Рефераты. Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты "Правда" в социально-психолог...

     Л.М.Каганович ,  выступая  14  сентября 1938 года в газете "Гудок", говорил:"...Больше должно быть системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет.  Иначе может получиться как бы флюс - второстепенные , малозначительные вопросы  получают  в  газете непомерно много места,  а важные наоборот - остаются в тени.  Чтобы избежать этого ,  следует ввести  в газетах  определенные  разделы ,  в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и заметки."(15) Какая  трогательная забота о читателе , не иначе как у товарища Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации , к размещению  оной на страницах ( об этом мы поговорим несколько позже).  Да здесь еще и советы по информированию:"...  Газета должна выделять главный вопрос и бить в одну точку,  пока не будут получены положительные результаты,"(16)- сообщает  он  ,  выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году В.А.Шандра определит одним из свойств пропаганды то  ,  что  нарком  сказал  в 1938:  "...Действенность  ,  эффективность пропаганды во многом определяется актуальностью ее содержания."(17) Но это не единственный  фактор  повышения отдачи после пропагандирования замеченный Кагановичем. "Вопросы нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов ,  а в качестве.  Голые факты мало о чем говорят. надо объяснять суть дела, устанавливать связь цепи событий,  анализировать положение,  делать практические выводы,"- (18)говорит он.

     Таким образом  ,  мы  могли увидеть некоторые существенные стороны проблемы. Налицо и заинтересованность режима в массовом пропагандировании  ,  и прямое участие высших должностных лиц в этом процессе ,  а также хорошо виден процесс  централизации  в структурах пропаганды и агитации.


1) Ленин В.И. Что делать ? / ПСС.Т.6.с.83-84.

     2) Элива Н.Л.  Исследование мышления в советской  психологии.-М.: Наука, 1966.-с.40.

     3) Сталин И.В. Отчетный доклад на XVIII съезде о работе ЦК ВКП(б)  10 марта 1939г./ Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.358.

     4) Ленин В.И.           / ПСС.Т.41.с.95.

     5) Гуревич  П.С.  Пропаганда  в идеологической борьбе.-М: Высшая школа, 1987.-с.234.

     6) Цит.   по:   Большевистская   печать.-М.:   Политиздат, 1940.-с.361.

     7) Сталин И.В. Указ. соч.,с.359.

     8) Там же.

     9) Гуревич П.С. Указ. соч.,с.235.

     10) Там же: с.252.

     11) Средства массовой информации и  пропаганды.-М.:  Политиздат, 1984.-с.65.

     12) Там же: с.66.

     13) Ленин  В.И.  Письмо к товарищу о наших организационных задачах./ ПСС.Т.7.с.8.

     14) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.361.

     15) Там же: с.355.

     16) Там же.

     17) Шандра В.А.  Газета , пропаганда , жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-с.18.

     18) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- с.356.














Глава III. Социально-психологическое

содержание центрального органа страны.


     Прежде чем говорить о содержании " Правды " и  о  действии этого  содержания  на  массовое сознание необходимо сказать об общих моментах влияющих на эффективность  идеологического  воздействия.  Она ( эффективность ) "...в решающей степени определяется умелым сочетанием теоретической и  организационной  деятельности ,  пропаганды и агитации,"(1)-говорит по этому поводу В.А.Шандра.  Именно поэтому при при разработке методов воздействия  любой  мало-мальски  уважающей  себя идеологии необходимо учитывать некоторые важные моменты.  И  прежде  всего  внимание должно быть обращено к человеку ,  который "... как объект пропагандистского воздействия,- говоря словами Афанасьева ,-представляет собой сложную совокупность ( систему ) качеств,  воплощающих черты общественной среды ,  а также конкретной  среды  , которая  его  окружает ( его "микросреды") ,  специфичность его исторического опыта , наследственных задатков , причем этот человек характеризуется определенной степенью активности ,  избирательностью по отношению к общей и конкретной среде , к требованиям  и  принципам  социальной  идеологии."(2)  Такое сложное определение,  разработанное в 1975 году , Ленин , который , без всякого сомнения ,  в пропаганде разбирался превосходно , выражал кратко и ясно:  "...никогда миллионы людей не будут слушать советов партии ,  если эти советы не совпадают с тем ,  чему их учит опыт собственной жизни."(3)

     Таким образом любая пропаганда ,  которая "...ставит своей целью формирование взглядов людей ,  их мировоззрения , убеждений  и  побуждение  их к определенным практическим действиям на основе этих взглядов и убеждений..."(4),  и особенно пропаганда ,  от  которой зависит судьба идеологии ,  просто обязана обращаться к отдельным личностям.  В работах советских исследователей  этот механизм хорошо описан применительно к системе буржуазной пропаганды. Гуревич об этм говорит так:"...Манипулятивная пропаганда буквально одержима манией персонификации.  Она предлагает аудитории многочисленные варианты  ,  позволяющие  отождествить себя с образами удачников , суперменов , аутсайдеров , мстителей.  Глубокое внутреннее влечение человека  к  осознанию собственного "Я" подменяется , по сути дела , фиктивным , иллюзорным самоудостоверением."(5) Для Гуревича этой самой  манипулятивной пропагандой представляется пропаганда "Западная", буржуазная и антисоветская ,  но если внимательно проследить ,  то будет заметно значительное сходство в принципах и методах работы как западных , так и советских структур политического информирования ,  которые собственно и являются манипуляторами. Попробуем же в этом убедиться. И начнем с уже приведенного примера - метода персонификации.

