В конце 18 – начале 19 века в Европе получила распространение разработанная английскими педагогами А.Беллом и Дж.Ланкастером система взаимного обучения, при которой старшие и уже имеющие определенные знания ученики под руководством преподавателя вели занятия с младшими учащимися.
В России эту систему впервые, начиная с 1818 года, применили декабристы, главным образом в солдатских школах. В Петербурге декабристами было основано Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения, которым руководил активный деятель Союза благоденствия Ф.Н.Глинка, служивший адъютантом у петербургского военного генерал – губернатора М.А.Милорадовича. Это общество координировало работу других «ланкастерских школ», возникавших в разных городах страны: в Москве, Туле, Полтаве, Одессе, Херсоне, Риге, Перми, Вологде, Астрахани, Тифлисе и Иркутске. Петербургское Вольное общество выпускало учебные «таблицы», в которых использовались понятия «свобода», «воля», «раб», «цепи», «союз», «герой», «восстать», «гражданин», издавало книги для широких народных кругов, уже овладевших грамотой. К составлению и изданию учебных «таблиц» был привлечен И.Н.Греч, который печатал их в своей типографии. Используя вполне благонамеренные учебные издания Греча, декабристы дополняли их своими определениями и понятиями. Так, В.Ф.Раевский в руководимой им в Кишиневе солдатской школе на уроках правописания в дополнение к печатным «прописям» Н.И.Греча давал и рукописные, в которых фигурировали имена Кассия, Брута, Джорджа Вашингтона, Оноре Мирабо и других. Волнение в лейб–гвардии Семеновского полка в 1820 году вызвало у Александра I сильные подозрения, что семеновские солдаты были «подготовлены» существовавшей в том полку «ланкастерской школой». Позже процесс над В.Ф.Раевским окончательно убедил императора в том, что эти школы использовались в целях антиправительственной пропаганды, и в 1823 году они были закрыты.
Декабристы придавали всегда большое значение общественному воспитанию детей. Его преимущество они видели в том, что в отличие от домашнего, которое «нежит тело, расслабляет души и делает до крайности надменными и своевольными баловней потворства и неги», общественное воспитание «уничтожает все посторонние титулы, все причуды знатности исчезают, а при всяком остается одно только звание человека».
Взгляды декабристов по вопросам просвещения и педагогики получили наиболее яркое отражение в «Русской Правде» П.И.Пестеля, который являлся как бы проектом государственного преобразования России.
Решающими факторами формирования людей П.И.Пестель считал социально – экономический строй, политическое устройство и общественное воспитание. Пестель пишет: «Первоначальная обязанность человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия…От сей обязанности происходит право пользоваться для пищи плодами и прочими произведениями природы».1
Материальные условия жизни в основном образуют нравственный облик народа, и, чтобы возвысить нравственный дух народа, воспитать в нем общественные интересы и патриотизм, необходимо доставить народу средства для пропитания, то есть землю и свободный труд. Особое место отводит Пестель в деле формирования нравственности государственным законам. Он считал, что нравственность зависит от характера правления: плохие законы (монархические) развращают народ, хорошие (республиканские, демократические) нравственно воспитывают.
В новом государстве упраздняются сословия. Согласно «Русской Правде», все граждане имеют одинаковые политические и гражданские права. Одним из основных прав граждан считается право на воспитание детей, и после победы новое государство позаботится о том, чтобы все дети учились. Провозглашая, что воспитание детей после победы станет государственным делом, «Русская Правда» отмечала: «…так как ничто столь сильно не действует на благоденствие царств и народов, как воспитание, то и обязывается Верховное правление учебные заведения устроить таким образом, чтобы они в полной мере возможную пользу приносили».2
Будут запрещены частные школы, так как о воспитании и обучении подрастающего поколения будет целиком и полностью заботиться правительство.
Как же будет выглядеть система народного образования? В дошедших до нас главах «Русской Правды» этот вопрос освещен далеко не полностью. Только в одной главе – «Солдатские дети» есть некоторый материал на эту тему.
В царской России солдатские сыновья, достигнув семилетнего возраста, считались собственностью государства. Их помещали до 18 лет в организованные в 1798 году военно-сиротские отделения, где и готовили к длительной солдатской службе. Согласно «Русской Правде», после победы над царизмом военно-сиротские отделения упраздняются, так как изменяется вся структура русской армии. Но поскольку сиротство солдатских детей неизбежно, «Русская Правда» предлагает организовать за счет государства и волостей для солдатских и других сирот «воспитание в первоначальных основаниях оного, а потом и в уездном училище».
В «Русской Правде» также идет речь о создании в каждом губернском городе педагогического института для подготовки учителей: «Курс наук (в этих учебных заведениях) разделится на два отделения: в первом преподаваться будет все то, что нужно для учителей уездного училища, а во втором все то, что нужно для учителей губернского училища».1
Таким образом, школьная система по материалам «Русской Правды» представляется в виде доступных для всех трех ступеней школ: первоначальное, уездное и губернское училища. По мнению декабристов, в будущем государстве образование должно быть государственным, всеобщим и доступным для всех граждан.
