Рефераты. Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты "Правда" в социально-психолог...

Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты "Правда" в социально-психолог...


Омский Государственный Университет



Кафедра современной отечественной истории.




Курсовая работа




Тема: Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939годов:

Материалы газеты  "  Правда  " в социально-психологическом

аспекте проблемы.










Выполнил: Романенко Т.Л.

Научный       руководитель

к.и.н. АЛИСОВ Д.А.















ОМСК-1995.




Содержание.



     Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .3

     Пропаганда и газета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

     Партия  и пропаганда .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

     Социально-психологическое

     содержание центрального органа страны  . . . . . . . . . . 25

     Заключение .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . .36

     Список использованных источников и литературы . . . 39


























Введение.


     Российская история всегда представляла интерес  для любого здравомыслящего человека и тем более для исследователя. Народ и государство ,  религия и общество во все времена , будь то ранняя  история или современность ,  настолько занимательны ,  что выбор периода для исследования представляет собою значительную трудность, поскольку в каждом из них можно наблюдать любопытные факты и тенденции.  Мне же хотелось остановиться на истории советского периода. Для этого есть несколько оснований. Во-первых,  всегда интересно общество ,  стремящееся к совершенству ,  и одним  из таких обществ является российское.  Именно тот особый путь по которому шла Россия для достижения этой цели  ,  представляющий  собою тайну ,  которую пытается раскрыть целая армия ученых , привлекает мое внимание. Оно сильно и потому , что как патриота своей Родины , меня беспокоит дальнейшее ее развитие , а для будущего просто необходимо иметь прошлое ,  как можно более богатое событиями и происшествиями.  В них необходимо находить и тщательно разбирать те ошибки ,  которые не должны  быть вновь совершены.

     Подходящим временным отрезком  для  познания  и  осознания служит  так называемый период " сталинского тоталитаризма ",выросшего на абсолютно гуманистической  идее  построения  лучшего общества , но ставшего символом жесточайшей в истории централизованно-террористической системы  с  гигантской  и  чрезвычайно разветвленной сетью лагерей и общих могильников.  Миллионы ни в чем не повинных людей нашли свою смерть в огромном концентрационном лагере , называвшемся Советский Союз.

     Почему же идея коммунистического строительства , являющаяся и по сию пору одной из величайших идей человечества ,  породила такую жесточайшую систему ?  И почему  эта  самая  система смогла просуществовать на протяжении многих лет ? Ответа на эти вопросы у исторической науки до сих пор не существует , но исследования ведутся и будут продолжаться еще долгое время.

     В данной работе не будет попытки ответить на оба эти  вопроса целиком ,  но будет как можно яснее описан механизм , поддерживавший равновесие и стабильность тоталитарного государства в тридцатые года. Причина же выбора периода 1937 - 1939 годов в том ,  что , очевидно , именно эти года и являются апогеем развития  сталинской  системы  террора в советском государстве. Этопик развития не только государственности тоталитарного  типа , но и крайняя степень развития советского общества образца двадцатых - пятидесятых годов. Люди, составлявшие российский социум в то время и беззаветно верившие в светлое коммунистическое будущее , с одной стороны ; подвергались не менее беззаветным гонениям и репрессиям ,  со стороны обратной. Парадокс этот виден и на примере экономического развития СССР , которое шло за счет миллионов  заключенных ,  работавших на самых тяжелых работах , но в то же время не стоит отрицать и факт существования чрезвычайного  энтузиазма  в  массах  ,  готовых перевернуть горы для собственной Родины.

     И для того , чтобы разобраться в этом парадоксе необходимо обратиться к одной из самых загадочных сторон общественной жизни в тот период - к идеологии.

     "Идеология - это система взглядов и идей , в которых осознаются  и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу ,  социальные проблемы и конфликты , а также содержатся цели  (  программы ) социальной деятельности ,  направленной на закрепление или изменение ( развитие ) данных общественных  отношений," - такое толкование идеологии дает философский энциклопедический словарь. Но нас более интересуют формулировки авторов ,  разрабатывавших данную тему. Все они как правило сходятся во мнении о том ,  что " ...  идеология - это такое систематизированное отражение общественного бытия , которое отражает интересы определенного  класса..."(1)-  как  пишет  по  этому  поводу В.Иванов  ,  а советский исследователь 70-х годов В.А.Ядов поддерживает его,  говоря,  что: "Идеология есть система взглядов и идей определенного класса или социальной группы."(2)

     Таково было мнение ученых относительно идеологии  в  60-70 года , но и в 1991 не противоречат им Колеватов В. и Носков А., заявляя: " Идеология ВСЕГДА ограничена горизонтом интересов данной социальной общности... Она может содержать и содержит в себе объективное выражение ( и отражение )  интересов  социальной группы ,  класса ,  профессионального сословия и др."(3) Как мы можем увидеть , в каждом из этих определений , сформулированных в  различные  годы ,  присутствует указание на классовую основу идеологии , которую невозможно отрицать. На это-то мы и обратим внимание  ,  поскольку  для нас особый интерес представляет общество в целом ,  а значит и те классы, из которых оно состоит.

