Рефераты. Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки

Декабристы хотели быть полезными, деятельными, «а не тунеядными», поэтому просили разрешения печататься, на что Бенкендорф ответил: « …Я считаю неудобным дозволять государственным преступникам посылать свои сочинения для напечатания в журналах, ибо сие поставит их в сношения, несоответственные их положению».1

И все же отдельные произведения декабристов увидели свет, хотя публикации были связаны с последующим выяснением и полицейскими дознаниями.

Начало было положено еще в 1830 – х гг., когда в Кяхте, впервые в истории края, стали издаваться рукописная газета «Кяхтинская стрекоза» и журнал «Кяхтинский литературный цветник». Издателем газеты был Александр Иванович Орлов, городской штаб – лекарь Кяхты. К сожалению, ни один номер этих изданий до наших дней не дошел. По отрывочным сведениям М.А.Бестужева, тираж газеты доходил до 60 экземпляров – довольно значительное количество для рукописного издания. Газета расходилась не только в Кяхте, но и за ее пределами, в частности, В Петровском заводе, где с ее номерами знакомились декабристы. Целью газеты являлось «изображение местности кяхтинской в литературном, статистическом, топографическом и этнографическом отношениях».2

В обстановке постоянного полицейского надзора, не имея возможности выступать в центральной периодической печати, декабристы поддерживали сибирских литераторов в их намерении издавать свои журналы и газеты.

Идея создания альманаха с символическим названием «Зарница» принадлежала П.А.Муханову. Он предполагал включать в альманах повести , стихи и басни, написанные в тюремных казематах П.С.Бобрищевым - Пушкиным, А.П.Барятинским, В.Л.Давыдовым, Ф.Ф.Вадковским, В.П.Ивашевым и другими. Но альманах так и не был выпущен, а рукописи, приготовленные для него, затерялись.

В последующие годы в Восточной Сибири появилась серия рукописных изданий: сатирическая газета сибирского писателя С.И.Черепанова в Тунке, «Домашний собеседник» Н.И.Виноградского в Иркутске, «Метляк» А.И.Орлова в Верхнеудинске. В связи с переводом в Иркутск Орлов намеревался и там выпускать журнал, подобный «Метляку».

Трудно переоценить значение рукописных журналов в деле просвещения Сибири. Они способствовали собиранию и объединению литературных сил Забайкалья, формированию культурных и литературных интересов передовой части населения. Сотрудники журналов и газет звали к изучению богатейшего сибирского края, пробуждали у читателей любовь к нему и гуманное отношение к малым народам, населяющим Сибирь; занимались собиранием русского и национального фольклора. Рукописные журналы вызывали живой отклик у передовой части населения, их читали и обсуждали в кружках любителей литературы Иркутска, Читы, Кяхты, Нерчинска.

Рукописные издания были своеобразным связующим звеном между декабристами и сибирским обществом, литераторами Забайкалья и Восточной Сибири.

Рукописные журналы давали возможность сибирякам систематически заниматься литературным творчеством. Так, В.И.Вагин, журналист – публицист и историк, с сожалением писал о прекращении выхода газеты «Домашний собеседник»: «Это было для меня очень дурно, потому что долго после того, занятый службой, я не писал ничего серьезного, или вернее принимался за многое, но ничего не оканчивал; нежелательно было трудиться».1

Декабристы сделали все, чтобы пробудить интерес к политической и культурной жизни не только в среде сибирской городской интеллигенции, но и сельского населения.

В конце 40 – х – начале 50 – х гг. Сибирь все еще не имела своего печатного органа, по – прежнему выходили рукописные журналы и газеты.

Наконец, в январе 1860 года иркутяне получили разрешение издавать частную газету «Амур», а забайкальцы в мае 1862 года – «Кяхтинский листок». Выход «Кяхтинского листка» был тепло встречен сибиряками. «Мы радовались и радуемся, что Восточная Сибирь пробуждается, что она подымается на ноги. А ведь известно, что первым признаком поднятия на ноги человека почитается требование слова. Восточная Сибирь потребовала его».2

Однако уже в апреле 1862 года прекратила свое существование газета «Амур», после 18 номера – и «Кяхтинский листок».