Наряду с образованием в «Русской Правде» говорится и о других средствах воспитания народа: массовых праздниках и просветительных мероприятиях. «Весьма полезно, - писал Пестель, заводить народные празднества для усиления народного духа и укрепления гражданской, дружеской связи».1
В своих высказываниях и документах декабристы всех направлений определяли цель воспитания как воспитание «сына отечества», гражданина – патриота, способного служить общему делу, для которого знания есть средство активно приносить пользу своей родине. Гражданское воспитание нужно человеку, но оно невозможно в сословно – крепостническом государстве. Отсутствие такого воспитания опасно для страны, так как ведет общество к разобщению и безнравственности. Гражданское воспитание имеет в основе своей патриотизм, любовь к отечеству. Патриотизм – источник могущества каждого народа, «любовь к отечеству» должны с детства заполнять сердца человеческие. «Горе обществу, где добродетели и гордость народная истреблены иноземным воспитанием. Никогда оно не будет наслаждаться истинным могуществом и совершенным образом отличаться!».
Декабристы всегда боролись с подражанием заграничному, стремлением вверить воспитание детей иностранцам. Они утверждали, что учитель, который призван воспитывать патриотизм, любовь к народу, должен ненавидеть «пустое иноземное влияние», которое приводит к духовному порабощению, к забвению своей национальной гордости. Они называли истинным такое воспитание, которое прививает сознание высокого долга перед родиной, ставит общественные обязанности выше личной выгоды. Они стояли за общеобразовательную школу и обращали большое внимание на политическое воспитание в ней. В школах, находящихся под влиянием тайных обществ, нелегально или полулегально осуществлялось патриотическое и политическое воспитание в процессе преподавания родного языка, истории, географии, математики, естествознания.
Декабристы, пропагандируя прогрессивные взгляды на образование и просвещение, критиковали современное им образование с политических позиций. Они уверенно заявляли, что царское правительство не может дать народу общего образования и умственного развития. Царизму необходимо безусловное повиновение, которое не уживается с образованием.
Для того, чтобы человек мог стать равноправным членом общества, он, по мнению декабристов, должен получить умственное образование в детстве.
Основным источником знаний каждого человека являются самостоятельные наблюдения и «осмысления» юного учащегося.
«Искусное преподавание» должно возбудить самостоятельное мышление ученика: учитель направляет внимание ученика на близкие и понятные ему предметы. С этой целью должно вводиться в школах наглядное преподавание, которое стимулирует и развивает самостоятельную умственную деятельность ученика, его понимание материала.
Обучение осмысленное, связанное с практикой, нужное для общественных патриотических дел, обучение воспитывающее – такие основные положения педагогики декабристов в отношении к общеобразовательной школе.
Декабристы считали, что общеобразовательная школа, воспитывающая граждан – патриотов, должна иметь центральными предметами изучения историю, математику и родной язык, его грамматику и русскую литературу. Богатства русского языка много дают для развития патриотического чувства и обогащения ума. Н.И.Кутузов, член Союза Благоденствия, писал: «Язык заключает в себе все то, что соединяет человека с обществом: самые малейшие его оттенки сильно говорят сердцу патриота и чужды рабу иноземного. Язык сближает чувства людей, совокупляет понятия воедино, рождает благородное соревнование, дает силы. Народы для знаменитости и могущества должны заботиться о господстве языка природного…Незнание богатства языка своего и пренебрежение оным есть знак самого грубого невежества».1
Большое значение в общем образовании декабристы придавали истории, видя в ней средство гражданского, политического воспитания. От истории, переоценивая иногда ее возможности, они ожидали не только объяснения прошлого и установления исторических закономерностей, но и абсолютно непогрешимых советов по злободневным политическим вопросам. История стала любимой наукой революционной молодежи 20 –х гг., искавшей в прошлом уроков для настоящего, образцов будущего общественного переустройства. Правда, среди декабристов были и такие (М.С.Лунин, А.В.Поджио и др.), которые считали, что прошлое не является им указом, что познание настоящего полезнее опытов прошлого. Главное, полагали декабристы, - это изучение своей отечественной истории, помогающей пробудить у молодежи чувство национальной гордости и революционного сознания. Русская история свидетельствует о большом свободолюбии народа, о его борьбе за национальную независимость.
В.Ф.Раевский в своих исторических высказываниях и на уроках в школе юнкеров противопоставлял насаждаемому царизмом идеалу «верноподданного» идеал гражданина, который был присущ Великому Новгороду в прошлые времена. Обращаясь к истории, он стремился воспитать в своих учениках при ее «посредничестве» высокие гражданские чувства.
Интерес к истории и ее преподаванию был свойствен многим членам тайных обществ дворянских революционеров. Член Союза Благоденствия П.Д.Черевин за свою короткую жизнь (1802 – 1825 гг.) опубликовал ряд исторических работ, среди которых особенный интерес представляет его статья «О преподавании истории детям». В ней отразились декабристские воззрения на задачи исторического образования. «историю справедливо называют наставницей нравственности и политики, -пишет Черевин, - ибо кто учится истории, тот научится обязанностям человека и гражданина».1
К учителям истории Черевин предъявлял особые требования. По его мнению, учитель истории должен быть «нравственно строгим», иметь глубокие знания в своей и в других науках, иметь пламенную душу и обладать красноречием. «Учитель истории…есть проповедник, назидающий гибкий юношеский возраст примерами прошедшего».2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7