Рефераты. Советское государство и право в условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализ...

Советское государство и право в условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализ...

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 





         Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»

         Зачетная книжка: №  445 - ЮЗС

         Группа: № 4431






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: История отечественного государства и права

 

на тему № 22: Советское государство и право в условиях замедления темпов

                        общественного развития и кризиса социализма (середина 1960-х

                         – середина 1980-х гг.)


 

 


 

 

 

 

 

Слушатель 4 курса:   Прохоров А.С.

 

 




 

 

Рязань 2006 год

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

1. Эволюция государственно-политической системы. Изменения

в государственном аппарате. Бюрократизация управления…………………….4

2. Разработка и принятие конституции СССР 1977г., ее структура

и основные положения……………………………………………………………11

3. Развитие советского права в 60-е – 80-е гг. Систематизация

законодательства………………………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………22

Список используемой литературы………………………………………………23

 






















Введение

 

Период охватывающий десятилетия с середины 60-х годов до середины 80-х, отмечен процессом замедления темпов общественного развития. В предшествующий послевоенный период восстановления народного хозяйства произошла смена форм правления государством; с авторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к "коллективному руководству".  

Несмотря на развенчание культа личности Сталина, волюнтаризм в сфере управления продолжается. Один за другим проваливаются политические и экономические программы, составленные без глубокого анализа состояния общества и экономики.

Определенное развитие получает право, пополняя пробелы в нормотворческой деятельности государства в годы авторитарно-тоталитарного режима.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение основных моментов в развитии государственного аппарата СССР и главных направлений развития права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эволюция государственно – политической системы. Изменения в государственном аппарате. Бюрократизация управления.

 

В октябре 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС, принявший новую Программу партии, в которой намечался переход общест­ва к коммунизму. Первые десять лет (1961-1971 гг.) отводились на создание «ма­териально-технической базы коммунизма», последующие (1971-1981 гг.) - на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и пере­дать функции государства органам самоуправления трудящихся. В новом партийном Уставе закладывался механизм, призванный обеспечить обновление и омоложение партийных кадров.

На практике партийная реформа укрепила отношения личной преданности в верхах партаппарата и не смогла привлечь на сто­рону реформаторов массу низших партаппаратчиков. Противостояние консервативного руководства и либеральной интеллигенции в сфере идеологии и культуры закончилось пора­жением последней. Сокращение числа совнархозов и образование Высшего Совета Народного Хозяйства (Совета Министров СССР)завершили процесс воссоздания централизованной экономической структуры (1963).[1]

В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был смещен с высших государственного и партийного постов. С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением центральных промышленных министерств начинается новая административная централизация. Создается ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия: в октябре 1965 г. были приняты постановления «Об улучшении  планирования и  стимулирования производственной экономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме».

К минимуму было сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий.

  Фонды стимулирования были разделены на фонд материального поощрения (контролировался общим собранием трудового Коллектива), фонд соцкультбыта и фонд самофинансирования для нужд развития производства.

                Серьезным препятствием на пути реформ был ведомственный принцип в сфере управления и планирования: вертикальная под­чиненность хозяйственных органов исключала их горизонталь­ное взаимодействие.

Договоры, заключенные предприятиями друг с другом, долж­ны были утверждаться вышестоящими органами (так, позиция Госснаба не способствовала облегчению связей между поставщи­ками и потребителями).

В июле 1978 г. был принят новый закон о выборах в Верховный Совет СССР, базировавшийся на положениях новой Конституции. В апреле 1979 г. он дополняется новым (прежний был принят в 1959 г.) Законом «О порядке отзыва депутата Верховного Сове­та СССР» и Законом «О статусе народных депутатов в СССР». Предполагалось повысить контроль Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов, С той же це­лью в апреле 1979 г. был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой ра­боты, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховному Совету органов.[2]

С 1957 г. Верховный Совет СССР кроме бюджета утверждал ежегодные хозяйственные планы (ранее это была задача правитель­ства). Утверждение долгосрочных (пятилетних, семилетних и т.п.) планов было исключительной прерогативой Верховного Совета.

В 1966 г. увеличивается число постоянных комиссий Совета Союза Верховного Совета СССР: наряду с бюджетной, законода­тельных предположений, по иностранным делам и мандатной ко­миссиями формируются новые (по направлениям деятельности Верховного Совета и по направлениям государственного, хозяй­ственного и социально-культурного строительства). При каждой из палат Верховного Совета СССР было создано по шестнадцать постоянных комиссий. Рекомендации постоянных комиссий под­лежали обязательному рассмотрению государственными органа­ми и учреждениями. В апреле 1979 г. было принято новое Поло­жение о постоянных комиссиях.[3]

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, выполнявшего роль организатора всей работы Верховного Сове­та. Усилилась контрольная (за правительствами) деятельность Верховных Советов (СССР и республик) и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.

В 1962-1963 тт. местные советы были разделены (как и пар­тийные органы) по производственному признаку: на промыш­ленные и сельские (советы районов, краевые, областные советы). В ноябре 1964 г. были вновь объединены промышленные и сельские партийные организации и вслед за этим воссозданы единые районы, в пределах которых стали действовать вновь объединенные советы.

В течение 1968-1971 гг. Президиум Верховного Совета СССР принял ряд указов, расширивших право городских, районных, сельских и поселковых советов. Все принимаемые акты исходили из представления о Советах как органах, обладающих всем ком­плексом полномочий в пределах своей территории.

В ноябре 1978 г. принимается Указ Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных Советов народных депутатов», а также аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах), поселковых и сельских советов. В июне 1980 г. - закон о полномочиях краевых, областных, окружных и областных (автономных) советов.[4]

Что касается вопроса изменения в государственном аппарате бюрократизации управления, то по этому поводу можно отметить следующее: в 1957 г. была реорганизована система управления промыш­ленностью и строительством: создана система совнархозов. Территориальный принцип управления позволял кооперировать производство в пределах экономических районов. Параллельно складывалась сеть отраслевых государственных комитетов, призванных осуществлять единую техническую политику. Однако гармоничного сочетания территориального и отраслевого принципов в хозяйственном управлении не произошло. С 1962 г. в области капитального строительства восстанавливаются центральные органы отраслевого управления {Госстрой СССР).

В октябре 1965 г. принимается закон о реорганизации системы органов управления промышленностью, для чего создается целый ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств, многие комитеты были также преобразованы в министерства. Вновь министерства становятся основной формой отраслевого управления.

 ВСНХ СССР Совета Министров СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ СССР (образован в январе 1963 г.), координиро­вавшие работу совнархозов и отраслевых органов управления упразднялись, так же как и совнархозы союзных республик и эко­номических районов. Сохранялись некоторые госкомитеты межотраслевого управ­лений (Госстрой, Госснаб ).

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О со­вершенствовании планирования и усиления экономического сти­мулирования промышленного производства», заложившее основу для экономической реформы, в качестве главного инструмента экономической политики определяло пятилетний план. При этом делалась попытка сочетать плановые начала с прин­ципами хозяйственной автономии предприятий, ослаблением регламентации их хозяйственной деятельности, введением цено­вых и кредитных рычагов.

На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новые законы: о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитра­же в СССР, об адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик.

Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его задачи входило: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по при­менению законодательства (разъяснения Пленума Верховного Су­да были обязательны для всех организаций и должностных лиц).

Закон о прокуратуре расширил сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных советов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.