Рефераты. Человек тыла его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны

В начале Великой Отечественной войны намеченная XVIII съездом партии программа введения семилетнего всеобуча и развития общего среднего образования в стране была прервана. Система народного образования выдержала в годы войны суровые испытания. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, на одну треть сократилась численность учительских кадров, многие дети лишились возможности учиться. Осложнялось снабжение школ учебниками и письменными принадлежностями. Всё это привело к тому, что за время войны общее число школ уменьшилось более чем вдвое, наблюдался большой отсев детей из общеобразовательных школ.

В особо трудных условиях задача всеобщего обучения в период Великой Отечественной войны решалась в Сибири. Это объяснялось тем, что в самом начале войны на сибирскую территорию перебазировалось большое количество фабрик, заводов, военных госпиталей и различных учреждений. Вместе с заводами переезжали в Сибирь рабочие со своими семьями, среди которых было много детей школьного возраста. Вывозились детские дома и масса подростков, потерявших родителей. В Омскую область за время войны было эвакуировано 142 детских учреждения и 15,6 тыс. детей.

Это привело к тому, что учебные учреждения были сильно переполнены школьниками. Положение осложнялось тем, что с первых месяцев войны значительная часть учебных заведений была передана в военные и другие ведомства страны. В них размещались общежития эвакуированных рабочих и военные госпитали. Всего за первые три месяца войны на территории Сибири закрылось 738 школ, из них 259-семилетних и средних. Из-за недостатка учебных учреждений занятия проводились в две-три смены.

В этих условиях местные органы власти активизировали работу педагогических коллективов, общественности на преодоление сложившихся трудностей. В городах и районах создавались штабы всеобуча, проводились воскресники и месячники помощи школе. В сельской местности работали комиссии содействия нуждающимся школьникам. Они выясняли причины неявки учеников на занятия и принимали меры к возвращению их в школу. Помощь в первую очередь получали дети фронтовиков. Необходимые вещи приобретались на средства фонда всеобуча.

Наперекор смерти звучала в окопах и блиндажах, на коротких привалах и на фронтовых дорогах песня, помогая выстоять наперекор голоду и тяжести потерь, помогая создать всё необходимое для фронта.

Омск жил на пределе человеческих возможностей. Насчитывая к началу войны около 280 тысяч жителей, он в первые несколько месяцев принял почти столько же эвакуированных вместе с предприятиями рабочих и членов их семей, ленинградцев, детей из детских домов центральной части России, раненых в открывшихся госпиталях. Несмотря на неимоверные трудности, почти на пустырях строились заводы, бараки для рабочих.

Город отправлял своих сыновей на фронт, в военкоматах выстраивались очереди добровольцев.

В эту тяжелейшую годину омичей объединяла одна беда, одна забота, одна надежда. Живая душа каждого искала отклика в другой, в общении, в искусстве.

В первые же дни войны в городе, в районах были созданы военно-шефские комиссии, партийно-комсомольские инициативные группы на местах - в клубах, театрах, в библиотеках. Накануне войны в Омске насчитывалось около 40 рабочих клубов и 50-ти библиотек. Самыми крупными центрами культурно-массовой работы были клубы им. Лобкова, «Металлист», Дом Красной Армии (ныне Дом офицеров).

Все участники самодеятельности, а к ней тогда тянулись многие, переключились на работу в госпитали, на призывные пункты военкоматов. Многие политпросветработники уходили в армию. Некоторые из них позднее оказывались во фронтовых ансамблях песни и пляски. Знаменательно, что из таких ансамблей вышли профессиональные артисты, такие, как заслуженный деятель искусств России, почётный гражданин города Омска В.Я.Тулупова, заслуженные артисты Н.А.Блохина, А.Ф.Липатов, артистка балета Е.Г.Мартен и другие.

