3. Развитие советского права в 60-е – 80-е гг. систематизация законодательства.
Развитие права в период замедления темпов общественноного развития условно можно разделить на два периода:
первый - начиная с середины 60-х годов до принятия Конституции 1977 г.;
второй - начиная со времени принятия Конституции СССР 1977 года по 90-е годы.
В середине 60-х были предприняты меры, направленные на приостановление правового беспредела, продолжавшегося с середины 30-х годов.
Развитие права шло по двум основным направлениям:
по линии восстановления законности и ликвидации ее нарушений во всех областях государственной и хозяйственной жизни;
по линии дальнейшего развития основных принципов и положений Советского права.[11]
Восстановление и укрепление законности потребовали ликвидации некоторых государственно-правовых институтов и отмены отдельных правовых норм. Были упразднены т.н. особое совещание и тройки, отменено Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года о порядке ведения дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти, отменены законы о сельскохозяйственном налоге. [12]
Если смотреть в общем плане, то о развитии права свидетельствуют:
некоторые меры по развитию советской демократии и расширение прав союзных республик;
попытка восстановить коллективные формы руководства, возрождение т.н. ленинских норм в партийной и государственной жизни;
попытка перестройки управления промышленностью, строительством и с/х;
изменение политики заготовки с/х продуктов.
В середине 60-х годов была начета работа по новой кодификации советского законодательства. В ходе общего упорядочения советского законодательства были разработаны и изданы:
основы законодательства СССР и союзных республик и общесоюзные законы;
республиканские кодексы и законы в соответствии с общесоюзными;
хронологические собрания законодательства и систематические собрания действующего законодательства.
Начата работа по созданию Свода Законов СССР и Сводов законов союзных республик. Принята Конституция 1977 года.
Вопросы кодификации советского законодательства занимали большое место в работе Верховного Совета СССР 7 созыва (1966-1970 гг.). В июне 1968 г. были приняты Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В декабре 1968 г. - Основы земельного законодательства СССР.
В июле 1969 г.:
- Основы исправительно-трудового законодательства,
- Положение о предварительном заключении под стражу.
В 1969 г. Всесоюзный съезд колхозников принял примерный устав колхоза, который затем был утвержден ЦК КПСС и СМ СССР. В 1970 г. Верховный Совет утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (до 1970 г. общесоюзного КЗоТ не было). В 1969 г. приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении; о народном образовании. В декабре 1970 г. были приняты Основы водного законодательства.
В 1976 году был принят Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. В 1975 г. утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах. В 1977 г. были приняты основы лесного законодательства.
Принятие в 1977 г. Конституции СССР стимулировало дальнейшее развитие. Президиум ВС СССР в декабре 1977 г. принял специальное постановление о приведении законодательства в соответствии с конституционными нормами.
В 1978-1985 гг. появились законодательные акты, существенно обновившие советское законодательство. Условно их можно разделить на несколько групп.
1.Часть законодательных актов детализировали конституционные положения о правах советских граждан, расширяли участие трудящихся в управлении производством:
Закон о гражданстве СССР (1978 г.);
Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик (1981 г.);
Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями и организациями (1983 г.).
2. Вторая группа законодательных актов была нацелена на развитие и совершенствование органов государственной власти и управления, охрану государственных интересов СССР, регламентации правового положения иностранных граждан в СССР. К ним относятся:
Законы "О выборах в Верховный Совет СССР" (1978 г.);
"О Совете Министров СССР" (1978 г.);
"Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, советов народных депутатов автономных областей и автономных округов" (1980 г.);
"О правовом положении иностранных граждан в СССР" (1981 г.);
"О государственной границе СССР" (1982 г.).
3. К третьей группе следует отнести правовые акты, определяющие полномочия, формы и методы работы правоохранительных органов, в т.ч. законы:
"О Верховном Суде СССР" (1979 г.);
"О прокуратуре СССР" (1979 г.);
"Об адвокатуре СССР" (1979 г.);
"О народном контроле СССР" (1979 г.);
"О государственном арбитраже СССР" (1979 г.);
"Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных нарушениях" (1980 г.) и др.
В отдельную группу можно выделить Законы детализирующие положения Конституции СССР об охране окружающей среды, в т.ч. законы:
"Об охране атмосферного воздуха" (1980 г.);
"Об охране и использовании животного мира" (1980 г.). [13]
Отдельно следует сказать о создании Свода законов СССР. ЦК КПСС, Президиум ВС СССР и СМ СССР 2 сентября 1976 г. приняли постановление о создании комиссии по разработке Свода Законов СССР. Его издание планировалось в 1981-1985 гг. в качестве официального издания Президиума ВС СССР и СМ СССР.
Также необходимо отметить, что в годы кризиса социализма происходит заметное усиление нормотворческой деятельности государства, принимаются ряд общесоюзных законов. На новую ступень поднимается уровень кодификации советских законов в таких отраслях, как гражданское, уголовное и процессуальное право.
