Огромное влияние на формирование просветительских взглядов декабристов оказала запрещенная книга великого русского писателя 18 века А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жестокие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, совпадали с той действительностью, которая окружала юношей.
Но, конечно, дело не ограничивалось чтением запрещенных русских книг. С Запада более свободно проникали – еще в библиотеки дедов и отцов – произведения философов – просветителей. Особенно часто попадали в руки передовой молодежи книги французских корифеев вольнолюбия – Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье… Их читали в подлиннике: знание французского языка являлось обязательным для каждого образованного человека в России.
Возрастал интерес и к литературе начала 19 века. Читались новые книги, передовые иностранные газеты и журналы. Изучение конституций Франции, Англии, США было школой для ищущего политического сознания. Конечно, идеи Западной Европы и Америки не явились причиной, породившей русскую освободительную идеологию, но они облегчили и ускорили ее развитие, передали свой опыт новому поколению. Против положения о «прирожденном» праве дворянина владеть крепостным человеком восставала идея о прирожденном равенстве всех людей, идея о необходимости уничтожения всех феодальных привилегий. Против неограниченного права абсолютного монарха повелевать своими подданными поднимала на борьбу идея о власти, принадлежащей народу.
Русская прогрессивная печать начала XIX века выступала в защиту передовых мыслителей Франции. Публикуя статью «О признаках народного просвещения», журнал «Вестник Европы» ставил проблему распространения просвещения во всех сословиях: «…пока науки будут исключительной собственностью одного какого – либо сословия людей, которое сверх того еще по особливым законам совершенно отделено от всех прочих, до тех пор можно утверждать с достоверностью, что в таком народе нельзя ожидать значительных успехов просвещения».1
Просветительская идеология проникла даже в среду деятелей официального просвещения. Так, профессор Ярославского Демидовского высших наук училища Г.Ф.Покровский, выступая в местном Обществе любителей российской словесности с рассуждением «О степенях образования людей и народов», связал эту проблему с наличием благоприятного климата и естественных богатств у людей и народов, утверждая, что «сокровища земли – первое основание нравственного воспитания». По мнению Покровского, труды и образ жизни человека взаимосвязаны. Он напоминает, что человек может совершать подвиги громкие, славные и героические только тогда, когда чувствует свое достоинство; а там, где народы управляются тиранами, люди «представляют собой стада невольников, у которых вся чувствительность притупляется от претерпения бедствий».[1]
Огромное влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала и Отечественная война 1812 года, вызвавшая невиданный патриотический подъем всего русского общества. Декабристы называли себя «детьми 1812 года», не раз подчеркивали, что 1812 год явился началом их движения. Среди участников этой войны – более ста будущих декабристов; 65 человек из тех, кого в 1825 году власти назовут «государственными преступниками», насмерть сражались с врагом на Бородинском поле. Известно, что победа русского народа в Отечественной войне 1812 года имела не только военное значение, но оказала огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России. Декабристы первыми указали на народный характер этой войны. Именно война 1812 года глубоко и остро поставила перед будущими декабристами вопрос о судьбах родины, путях ее развития, выявила огромные возможности русского народа, который, как они верили, рано или поздно должен найти в себе силы для освобождения от внутренней тирании – сбросить ярмо крепостного рабства.
В течение 1812 – 1815 годов будущие декабристы оказались свидетелями событий мирового значения, они наблюдали, с какой легкостью разрушались или воссоздавались троны, ломались старые порядки. Это внушало им надежду на возможность революционных перемен и в России.
Декабристы – участники Отечественной войны 1812 года надеялись, что великий подвиг России разбудит к новой жизни молодое поколение, что Александр I произведет ожидавшиеся реформы, что откроются новые широкие возможности и для перемен политических, и для развития культуры. Но произошло обратное: закрепощенность крестьян не ослабла, расцвела аракчеевщина, усилились цензура и преследования свободомыслящих писателей и ученых. Протестовала же небольшая часть общества, а вступала в активную борьбу с реакцией совсем малая.
Одной из мер правительства после войны 1812 года было объединение «духовных дел и народного просвещения» в одном министерстве во главе с князем Голицыным. Но на деле это министерство сознательно тормозило распространение в стране научных знаний, опасаясь, что это может привести к «пагубным последствиям для существующего порядка вещей».
Сразу же после окончания войны реакция со всей силой обрушилась на учебные заведения. В специальной правительственной инструкции предусматривалось преподавать лишь те науки, которые «не отделяют нравственности от веры». Крупнейшие университеты страны (Петербургский, Казанский и др.) были подвергнуты опустошительному разгрому. Прогрессивно настроенные профессора, подлинные ученые были изгнаны, а над учебными заведениями устанавливался полицейский надзор.
Жестокие репрессии обрушились на журналистику и литературу. Обо всем, что хотя бы косвенно касалось правительства и его политики, писать категорически воспрещалось. На публикации подобного рода нужно было разрешение соответствующих правительственных учреждений. Все выходившие из печати литературные произведения подвергались усиленной цензуре.
