварщица Мария Сосункевич, фрезеровщица Серафима Шелекова, штамповщица Феодосья Фёдорова, револьверщица Вера Телецких, многостаночница Анастасия Череп выполняли задание на 250-300%.

Коллектив завода держал связь с танковыми частями, что помогало устранять дефекты машин, выявленные в боевых условиях, и повышать качество боевой техники.

В августе 1941г. из Запорожья начали прибывать первые эшелоны с оборудованием и людьми, эвакуированными с авиационного завода имени Баранова. Последние эшелоны пришли в сентябре. Всего прибыло 1056 вагонов с оборудованием, 11178 человек. Строительство и монтаж первой очереди, что в мирное время заняло бы 6 - 7 месяцев, были выполнены за 21 день. Накопив опыт, второй стенд смонтировали за 14 дней. К концу октября были собраны первые двигатели. И в то время, когда немцы утверждали, что Запорожский авиационный завод стёрт с лица земли, утром 7 ноября 1941г. на испытательной станции подал свой громкий голос первый авиационный мотор М-88Б, запущенный лучшим мотористом завода Ю. Н. Попандопуло. Это было второе рождение завода имени Баранова на сибирской земле в Омске.

По итогам работы за май 1942г. барановцы были признаны победителями во Всесоюзном соревновании, им вручено Красное знамя Государственного Комитета Обороны.

За образцовое выполнение заданий правительства по серийному производству авиамоторов и обеспечению нужд фронта Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1944г. коллектив завода награждён орденом Трудового Красного Знамени, а за успешное выполнение заданий Родины на завершающем этапе войны 16 сентября 1945г. награждён вторым орденом Ленина.

485 работников завода награждены орденами и медалями Советского Союза.

10 апреля 1944г. на заводе состоялся слёт работающих женщин - матерей, жён, сестёр и дочерей фронтовиков. Их собралось 420 человек. Слёт завершил свою работу принятием письма - рапорта «Слушай, фронт», отправленного в действующую армию. Это были искренние слова, обращённые к фронтовикам:

Дорогие отцы, сыновья и мужья!

Мы в коротком письме

вам расскажем о многом.

Пусть летит наше слово

в чужие края,

Где шагаете вы по военным дорогам.

…Нам за долгие годы

большого труда

Не придётся, родные, краснеть

перед вами,

Мы работаем так, боевые друзья,

Чтоб могли вы скорее дойти до Берлина.

Мы даём по две нормы:

одну за себя,

А другую за мужа, за брата, за сына.

Помощь, оказывавшаяся трудящимся, тесно переплеталась с непосредственной их связью с частями и соединениями. Она была многосторонней и начиналась в первые дни войны на призывных пунктах, где проходило формирование воинских частей, или при получении ими новой боевой техники, при вручении самолётов, танковых колонн и т.п. И здесь же, на предприятиях, завязывалась дружеская связь рабочих с воинами, которая потом уже не прекращалась. Например, с воинами вели переписку.

В своих письмах трудящиеся рассказывали воинам о трудовых успехах, о выполнении заказов фронта, заботе о семьях фронтовиков, заверяли их в обеспечении всем необходимым для разгрома немецко-фашистских захватчиков, призывали не жалеть сил для быстрейшего освобождения советской земли от гитлеровских оккупантов.

Немало поступало задушевных писем на фронт безымянным воинам от отдельных граждан. Вот одно из них. «Дорогой боец! В этот день хочется самыми тёплыми, идущими от самого сердца словами поздравить тебя и пожелать тебе здоровья и много хороших боевых дел. Товарищ! Кто бы ты ни был - рабочий или студент, русский или украинец, боец или командир, тебя мы всегда считаем своим родным, близким человеком, твоими подвигами гордимся… Так будь же, дорогой товарищ, ещё беспощадней к врагу и уничтожай его, мсти за кровь и слёзы матерей, за невинные жертвы детей, за замученных и истерзанных твоих друзей…К этому призывает тебя рядовая советская девушка, сестра трёх красноармейцев, которая старается всеми силами работать для нашей победы». Так писала комсомолка Катя Рябчинская.

Или такое письмо. «Кланяюсь,- кому не знаю. Но, кто бы ты ни был, дорогой товарищ, ты мне родной, ибо ты освобождаешь нас от немецкой неволи. Желаю тебе счастья и здоровья. Скорее добивай врага и возвращайся с победой».

Заменили ушедших на фронт железнодорожников и освоили далеко не женскую специальность машиниста паровоза-Капитолина Остроухова, Мария Горбач, Мария Домброва и другие. Женские бригады были организованы на судоремонтном заводе, лесозаготовительных пунктах, на других предприятиях города.

Ещё один крупный завод - завод имени Козицкого - эвакуирован в Омск из Ленинграда. Первый эшелон с оборудованием прибыл в сентябре 1941г. Последние вместе с оборудованием доставили 842 человека.

В VIII - 1941г. в Омске происходило восстановление Ленинградского оптико - механического завода «Прогресс». С 4 по 29 августа 1941г. в город прибыло 9 эшелонов с оборудованием. Государственный Комитет Обороны поставил задачу дать готовую продукцию этого производства через 15 дней после прибытия последнего эшелона. И дали. План ноября 1941г. был выполнен на 83%, а в декабре - уже на 100%.

27 июня 1941г. начал эвакуацию в Сибирь Киевский завод «Электроточприбор». 28 июля 1941г. завод уже восстановился на Омской земле. А 28 августа 1941г. фронту была отправлена первая продукция.