Особое развитие гражданское право получило в Конституции СССР 1977 г., которая подчеркивает, что государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и сближение ее с государственной. Конституция закрепила положение, что имущество профсоюзных и иных общественных организаций является особым видом социалистической собственности. Конституция охраняет социалистическую собственность и подчеркивает, что никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы или в других корыстных целях. [14]
Что касается уголовного права, в 1971 году судом было предоставлено право при назначении наказания совершеннолетнему трудоспособному лицу впервые осужденному к лишению свободы на срок до 3-х лет, постановить об условном его осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением на срок назначенного наказания к труду.
В соответствии с Указами Президиума ВС СССР от 8 и 15 февраля 1977 года:
расширяется возможность применения условного осуждения с обязательным привлечением к труду;
устанавливается возможность применения к виновным в совершении преступления, не представляющим общественной опасности, кроме уголовного наказания мер общественного воздействия;
предусмотрена возможность досрочного освобождения от наказания лиц, которым оно ранее не применялось, по отбытии не менее 3/4 назначенного срока наказания;
введено условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.
Указ Президиума ВС СССР от 26 июля 1982 года в целях повышения действенности наказания и дифференцированного подхода к правонарушителям расширил возможность отсрочки исполнения, не связанных с лишением свободы, приговоров на срок не более 3-х лет, возложив на осужденного определенные обязанности.
Вместе с тем уголовная ответственность за опасные преступления была усилена. В 1973 г. предусмотрено применение смертной казни за угон воздушного судна, если эти действия повлекли гибель людей или причинения тяжких телесных повреждений.
Указами Президиума ВС СССР от 26 июля 1966 г. и 5 июня 1981 г. "Об усилении ответственности за хулиганство" была повышена административная и уголовная ответственность за это деяние, усилены меры административного воздействия (увеличены штрафы, сроки содержания под стражей, лишение премий, льготных путевок в места отдыха, перенесение очереди на получение жилплощади).
Интересы охраны социалистической собственности требовали усиления борьбы с хищениями. Указ Президиума ВС СССР от 3 декабря 1982 г. "Об усилении борьбы с мелкими хищениями государственного или общественного имущества" устанавливал уголовную и административную ответственность за эти деяния. Кроме того, предоставлялось администрации право лишать правонарушителей по согласованию с профсоюзными комитетами премий, путевок в места отдыха, вознаграждений по итогам года, перенесение очереди на получение жилплощади.
В последующий период особенности развития права было связано с распадом СССР и формированием РФ в самостоятельное государства. Таким образом, в 50-90-е годы получило определенное развитие, в плане совершенствования советской системы, право.
С распадом СССР и формированием РФ в отдельное государство начался новый этап в развитии права.
Заключение
В заключении мне бы хотелось отметить, что тысячелетний путь развития российского права не завершен. Как бы это не казалось удивительным, но даже долгие периоды разрывов в национальной правовой традиции не меняют общей картины – российское право, как и российская государственность, - это единый процесс со множеством нюансов и повторений.
История российского права – только часть нашей истории, она развивалась и развивается в контексте других, не менее сложных процессов: религиозных, политических, экономических, культурных. Поэтому данную контрольную работу «Советское государство и право в условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализма» можно рассматривать как фрагмент целого цикла выпусков, посвященных этим и другим аспектам тысячелетней истории России.
Список используемой литературы
1. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., доп. М, 1994.
2. Исаев И.А. История государства и права России. М., 2004.
3. История государства и права России: Учебник/ Под ред. Ю.П. Титова, М., 2002.
4. Хрисафанов В.И. история государства и права России 1917-1999 гг.: Курс лекций. СПб., 1999.
5. Чистяков О.И. Развитие Конституции Российской Федерации., М., 1980.
[1] Исаев И.А. История государства и права России. М., 2004, с. 270
[2] История государства и права России: Учебник/ Под ред. Ю.П. Титова, М., 2002, с. 306
[3] Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., доп. М, 1994, с. 170
[4] Исаев И.А. История государства и права России. М., 2004, с.272
[5] История государства и права России: Учебник/ Под ред. Ю.П. Титова, М., 2002., с. 310
[6] Исаев И.А. История государства и права России. М., 2004, с.276
[7] Чистяков О.И. Развитие Конституции Российской Федерации., М., 1980, с. 123
[8] Исаев И.А. История государства и права России. М., 2004, с. 276
[9] Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., доп. М, 1994, с.156
[10] Исаев И.А. История государства и права России. М., 2004, с. 278
[11] Хрисафанов В.И. история государства и права России 1917-1999 гг.: Курс лекций. СПб., 1999, с. 347
[12] История государства и права России: Учебник/ Под ред. Ю.П. Титова, М., 2002, с.321
[13] Чистяков О.И. Развитие Конституции Российской Федерации., М., 1980, с. 208
[14] Хрисафанов В.И. история государства и права России 1917-1999 гг.: Курс лекций. СПб., 1999, с. 387
Страницы: 1, 2, 3