Рефераты. Советское государство и право в условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализ...

Кроме коллегий в прокуратурах союзных республик и проку­ратур СССР, образованных по закону 1959 г., с 1979 г. стали об­разовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, ав­тономных областей. В коллегии входили руководящие работни­ки прокуратур, их состав утверждался прокурором вышестоящей инстанции. Этой мерой предполагалось развить принцип коллеги­альности в правоохранительных органах.[5]

Деятельность арбитражных органов регламентировалась зако­ном об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных спо­ров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР (аналогичные положения были приняты в союзных республиках.

Кроме этих высших органов в систему арбитражных судов входили: арбитражные суды автономных республик, краев, об­ластей, городов, а также автономных областей и округов.

На основании закона об адвокатуре и республиканских поло­жений об адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая на добровольных началах лиц, зани­мавшихся адвокатской деятельностью.

К функциям адвоката были отнесены: защита обвиняемого; представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика; участие рассмотрения дел в суде и на предварительном следствии; оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В 1960 г. Упраздняется МВД СССР, а его функции передаются МВД союзных республик, в 1962 г. Переименование в министерства охраны общественного порядка.

Для координации их работы в 1966 г. Было создано союзно-республиканское  Министерство охраны общественного порядка СССР.

В ноябре 1968 г. Оно вновь переименовывается в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР). Соответственно переименовываются министерства союзных и автономных республик и управления краевых (областных) исполкомов.

В 1957 г. Министерство государственного контроля преобразуется в Комиссию советского контроля Совета Министерств СССР. Органы советского контроля должны были проверять работу государственного аппарата и исполнение решений правительства. Для централизации этой деятельности в 1961 г. Комиссии союзного и республиканского уровней преобразуются в союзно-республиканские органы, а в автономных республиках, краях и областях создаются группы государственного контроля.

В 1962 г. Создается смешанная система партийно-государственного контроля, возглавленная Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР (произошло воссоздание партийно-государственной контрольной системы ЦКК-РКИ 20-х гг.). На местах работали комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия.[6]

В декабре 1965 г. Все контрольные органы переименовываются в органы народного контроля, что более соответствовало доктрине общенародного государства. В декабре 1968 г. Правительство утверждает Положение об органах народного контроля, в сеть которых оказались включенными: Комитет народного контроля СССР, комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов, группы народного контроля при поселковых и сельских советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях,  организациях  и  воинских  частях.   Была создана  разветвленная сеть контрольных органов.

В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и структуру органов народного контроля: они осуществляют свою деятельность во всех структурах исполнительной власти, во всех государственных органах управления, учреждениях и ор­ганизациях.

Комитеты народного контроля СССР, союзный и автономных республик работают под руководством Верховных Советов и Пра­вительства, комитеты на местах - под руководством местных со­ветов и вышестоящих комитетов народного контроля. Одна из ос­новных особенностей этой организации - ее массовость и широ­кий охват проблем. Система народного контроля существовала как параллельная системе органов, контролирующих соблюдение законности (прокуратуре).

1. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 г., ее структура и основные положения.

В 1962 г. была сформирована Конституционная комиссия, призванная выработать проект нового Основного Закона для об­щества «развитого социализма».

Идея скорого перехода к коммунистическому обществу к кон­цу 60-х гг. постепенно растворилась в новых формулировках. Все настойчивее стали подчеркиваться такие моменты, как укрепление законности активное включение граждан в управление общественными делами, возрастание роли общественных органи­заций, укрепление сплоченности граждан и рост общественного самоуправления.

Работа над Конституцией заняла долгие годы, окончательный проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одоб­рен пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О проекте Конституции СССР», на основании ко­торого проект выносился на обсуждение общественности, в результате которого ВС СССР в содержание 118 статей были внесены изменения и добавлена новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно принята.    [7]  

Конституция подчеркивала свою преемственность с предше­ствующими ей конституциями (1918, 1924, 1936 гг.). Констатировалось построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства».[8]

В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества», базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, осно­вой политической системы - Советы.