В октябре 1941г. в Омск прибыл ещё один крупный завод - Краснодарский завод измерительных приборов, который объединился с Киевским заводом «Электроточприбор» и стал именоваться «Омскэлектроточприбор». К декабрю 1941г. на предприятии насчитывалось 250 единиц оборудования и 480 человек. С краснодарцами прибыла большая группа очень юных девушек - выпускниц школы ФЗУ. Это они в скором времени сели за первый в стране большой конвейер сборки приборов и многие из них проработали на заводе не один десяток лет: Таня Григорьянц, Шура Ярыш, Тоня Николаева, Тоня Зубко, Маруся Слива и многие другие.

Молодые рабочие, которым и было-то тогда по 15-16 лет, были большой силой на производстве. Володя Демура, Игорь Будимовский, сёстры Балобановы Шура и Люба, Алёша Чинаев считали для себя оскорблением работать по 8 часов, то есть меньше, чем взрослые (закон о 8-ми часовом рабочем дне для подростков действовал всю войну). Они прятались от начальников цехов, чтобы их не выгоняли из корпусов, тайком возвращались в бригады и продолжали работу.

Женщины трудились там, где они до этого не работали: в литейном и термическом цехах, на особо опасных участках перегонки и отчистки ртути, занимали руководящие и командные посты. Почти всю войну проработали начальниками цехов, а эта должность была наиболее трудной и ответственной - Ирина Захарова, Ася Альт, Лидия Кумековская, Нина Подгорная, Людмила Чудновская.

Много раз в годы войны этот завод получал высшую награду в соцсоревновании - Знамя Государственного Комитета Обороны. За высокие производственные успехи в январе 1944г. большая группа заводчан была награждена орденами и медалями, а знамя ГКО передано заводу на вечное хранение.

В суровые военные дни в Омске не только переоборудовались и восстанавливались эвакуированные предприятия, но и строились новые. В начале 1942г. было завершено строительство кордной фабрики, шинного завода, в 1943г. вступила в строй ТЭЦ- 2. В эти годы на огромном заросшем пустыре восточной окраины города вырос новый индустриальный район Октябрьский.

На востоке страны в предвоенные годы не было ни одного завода шинной промышленности. Ярославский и Ленинградский шинные оказались с самого начала войны в прифронтовых условиях, поэтому на их продукцию трудно было рассчитывать. Но шины требовались и фронту, и тылу. Организация производства автопокрышек в Сибири была исключительно важным государственным делом. 9/I - 1942г. в Омске из осаждённого Ленинграда на площадку строящегося шинного завода прибыл эшелон с рабочими и инженерно-техническими работниками завода ”Красный треугольник”, которые почти без передышки включились в работу. Уже в январе 1942г. вступила в строй первая очередь Омского шинного завода, появились первые омские шины.

Кадры для шинного завода готовили школы ФЗО. Через каждые 6 месяцев завод принимал пополнение. Это была преимущественно молодежь 15 - 16 лет. Некоторым приходилось делать специальные подставки, чтобы было удобнее дотянуться до станка. Рабочие, инженеры и техники сутками не выходили из цехов. 2 - 3 часа на сон - и снова к станку. Стране нужны были шины, и завод выполнял заказ. В 1944г. план был выполнен на 103,7%. Впереди шла смена Ладонова. Как правило, в этой смене каждый работал за двоих. Особенно отличились в те дни сборщики В. Батухин и А. Баринов. Они первыми стали перевыполнять нормы. Между ними разыгралось настоящее соревнование. Стоило Баринову собрать 150 покрышек, как Батухин делал 160. Изо дня в день цифры побед у обоих росли: 170, 180…

В годы войны была сдана в эксплуатацию и первая очередь Омского сажевого завода.

Перестроили на военный лад свою работу и предприятия легкой промышленности. Омская суконная фабрика выпускала шинельное сукно, овчинно-шубный завод - полушубки.

Огромный размах промышленного строительства в Омске привёл к серьёзному изменению структуры промышленности всей Омской области.

В суровые годы Великой Отечественной войны омичи каждый день совершали ратные и трудовые подвиги, подтверждая крылатые слова: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».

Нельзя не сказать ещё об одном подвиге - милосердии.

В ноябре 1941г. был создан областной комитет помощи раненым. Под госпитали отданы лучшие здания, и в кратчайший срок их в Омске организовано и оборудовано 20. Эвакогоспитали тоже стали фронтом, фронтом борьбы за жизнь, за возвращение в строй. На этом фронте есть свои герои, которые даже не думали, что их труд - героизм. Они исполняли свой долг. По 16-18 часов в сутки, а иногда и более, не отходили омские хирурги от операционных столов.

Одним из ведущих хирургов города в те годы был М.С. Рабинович, основавший в городе первую станцию скорой помощи и донорский пункт. Через его руки и руки его коллег прошли тысячи раненых, требующие мастерства, искусства, мужества, милосердия, доброты. Сколько людей до сих пор с благодарностью вспоминают имена врачей, возвративших их к жизни и в строй. Второе рождение. Как часто слышим мы эти слова, обращённые не только к врачу, но и к донору. Сотни омичей многократно сдавали кровь для спасения раненых. В их числе Е.М.Лебедев, К.А.Гладкова, З.М.Маклакова, Д.И.Первушина и многие другие. В Омском музее есть фотография Маши Русиновой - водителя трамвая. Она возила раненых в госпитали. Однажды случилась беда: на её глазах погибал солдат от потери крови. И Маша, не задумываясь, стала донором, отвела беду.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.