Концерты для раненых или уходивших на фронт были особенно ответственными. Обычно они начинались с чтения сводок. Информбюро и краткого выступления политработника, а затем звучала «Священная война» Александрова А., пели «Катюшу», «Огонёк», «Синий платочек», любимые песни Соловьёва - Седого «Соловьи», «На солнечной поляночке», песню Листова К., «В землянке» и другие. Зал не только внимательно слушал, но часто пел вместе с самодеятельными артистами.

Разучивались песни по текстам, которые печатались в газетах, мелодию ловили по радио, воспроизводили на слух, а иногда и слова записывали по трансляции.

В многочисленных концертах исполнялись полюбившиеся стихотворения Симонова К., А.Твардовского, читались отрывки из статей И.Эренбурга, фронтовые зарисовки военных корреспондентов.

Омские политпросветчики выходили с концертами на заводские стройки, в цеха военных заводов. Песни звучали на стройплощадках, в красных уголках, в цехах в обеденные перерывы.

А так как молодые парни и девчата уходили на фронт или становились к станкам, самодеятельность заметно «молодела», основными её активистами стали комсомольцы школьного возраста.

Особой заботой омские политпросветчики стремились окружить раненых. Формировались библиотечки - передвижки, за право выступить в госпитальных палатах соревновались классы, отдельные школы. Там ставились такие же концерты «малых форм». Стремясь поднять настроение, самодеятельные артисты прибегали к песням, посвящённым фронтовому быту, в которых преломлялись традиции частушечного, шуточного жанра. Любовно исполнялись «Давай закурим», «Самовары - самопалы», «Вася - Василёк» и другие. Слушателей на таких концертах было немало, исполнителей не меньше. Пели вместе. А затем расходились в палаты к тяжелораненым, и для каждого, если разрешали врачи, вполголоса исполнялись песни по его заявкам. Особо увлекающихся самодеятельных артистов иногда приходилось вежливо выпроваживать из госпиталей, о чём интересно рассказала заведующая музеем госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны Т.И.Щепкина.

Приведу один эпизод, о котором трогательно вспоминает академик Валентина Павловна Бисярина:

«Однажды во время посещения омского эвакогоспиталя я была свидетельницей следующего. К начальнику госпиталя обратилась группа мальчиков и девочек за разрешением выступать перед ранеными с маленьким концертом. Это были школьники - дети артистов театра им. Е.Вахтангова. Им разрешили, сообразуясь с характером ранений. Трудно описать то впечатление, которое произвело появление детей. Сияющие глаза, улыбки на всех лицах. Дети вдохновенно читали стихи, отрывки, эпизоды. Особенно среди них выделялись Женя Симонов и Миша Державин. Вероятно, сказалось влияние отца Жени, талантливого и прекрасного артиста Р.Н.Симонова.

Среди шумных аплодисментов запомнился мне стук костылей - это был особый звук.

Навсегда в моей памяти сохранились минуты, когда раненые получали подарки от детей. Они принесли их с собой. Это были рисунки, самоделки, носовые вышитые платочки и даже куски пирогов, ватрушки и другое. При этом нередко можно было видеть скупые мужские слёзы. Потом один из раненых подозвал детей к своей кровати, вынул из завязанного платочка осколок и обратился к ним со словами: «Пусть это будет наш подарок вам. Этот осколок вынули у меня из груди. Хотел до своих ребят довезти, да их теперь нет у меня, не пришлось…». Позже я узнала, что этот осколок они сохранили для школьного музея театра.

Надо отметить, дети в те годы были оптимистами. Достаточно было посмотреть на их рисунки. В самое тяжкое время, когда становилось невмоготу дышать, мальчишки и девчонки неизменно рисовали нашу победу.

Потом раненые попросили ребят написать письма родным. Быстро нашлись бумага, карандаши. Эти письма нельзя было читать без слёз. Если вдуматься в эти письма, то становится ясно, что дети тоже участвовали в войне.