Параллельно с этими газетами был подготовлен и рукописный сборник «Либералист» (1860 – 1863 гг.), куда вошли политические сочинения, запрещенные цензурой. В этот сборник были включены произведения декабристов К.Ф.Рылеева и предположительно В.Ф.Раевского, то есть идеи декабристов проникали в сознание сибиряков и оказывали влияние не только при непосредственном общении их друг с другом, но и через произведения декабристов, распространяемые в рукописях.

Доктор Н.А.Белоголовый вспоминал: «Декабристы своим влиянием разбудили во мне живую душу и приобщили ее к тем благам цивилизации, которые скрасили всю мою последующую жизнь».1

Но декабристы занимались не только педагогический деятельностью и изданием рукописных и печатных журналов и газет. Вся их деятельность была посвящена будущим социально – экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т.п.

Так, по сообщениям современников, М.К.Кюхельбекер смотрел на свою врачебную деятельность в Баргузине «как на призвание». А Н.А.Бестужев был известен как художник, талантливый чтец, актер. Бестужев написал портреты многих декабристов, а также современников – сибиряков – селенгинцев, кяхтинцев, верхнеудинцев, иркутян.

Также Н.А.Бестужев в Селенгинске и Кяхте для домашних и своих близких друзей устраивал иногда чтение художественной литературы и даже театрализованные представления, как сказали бы сейчас, «театр одного актера».

Одним из благотворных влияний декабристов на сибирское общество было их сдерживающее воздействие на местную администрацию. При декабристах чиновники административного аппарата уже не решались идти на неограниченный произвол. Д.И.Завалишин, поселенный в Чите, с начала организации и образования Забайкальской области в 1851 году, принимал непосредственное участие в делах области или оказывал на них то или иное влияние. Через Д.И.Завалишина многие его товарищи, в частности, братья Бестужевы, не раз помогали обращавшимся к ним за советом или помощью крестьянам и местным жителям.













 

 

 

 

                               Заключение.


Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально – экономического, общественно – политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Особенна ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков. Здесь и участие в рукописных и печатных изданиях края, распространение и пропаганда вольных изданий А.И.Герцена, участие в них, публицистические выступления.

Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой восточной окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «восточных сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».1

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.

Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и в конечном счете определило его место в общественно – политическом движении страны.

Следует заметить, что просветительство сибирского периода не было простым повторением идей программы «Союза благоденствия». В сибирский период декабристы пришли к мысли, что движение должны осуществлять просвещенные массы во главе с армией под руководством тайного общества. Таким образом, это было просветительство с ориентацией на более широкие социальные слои.

Важнейшими чертами педагогической практики декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно-приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое внимание уделялось предметам естественнонаучного цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.

Многое из того, что вводили в своей учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отражение и дальнейшее развитие в советской, а затем и российской педагогической практики.

Декабристы воспитывали своих учеников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах.

Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало.

Открыв женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу умственного труда.

Вся их деятельность была посвящена будущим социально – экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т.п.

Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.















Список использованной литературы.


1. Бахаев В.Б. Общественно – просветительская и краеведческая деятельность декабристов в Бурятии. Новосибирск, «Наука»,1980 г.

2. Бестужев Н.А. Статьи и письма. М., 1988 г.

3. Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М., 1958 г.

4. Восстание декабристов. Том 7. М. – Л. 1958 г.

5. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX – XIX веков. Л., ЛГУ, 1989 г.

6. Декабристы: Биографический справочник. М., «Наука», 1988 г.

7. Декабристы и русская культура. Ленинград, «Наука», 1976 г.

8. Дружинин Н.М. Декабрист И.Д.Якушкин и его ланкастерская школа. В кн.: В сердцах Отечества сынов. Иркутск, 1975 г.

9. Декабристы и Сибирь. Новосибирск, «Наука», 1977 г.

10. Записки, статьи, письма декабриста И.Д.Якушкина. М., 1957 г.

11. Избранные социально – политические и философские произведения декабристов. Тома 1 и 2. М., 1951 г.

12. История Сибири. Том 2. Л., 1968 г.