В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая роль Коммунистической партии. В сравнении с предшествующей Конституцией она представляет более высокий уровень конституционного законодательства. Конституция СССР 1977 года состоит из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые содержат 174 статьи.

В преамбуле дается характеристика основных этапов истории советского государства, указывается высшая цель государства - настроение бесклассового коммунистического общества; указываются главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и преобразование их в коммунистическое, воспитание нового человека коммунистического общества и т.д.

Первая глава Конституции посвящена политической системе современного советского общества. СССР провозглашается социалистическим общенародным государством, в котором народ осуществляет власть; Советы народных депутатов составляют политическую основу СССР. КПСС характеризуется как ядро политической системы государственных и общественных организаций (ст.6). Подчеркивается, что все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Во второй главе формулируется экономическая система СССР, определяется высшая цель общественного производства - наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.

Третья глава отражает происшедшие изменения в социальной сфере, определяет основные направления социального развития и культуры СССР. Социальную основу СССР составляют нерушимый союзы рабочих, крестьян и интеллигенции.

Четвертая глава закрепляет важнейшие положения внешней политики советского.

Девять разделов были следующими:

I. Основы общественного строя и политики.

II. Государство и личность.

III. Национально-государственное устройство.

IV.    Советы народных депутатов и порядок их избрания.

V. Высшие органы власти и управления.

VI.   Основы построения органов государственной власти и
управления в союзных республиках.

VII.Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.

VIII. Герб, флаг, гимн и столица.

VIII.Действие Конституции и порядок ее применения.

Цели и задачи деятельности советского государства и его Вооруженных Сил по обеспечению надежной обороны страны закреплены в специальной главе "Защита социалистического Отечества". Главы VI и VII раздела "Государство и личность" содержат нормы о гражданстве СССР, о равноправии граждан, формулируются основные права и свободы граждан, устанавливаются гарантии их осуществления. К закрепленным ранее добавились новые права: право на охрану здоровья, право на жилище, право обжаловать в суд действия должностных лиц и др. Национально-государственному устройству СССР посвящен специальный раздел (главы 8-11). В нем закреплено, что СССР - единое многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Каждая союзная республика определяется как суверенное государство с правом участвовать в решении всех вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР. Конституция СССР 1977 года сохранила систему органов государственной власти и управления (рассматриваются в разделах IV-VI). [9]

Отражая новый этап развития государственности, представительные органы стали называться Советами народных депутатов. Срок полномочий ВС СССР был увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет, что обеспечило связь их деятельности с народнохозяйственным планом. Возрастной ценз для избрания депутатами в ВС СССР был снижен с 23 до 21 года, в ВС ССР и АССР - с 21 года до 18 лет. Предусматривалось равное число депутатов в обеих палатах ВС СССР - по 750 человек. Впервые была сделана попытка регулирования правового положения народного депутата. Конституция закрепила правовое положение и органов народного контроля.Новая Конституция СССР значительное внимание уделяет вопросам правосудия, арбитража, прокурорского надзора (раздел VII, главы 20-21). Она впервые устанавливает конституционные основы деятельности адвокатуры, арбитража, участие представителей общественности в судопроизводстве по уголовным и гражданским делам. Раздел VIII определяет герб, флаг, гимн и столицу СССР. При этом порядок утверждения Государственного гимна устанавливается впервые. В разделе IХ "Действие Конституции СССР и порядок ее изменения" подчеркивается, что Конституция СССР обладает высшей юридической силой. Изменение в Конституции производится решением ВС СССР, принятым квалифицированным большинством (не менее 2/3 от общего числа) голосов каждой из его палат.

 Итак мы можем отметить, что Конституция закрепляла новые формы «непосредственной де­мократии» - всенародное обсуждение и референдум; а также но­вые гражданские права: право на обжалование действий должно­стных лиц, судебную защиту от посягательства на честь и дос­тоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т.д.

Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. В за­коне подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей.

Конституция закрепляла за каждой союзной республикой пра­во выхода из состава СССР, а также право законодательной ини­циативы в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.[10]

В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР.

Эта Конституция, как и другие республиканские конститу­ции, в значительной степени повторила все основные положения союзного Основного закона.

 

 

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.