Все эти и многие другие реакционные действия правительства Александра I не могли не вызвать самого решительного протеста передовой части образованных людей России. Правительственная политика положила конец надеждам передового дворянства на проведение мирных реформ. Теперь, вспоминал декабрист И.Д.Якушкин, «никто из нас не верил в благие намерения правительства».1
История возникновения тайных декабристских обществ отделена от войны 1812 года промежутком всего лишь в несколько лет, но послевоенную общественную атмосферу декабристы ощущали как полную противоположность энтузиазму национального подъема, вызванного защитой родины. Они мечтали о возрождении этого подъема во внутренней жизни и на ее волне ожидали политического обновления страны.
1.2. Проблемы образования и воспитания детей в программных документах декабристов.
В январе 1818 года в Москве была создана декабристская организация под названием «Союз благоденствия» (или Союз общественного благоденствия, называемый в документах следствия Союзом благотворения и Обществом «Зеленой книги»). Это была довольно многочисленная (более 200 человек) тайная организация с заранее разработанным уставом, в котором были изложены организационные и отчасти программные принципы.
Согласно уставу, члены Союза благоденствия обязывались принимать самое активное участие в общественно – политической жизни страны. Работа над распространением в стране прогрессивных общественных идей являлась для декабристов не самоцелью, а важным средством подготовки революционного переворота. Как показывал Е.П.Оболенский на следствии, общество стремилось к «занятию должностей гражданских с целью не только исполнения вполне своих обязанностей, но и уничтожения лихоимства…Постепенным улучшением нравственности и распространением просвещения…общество надеялось достичь тихого и неприметного переворота в правлении государства». 1
Такая работа была совершенно необходима, чтобы, как говорил Пестель, «общее мнение революции предшествовало». Декабристы полагали, что потребуется примерно 20 лет, когда передовое общественное мнение овладеет умами всех слоев Российского общества и будут тем самым созданы условия для сравнительно «безболезненного» революционного переворота. Предполагалось, что к этому времени в каждом крупном городе России будут созданы отделения тайного общества, которые составят конспиративные городские «палаты», возглавляемые своим «советом». Они и явятся опорными пунктами революционного переворота. Члены общества рассчитывали и на международную революционную конъюнктуру. Они внимательно следили за положением дел в странах Западной Европы, видели нарастание там революционного движения (которое в 1820 –1821 гг. вылилось в серию революций в южноевропейских странах). В 1818 – 1820 гг. декабристы были убеждены, что в перспективе начнется революция в германских государствах против их монархов. К этому движению, считали они, примкнет Польша, а тайное общество в России, произведя у себя революционный переворот, подаст им руку помощи. Опираясь на отделения своего тайного общества в разных городах, декабристы надеялись овладеть всеми государственными учреждениями в стране. Предполагалось избрать руководящий орган революции. Революционный переворот мыслился декабристами как строго организованная акция, которая должна произойти быстро и четко, «при всеобщем ликовании народа» и без «ужасов французской революции».
Нужно заметить, что печать и просвещение до начала 20 – х годов еще не подвергалась тем суровым гонениям, какие начались позднее. В 1818 – 1820 гг. издаются книги К.И.Арсеньева «Российская статистика» и А.П.Куницына «Право естественное», в котором излагались просветительские идеи «естественного права» и открыто ставился вопрос о необходимости отмены крепостного права в России. В журналах печатались статьи, в которых говорилось о пользе конституционного устройства, публиковались тексты западноевропейских конституций. Все это создавало благоприятные условия для деятельности Союза благоденствия в плане «овладения общественным мнением» и дальнейшего распространения последнего.
Через сеть легальных и полулегальных «вольных обществ», благотворительных организаций, литературных кружков и объединений, литературно – политические журналы и учебные заведения Союз благоденствия был тесно связан с прогрессивными кругами России и фактически превратился в идейный центр, объединяющий революционные и либерально – оппозиционные круги России в борьбе с самодержавием и крепостничеством.
При этом особое внимание уделялось пропагандистско-агитационным, в значительной мере легальным формам деятельности с привлечением к ней широкого круга единомышленников декабристов. Выступления в периодической печати в защиту передовой науки и литературы, издание литературных альманахов и ученых трудов, защита обиженных и несправедливо осужденных, выкуп из крепостной неволи талантливых крестьян – самоучек, помощь голодающим крестьянам, критика печатно и устно крепостного права, палочных наказаний в армии, аракчеевских военных поселений и т.д. – вся эта деятельность в конечном итоге преследовала цель «подготовить умы» к необходимости упразднения самодержавно – крепостнических порядков в стране.
Главными средствами распространения передовых общественных идей декабристы считали просвещение и печать. Они придавали исключительно важное значение «силе просвещения», рассматривая его как залог прогресса нации. Декабристы были убеждены, что никакие серьезные преобразования не могут быть осуществлены, если народ забит и безграмотен. При этом декабристы стремились не просто к распространению среди народа элементарной грамотности, но к воспитанию его в духе высокой нравственности, подлинного патриотизма, любви к свободе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7