Омский Государственный Университет
Кафедра современной отечественной истории.
Курсовая работа
Тема: Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939годов:
Материалы газеты " Правда " в социально-психологическом
аспекте проблемы.
Выполнил: Романенко Т.Л.
Научный руководитель
к.и.н. АЛИСОВ Д.А.
ОМСК-1995.
Содержание.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .3
Пропаганда и газета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Партия и пропаганда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Социально-психологическое
содержание центрального органа страны . . . . . . . . . . 25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Список использованных источников и литературы . . . 39
Введение.
Российская история всегда представляла интерес для любого здравомыслящего человека и тем более для исследователя. Народ и государство , религия и общество во все времена , будь то ранняя история или современность , настолько занимательны , что выбор периода для исследования представляет собою значительную трудность, поскольку в каждом из них можно наблюдать любопытные факты и тенденции. Мне же хотелось остановиться на истории советского периода. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, всегда интересно общество , стремящееся к совершенству , и одним из таких обществ является российское. Именно тот особый путь по которому шла Россия для достижения этой цели , представляющий собою тайну , которую пытается раскрыть целая армия ученых , привлекает мое внимание. Оно сильно и потому , что как патриота своей Родины , меня беспокоит дальнейшее ее развитие , а для будущего просто необходимо иметь прошлое , как можно более богатое событиями и происшествиями. В них необходимо находить и тщательно разбирать те ошибки , которые не должны быть вновь совершены.
Подходящим временным отрезком для познания и осознания служит так называемый период " сталинского тоталитаризма ",выросшего на абсолютно гуманистической идее построения лучшего общества , но ставшего символом жесточайшей в истории централизованно-террористической системы с гигантской и чрезвычайно разветвленной сетью лагерей и общих могильников. Миллионы ни в чем не повинных людей нашли свою смерть в огромном концентрационном лагере , называвшемся Советский Союз.
Почему же идея коммунистического строительства , являющаяся и по сию пору одной из величайших идей человечества , породила такую жесточайшую систему ? И почему эта самая система смогла просуществовать на протяжении многих лет ? Ответа на эти вопросы у исторической науки до сих пор не существует , но исследования ведутся и будут продолжаться еще долгое время.
В данной работе не будет попытки ответить на оба эти вопроса целиком , но будет как можно яснее описан механизм , поддерживавший равновесие и стабильность тоталитарного государства в тридцатые года. Причина же выбора периода 1937 - 1939 годов в том , что , очевидно , именно эти года и являются апогеем развития сталинской системы террора в советском государстве. Этопик развития не только государственности тоталитарного типа , но и крайняя степень развития советского общества образца двадцатых - пятидесятых годов. Люди, составлявшие российский социум в то время и беззаветно верившие в светлое коммунистическое будущее , с одной стороны ; подвергались не менее беззаветным гонениям и репрессиям , со стороны обратной. Парадокс этот виден и на примере экономического развития СССР , которое шло за счет миллионов заключенных , работавших на самых тяжелых работах , но в то же время не стоит отрицать и факт существования чрезвычайного энтузиазма в массах , готовых перевернуть горы для собственной Родины.
И для того , чтобы разобраться в этом парадоксе необходимо обратиться к одной из самых загадочных сторон общественной жизни в тот период - к идеологии.
"Идеология - это система взглядов и идей , в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу , социальные проблемы и конфликты , а также содержатся цели ( программы ) социальной деятельности , направленной на закрепление или изменение ( развитие ) данных общественных отношений," - такое толкование идеологии дает философский энциклопедический словарь. Но нас более интересуют формулировки авторов , разрабатывавших данную тему. Все они как правило сходятся во мнении о том , что " ... идеология - это такое систематизированное отражение общественного бытия , которое отражает интересы определенного класса..."(1)- как пишет по этому поводу В.Иванов , а советский исследователь 70-х годов В.А.Ядов поддерживает его, говоря, что: "Идеология есть система взглядов и идей определенного класса или социальной группы."(2)
Таково было мнение ученых относительно идеологии в 60-70 года , но и в 1991 не противоречат им Колеватов В. и Носков А., заявляя: " Идеология ВСЕГДА ограничена горизонтом интересов данной социальной общности... Она может содержать и содержит в себе объективное выражение ( и отражение ) интересов социальной группы , класса , профессионального сословия и др."(3) Как мы можем увидеть , в каждом из этих определений , сформулированных в различные годы , присутствует указание на классовую основу идеологии , которую невозможно отрицать. На это-то мы и обратим внимание , поскольку для нас особый интерес представляет общество в целом , а значит и те классы, из которых оно состоит.