      "Классы общественные  -  ссылается  на В.И.Ленина краткий политический словарь 1978 года издания - "большие группы людей, различающиеся  по  их месту в ...  системе общественного производства...  - а также -...по их роли в общественной  организации труда  ,  а следовательно ,  по размерам той доли общественного богатства , которой они располагают." Это очевидно и спорить не приходится ,  не менее очевидно и то , что социалистическое общество предполагает наличие только трех классов  "  органически слившихся в единый советский народ ", и вовсе не включает в себя класс эксплуататоров. В Советском Союзе дело обстояло совсем

не  по этой схеме ,  хотя социализм все же был объявлен в конце 30-х.  На деле существовала прослойка эксплуататоров  трудового народа  ,  именовавшая себя " советской властью ".  "Сталинская власть по своей социально-классовой природе была властью  государственно-партийной бюрократии," (4)- пишет А.П.Бутенко , и необходимо добавить ,  что эта самая бюрократия составляла значительную  армию  людей  ,  занимавшихся  совершенно  номинальной работой ,  которую в здоровом государстве трудно и представить. При  этом огромный процент населения трудился в лагерях получая ничтожную часть произведенного продукта. Основная же доля национального дохода уходила на поддержание роскошного уровня жизни

властьимущих ,  а также для поддержания стабильности и устойчивости существующего положения.

    Таким образом ,  можно говорить о прослойке ,  и даже целом классе ,  имеющем , без сомнения , собственную идеологию: собственные интересы и представления.  Но в то же время эта идеология никоим образом не совпадала с идеологией масс , по-прежнему мечтающих о коммунистическом обществе.  Верить в то, что коммунизм можно построить на костях граждан попросту трудно , а ведь именно эту политику и проводило советское правительство в 20-50-е годы. И здесь появляется необходимость создания и распространения массовой идеологии ,  как можно более подходящей для  советских  граждан.  Проблемы в этом не возникало,  поскольку существовала замечательная идея  ,  разрабатывавшаяся  в  течении многих и многих лет. Но идею вырабатывали еще гуманисты средневековья ,  совершенно не склонные к насилию ,  и народ  мог  бы попросту не понять государственной политики, именно поэтому были необходимы методы для сокрытия истинного положения вещей.

     Сталину это легко удалось , поскольку он мог распоряжаться прекрасной системой пропаганды и агитации ,  созданной еще первым  поколением  большевиков.  Они достаточно хорошо понимали , что "...информация не  является  чем-то  самостоятельным  ,  не представляет  собой нечто абсолютное - заявляет Г.Клаус - ,  но имеет информационный характер только в отношении  к  системе  , воспринимающей информацию."(5) А в то же время- " ...  Информировать другие системы - это лишь особая  форма  управления,"(6) поскольку  "  ...  Информация - это используемая для управления сторона отражения , упорядоченное изменение,"(7)-как пишет Н.И. Жуков. С этим согласны и кибернетики , пришедшие к выводу о том , что "...Информация нужна для обеспечения управления , поэтому понятия информации и управления соотносительны."(8)

            Французский исследователь Поль Лайнбаджер писал: "...Информация  становится  пропагандой ,  если лицо ,  публикующее ее , преследует какие-либо цели,"(9)- а о целях  сталинского  режима мы  уже говорили.  Но теперь необходимо представить :  какие же результаты должно дать информирование общества абсолютно закрытого для какой-либо альтернативной информации. Да ко всему прочему существует еще множество методов и  приемов  пропаганды  и агитации , которые можно использовать в целях усиления воздействия. Вот эти методы и способы пропагандирования , а также степень его воздействия и являются предметом исследования в данной работе.


     1) Иванов В.  Идеология:  характер и закономерности развития. -М.: Политиздат, 1977.-С.25.

     2) Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. -Л.:  Лениздат, 1961.-С.234.

     3) Колеватов В.,Носков А.  Идеология: ликвидация недоразумений  или выработка новых подходов ?//  Коммунист. 1991. N4. С.43.

     4) Бутенко А.П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества.Л.: Лениздат, 1990.-С.155.

     5) Цит.по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.23.

     6) Там же:с.26.

     7) Там же.

     8) Там же.

     9) Там же:с.27.









Глава 1. Пропаганда и газета.


      Для того ,  чтобы идеология ( любая идеология ) могла существовать ,  необходима  поддержка  миллионов  людей  ,  нужны средства  и  механизмы  распространения идеологических формул в народ .  Соковнин пишет об этом так-"Определенные идеи ,  чтобы существовать в виде идеологии ,  должны быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди людей."(1) Вот здесь-то и выходит на арену информация. Прежде всего "... никакая информация невозможна без определенной цели. Тот , кто думает информировать   без   определенной   цели   и  считает  возможным взаимоотношение такого характера ,  тем самым уже  провозгласил цель,"- сообщает F.Fatorello(2),  и с этим трудно не согласиться.  Применительно к пропаганде это может обозначать то  ,  что даже самая нейтральная информация носит в себе какую-либо цель,

но ведь , говоря словами P.Lianbuger'а , "... Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели."(3) Значит , любая информация является пропагандой. Попробуем проверить эту гипотезу , используя уже материалы советских исследователей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.