Надолго мне запомнилось, как измученные и страдающие лица находили для детей улыбку и ласковое слово. Доброжелательность, сердечная теплота и любовь царили в такие торжественные минуты в палатах госпиталей. А ведь это было для них несравнимое, лучшее духовное лекарство!»

Кроме самодеятельных, в городе активно выступали с концертами профессиональные артисты. Омская филармония создавала временные коллективы из артистов театров, преподавателей музыкальной школы и училища, отдельных исполнителей. Они выступали в рабочих клубах, в кинотеатрах перед началом очередного киносеанса.

Песня помогала жить и труженикам села. Сельский клуб собирал на посиделки солдаток, долгими зимними вечерами готовящих для фронтовиков тёплые рукавицы и кисеты, и молодёжь, поющую под гармонь как привычные, так и новые военные песни. В Крутинском районе, например, откуда известная исполнительница народных песен А. Оленичева ушла во фронтовой ансамбль песни и пляски, во время войны часто выступал хор А.И.Мартыновой. Её сын Афанасий Мартынов, тогда ещё совсем ребёнок, уже пробовал выступать в качестве аккомпаниатора. Хор участвовал в объявленном ЦК ВКП(б) и СНК СССР в 1943 - 1944гг. смотре художественной самодеятельности, был отменён Почётной грамотой.

Много интересных событий песенной жизни тех лет хранит память непосредственных участников военных концертов, любовь к песне помогает им жить и сейчас. Послушайте, как звучит хор ветеранов под руководством заслуженной артистки России И.М.Ивановой. В нём более 300 исполнителей, средний возраст которых - свыше 70 лет, на репетиции они ходят, как на праздник. А ведь большинство из них - участники самодеятельности военных лет.

Напряжённой творческой деятельностью отмечалась в годы войны жизнь омских театров. Омский драматический, которым с 1941г. руководила Л.С.Самборская, был общепризнанным, одним из лучших областных драматических театров. Народный артист России П.С.Некрасов, М.Н.Потоцкий, М.М.Иловайский, А.Ф.Теплов были особо любимы омичами. Набирал силу талант В.Дворжецкого. В театре шёл поставленный им спектакль Э.Ростана «Романтики». В репертуаре сохранились «Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «В степях Украины» А.Корнейчука. Развивая тему исторического величия русской армии, к 7 ноября 1941г. Театр сдал спектакль «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьёва. Позднее с большим успехом шли «Парень из нашего города» К.Симонова и «Разлом» Б.Лавренёва в постановке Л.С.Самборской. Спектакли Омского драматического шли при переполненных залах. Часто они ставились специально для призывников, для выздоравливающих раненых из госпиталей.

В ноябре 1941г. в наш город прибыл театр им. Е.Вахтангова, эвакуированный из Москвы после того, как его здание было разрушено бомбёжкой. Вахтанговцы нашли в Омске немало творческих друзей и вплоть до августа 1943 года работали вместе с нашим драматическим театром поочерёдно - 3 дня в неделю шли спектакли вахтанговцев. В Омске этот театр выпустил немало масштабных спектаклей высокого патриотического звучания - «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова, «Олеко Дундич» М.Канца и А.Ржешевского.

Творческое содружество с вахтанговцами создало новые возможности. В 1942г. Народный артист СССР, профессор Б.Е.Захава поставил в Омском театре «Нашествие» Л.Леонова, а Н.Охлопков стал режиссёром - постановщиком спектакля «Осада мельницы» по рассказу Э.Золя «Семья Варле». Н.Охлопкову принадлежит авторство спектакля для детей «Тимур и его команда» по А.Гайдару.

Часто артисты обоих театров вместе выезжали на концерты, а когда в 1942г. из фронтовой бригады вахтанговцев был создан филиал театра, в его спектаклях нередко принимали участие омские артисты, совместно проводились творческие встречи на предприятиях, в открытых на железной дороге эвакопунктах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.