"Классы общественные - ссылается на В.И.Ленина краткий политический словарь 1978 года издания - "большие группы людей, различающиеся по их месту в ... системе общественного производства... - а также -...по их роли в общественной организации труда , а следовательно , по размерам той доли общественного богатства , которой они располагают." Это очевидно и спорить не приходится , не менее очевидно и то , что социалистическое общество предполагает наличие только трех классов " органически слившихся в единый советский народ ", и вовсе не включает в себя класс эксплуататоров. В Советском Союзе дело обстояло совсем
не по этой схеме , хотя социализм все же был объявлен в конце 30-х. На деле существовала прослойка эксплуататоров трудового народа , именовавшая себя " советской властью ". "Сталинская власть по своей социально-классовой природе была властью государственно-партийной бюрократии," (4)- пишет А.П.Бутенко , и необходимо добавить , что эта самая бюрократия составляла значительную армию людей , занимавшихся совершенно номинальной работой , которую в здоровом государстве трудно и представить. При этом огромный процент населения трудился в лагерях получая ничтожную часть произведенного продукта. Основная же доля национального дохода уходила на поддержание роскошного уровня жизни
властьимущих , а также для поддержания стабильности и устойчивости существующего положения.
Таким образом , можно говорить о прослойке , и даже целом классе , имеющем , без сомнения , собственную идеологию: собственные интересы и представления. Но в то же время эта идеология никоим образом не совпадала с идеологией масс , по-прежнему мечтающих о коммунистическом обществе. Верить в то, что коммунизм можно построить на костях граждан попросту трудно , а ведь именно эту политику и проводило советское правительство в 20-50-е годы. И здесь появляется необходимость создания и распространения массовой идеологии , как можно более подходящей для советских граждан. Проблемы в этом не возникало, поскольку существовала замечательная идея , разрабатывавшаяся в течении многих и многих лет. Но идею вырабатывали еще гуманисты средневековья , совершенно не склонные к насилию , и народ мог бы попросту не понять государственной политики, именно поэтому были необходимы методы для сокрытия истинного положения вещей.
Сталину это легко удалось , поскольку он мог распоряжаться прекрасной системой пропаганды и агитации , созданной еще первым поколением большевиков. Они достаточно хорошо понимали , что "...информация не является чем-то самостоятельным , не представляет собой нечто абсолютное - заявляет Г.Клаус - , но имеет информационный характер только в отношении к системе , воспринимающей информацию."(5) А в то же время- " ... Информировать другие системы - это лишь особая форма управления,"(6) поскольку " ... Информация - это используемая для управления сторона отражения , упорядоченное изменение,"(7)-как пишет Н.И. Жуков. С этим согласны и кибернетики , пришедшие к выводу о том , что "...Информация нужна для обеспечения управления , поэтому понятия информации и управления соотносительны."(8)
Французский исследователь Поль Лайнбаджер писал: "...Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели,"(9)- а о целях сталинского режима мы уже говорили. Но теперь необходимо представить : какие же результаты должно дать информирование общества абсолютно закрытого для какой-либо альтернативной информации. Да ко всему прочему существует еще множество методов и приемов пропаганды и агитации , которые можно использовать в целях усиления воздействия. Вот эти методы и способы пропагандирования , а также степень его воздействия и являются предметом исследования в данной работе.
1) Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. -М.: Политиздат, 1977.-С.25.
2) Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. -Л.: Лениздат, 1961.-С.234.
3) Колеватов В.,Носков А. Идеология: ликвидация недоразумений или выработка новых подходов ?// Коммунист. 1991. N4. С.43.
4) Бутенко А.П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества.Л.: Лениздат, 1990.-С.155.
5) Цит.по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.23.
6) Там же:с.26.
7) Там же.
8) Там же.
9) Там же:с.27.
Глава 1. Пропаганда и газета.
Для того , чтобы идеология ( любая идеология ) могла существовать , необходима поддержка миллионов людей , нужны средства и механизмы распространения идеологических формул в народ . Соковнин пишет об этом так-"Определенные идеи , чтобы существовать в виде идеологии , должны быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди людей."(1) Вот здесь-то и выходит на арену информация. Прежде всего "... никакая информация невозможна без определенной цели. Тот , кто думает информировать без определенной цели и считает возможным взаимоотношение такого характера , тем самым уже провозгласил цель,"- сообщает F.Fatorello(2), и с этим трудно не согласиться. Применительно к пропаганде это может обозначать то , что даже самая нейтральная информация носит в себе какую-либо цель,
но ведь , говоря словами P.Lianbuger'а , "... Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели."(3) Значит , любая информация является пропагандой. Попробуем проверить эту гипотезу , используя уже материалы советских исследователей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5