     В советской пропаганде 30-х годов он применялся в довольно -таки парадоксальной форме.  С одной стороны , режим проповедовал теорию абсолютно равного общества , где каждый человек имеет ровно столько же прав как и любой другой ,  но с другой стороны , в обществе произошло четкое разделение на своих и чужих. Но  в этом парадоксе нет ничего странного если вспомнить основные характеристики пропаганды и агитации и их основное различие первая обеспечивает стратегические задачи , вторая ведает тактикой.  Вот и появляются на страницах "Правды" пропагандистские статьи о стахановском движении, описывающие подвиги простых рабочих ,  которые как правило с детства работали на шахтах и заводах ,  затем воевали с белыми и , наконец , трудятся на благо советской Родины. Огромная масса в среде крестьянства и рабочих воспринимают  эти материалы и возникает обратная реакция служащая , как мы помним, вторым потоком в процессе политической информации.  Использование метода персонификации запускает цепную реакцию пропагандирования.  В редакцию газеты  приходят  письма читателей.  Эти  материалы  исключают  практику фальсификации , поскольку они ,  с точки зрения пропаганды ,  совершенны; в них присутствует  четко выраженная направленность к различным социальным группам и выражающая интересы этих групп тематика (полувеком  позже Шандра напишет:  "...наряду с теоретико - пропагандистскими  материалами  ,  которые  рассчитаны  на   массовую аудиторию ,  в газете могут и ДОЛЖНЫ публиковаться тексты , адресованные определенным специальным группам ,  максимально созвучные  их  интересам ,  потребностям."(6)) Но самые важные для пропагандирования характеристики этих материалов - это  искренность и , в то же время , лояльность и даже , как правило , любовь к режиму.  Примером для сказанного может служить  подборка писем  в  "Правде"  от  1 января 1937 года под общим заголовком "Мой самый счастливый день в 36 году ".(7) Семантическое содержание текстов этих писем указывает на стремление газеты создать прочную установку ,  которая представляет из себя  "...звено  , образующееся в системе взаимодействия индивида с внешним миром, взаимодействие ,  начинающееся с воздействия внешнего  мира  на индивида,  субъекта."(8) Прибегая к простейшим приемам: таким , как "...Употребление в речи нескольких синонимов из одного  синонимического  ряда,  -  которое,- способствует усилению смысла сказанного ,  " нагнетанию " основного  семантического  оттенка данного  ряда..."  (9)  (" благополучный" ," удача" ," успех" , "полный счастья" ," счастливо" ," счастливый" и  наконец "самый счастливый " ; до 3% слов из этого ряда), использование штампованных языковых средств ( " любимая Родина "," народная  демократия", "лучшее  государство", "коммунистическая партия" и др.) , приводит к появлению установки у читателей данных  материалов , направленной на восприятие советской действительности в положительном свете. А по мнению Шерковина - "...В соответствии с усвоенными  установками  люди  реагируют положительно или отрицательно на все ,  что так или иначе касается их  или  как-нибудь затрагивает  их  интересы  ,  их осознанные или бессознательные влечения ,  их ценности."(10) Именно поэтому  существует  столь очевидное  направленность на создание четкой и постоянной установки по отношению к воспринимаемой действительности  ,  как  к наиболее совершенному варианту.  Та же тенденция прослеживается и в отношении культуры , искусства. В качестве примера , причем очень яркого ,  хотелось бы привести слова художника ,  которые долго блуждали по страницам прессы.  "...Я глубоко верю в большое искусство наших дней,-писал А.А.Дейнейка.- Красивое искусство современности... Кого не захватят наши дни ? Кто останется к ним равнодушным ?  Яркие порывы , титанические размахи пролетариата - солнце - красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев  и  запечатлеть  эту  героическую  борьбу пролетарских масс."(11) Такие же материалы публикуются и на страницах "Правды", доводя иногда этот процесс до абсурда. Например к столетию Пушкина в газете присутствуют материалы , посвященные этому событию (12), и среди них статьи и заметки, посвященные советскому государству,  причем в этих материалах прослеживается тесная связь  пушкинской  поэзии  и сталинского искусства.  Появляется мысль о том ,  что Александр Сергеевич,  без всякого  сомнения, стал бы лауреатом сталинской премии. Тексты написаны с применением клише в сильной степени  экспрессивности  ("яркие  порывы", "титанические размахи", "героическая борьба", "протест поэта", "реакция царизма" и т.д.), использованием синтаксических средств усиления ( вопросительные предложения,  употребление тире), что несомненно должно было сказаться на появлении  четкой установки и даже стереотипа. О стереотипах и пойдет ниже речь.

     "Стереотипы,- пишет В.Л.Артемов,-  это  представление  или образ ,  которые схватывают то или иное явление в целом , сразу ,  без частностей и деталей."(13) У стереотипов существует особый механизм действия - "...Для пробуждения стереотипа требуется затронуть установку, - которая, - есть сложившаяся у индивида  на основе имеющегося опыта предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенных  социальных позиций , что выражается в системе ценностных ориентаций субъекта."(14)

     "Стереотип ,  как всякое психическое образование ,включает в себя единство двух взаимодействующих начал - знания и отношения ,  из которых то одно , то другое выступает в качестве преобладающего."(15) Но это происходит далеко не всегда. В манипулятивной  пропаганде  сталинского  режима  знание  находится  в состоянии подчинения к отношению ,  поскольку государство обладало монополией на информацию.  Но существует закономерность  - "...двуединая  структура  стереотипа  (отношение плюс знание) ставит отношение в обратную зависимость от знания субъекта. Чем выше  образованность осведомленность и сознательность человека, тем лучше он понимает ,  чьим интересам соответствует пропагандистский  материал."(16) Как же обстоит дело с повышением образованности и осведомленности на страницах "Правды"?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.