13. Иллерицкий В.Е. Революционная историческая мысль в России (домарксистский период). М., «Мысль», 1974 г.

14. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (10 – начало 20 вв.). М., «Форум», 1998 г.

15. Литературное наследие декабристов. М., «Наука», 1976 г.

16. Нечкина М.В. Декабристы. - М.: Наука, 1982 г.

17. Общественная мысль в России XIX века. Л., «Наука», 1986 г.

18. Окунь С.Б. Декабрист М.С.Лунин. Л., ЛГУ, 1985 г.

19. Окунь С.Б. Ссыльные декабристы в Сибири. Л., ЛГУ, 1985 г.

20. Орлик О.В. Декабристы и европейское освободительное движение. М., «Мысль», 1975 г.

21. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (XVIII - первая половина XIX века). М., «Педагогика», 1973 г.

22. Поджио А.В. Записки декабриста. М., 1930 г.

23. Политическая ссылка в Сибири XIX – начало XX века. Новосибирск, «Наука», 1987 г.

24. Проблемы истории русского общественного движения и исторической науки. М., «Наука», 1989 г.

25. Ссыльные декабристы в Сибири. Новосибирск. «Наука», 1985 г.

26. Федоров В.А. Декабристы и их время. М., МГУ, 1992 г.

27. Шатрова Г.П. Декабристы и Сибирь. Томск. 1962 г.




1 Бестужев Н.А. Статьи и письма. – М., 1988, с.270.

1 Бестужев Н. Статьи и письма, с.176

1 Шатрова Г.П. Декабристы и Сибирь, с.59

1 История Сибири. Том 2. - Л., 1968, с.471.

1 Федоров В.А. Декабристы и их время. М., МГУ, 1992, стр. 40

2 Там же.

1 Декабристы и русская культура. Л, 1976, с.34

[1]  Декабристы и русская культура, с.34

1 Избранные социально – политические и философские произведения декабристов. Том 1. .М., 1951, с.109

1 Восстание декабристов: Материалы. Документы. М. – Л.,. Том 1, 1925 – 1986 , с.230

1 Восстание декабристов. Том 7. М. – Л. 1958, с.114 - 115

2 Там же.

1 Восстание декабристов, с.165 - 166

1 Восстание декабристов, с.205

1 Избранные социально – политические и философские произведения декабристов. Том 2. М., 1951, с.480

1 Избранные…произведения декабристов. Том 2, .с.128

2 Там же, с.130

1 Избранные социально – политические и философские произведения. Том 2, с.37

1 Избранные социально – политические и философские произведения декабристов. Том .2, с 227

[2] Изгачев В.Г. Жены декабристов в Забайкалье. В кн.: Декабристы и русская культура. Новосибирск, 1977, с.142

1 Поджио А.В. Записки декабриста. М., 1930, с.20

1 Бахаев В.Б. Общественно - просветительская и краеведческая деятельность..., с.73

1 Цитируется по кн: Декабристы и русская культура, с.269

1 Избранные социально – политические и философские произведения декабристов. Том 1, с.217

1 Бахаев В.В. Общественно – просветительская и краеведческая деятельность декабристов в Бурятии. Новосибирск, «Наука», 1980, с.146

1 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (18 – первая половина 19 века). М., «Педагогика», 1973, с.325

2 Кочеткова Н.Д. Ораторская проза декабристов и традиции русской литературы XVII века. В кн.: Литературное наследие декабристов. М., 1976, с.101 - 102

1 Ссыльные декабристы в Сибири, с.33

1 Якушкин И.Д. Записки, статьи, письма. М., Изд. – во АН СССР, 1951, с.271

 

1 Записки, статьи, письма декабриста И.Д.Якушкина, с.335

1 Галикова А.Н. Влияние декабристов на создание рукописных журналов в Восточной Сибири. В кн.: Декабристы и Сибирь, с.204

2 Бахаев В.Б. Общественно – просветительская и краеведческая деятельность декабристов, с.93

1 Декабристы и Сибирь, с.208

2 Там же.

1 Декабристы и Сибирь, с.208

1 Избранные социально – политические и философские произведения декабристов. Том 1, с.217


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.