41. Особенности развития государственного строя
Германии в Новейшее время. Боннская конституция 1949 г. Военное поражение Германии в Первой мировой
войне, внутренние, социальные и классовые противоречия, влияние событий в
России привели к революционному взрыву в ноябре 1918 г. В результате в
Германии была ликвидирована императорская власть династии Гогенцоллернов и
порядка двух десятков мелких монархий и княжеств, и утвердилась парламентская
республика, были провозглашены демократические права и свободы граждан,
установлен 8-ми часовой рабочий день.В июле 1919 г. в городе Веймаре была
принята конституция германского государства,известная в истории как
Веймарская конституция.
' Сохранив прежнее название, Германская империя провозглашалась
республикой с федеральной формой государственного устройства. Бывшие союзные
государства получили название "земель". Земли имели свои
законодательные собрания и конституции. Однако империя (федеральное
государство) имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по
отношению к землям. Существовала даже статья "имперской
экзекуции", по которой президент с помощью военной силы мог
заставить отдельные земли выполнять возложенные на них конституцией
обязанности.
Германский парламент состоял из двух палат. Нижней палатой являлся
рейхстаг, верхняя палата именовалась рейхсрат (имперский совет). Рейхстаг
осуществлял высшую законодательную власть, депутаты избирались на 4 года на
основе всеобщего избирательного права.
Рейхсрат обеспечивал представительство земель и имел право
отлагательного вето.
Главой государства являлся президент. Он избирался сроком на 7 лет
всеобщим голосованием с неограниченным правом переизбрания. Президент имел
довольно широкие полномочия: мог распустить парламент и назначить новые
выборы, объявлять чрезвычайное положение, самостоятельно назначать главу
правительства и его министров, являлся главнокомандующим вооруженными силами.
Широкими правами наделялся и глава правительства - канцлер Германии, которому
поручалось "формулирование основных принципов политики".
Конституция декларировала широкие демократические права и свободы
граждан: свободу слова, печати, собраний и т.д., 8-ми часовой рабочий день,
охрану труда, пособия по безработице.
Веймарская республика просуществовала менее 15 лет. 30 января 1933г.
президент Гинденбург назначил канцлером Германии Адольфа Гитлера. С этого
момента в стране и устанавливается диктатура фашистской партии. Вскоре после
смерти Гинденбурга пост президента ликвидируется и вся полнота власти
сосредотачивается в руках Гитлера - фюрера (вождя нации) и пожизненного
рейхсканцлера. Все политические партии, кроме НДСАП, были запрещены,
профсоюзы распущены, а их средства конфискованы.
В 1933 г. принимается закон о единстве партии и государства,
где фашистская партия объявляется "единственной носительницей немецкой
государственной мысли", назначение на любую государственную должность
могло состояться только с согласия фашистской партии. НДСАП становится
центральным и всевластным элементом государственного аппарата.
Поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне поставило
вопрос о будущем государственном устройстве Германии. На Потсдамской
конференции трех великих держав (СССР, США, Великобритани) было решено,
что Германия должна представлять единое, демократическое и миролюбивое
государство. Предусматривалось проведение демилитаризации и денацификации
страны, декартелизация экономики и демократизация общественно-политической
жизни.
Для этого страна была разделена на 4 оккупационные зоны (СССР, США,
Великобритании и Франции). Верховную власть осуществлял специально созданный
Союзный контрольный совет.
Так продолжалось до декабря 1946 г., когда было создано сначала
сепаратное управление двумя западными зонами (американской и английской), а
затем и всеми тремя. Логическим следствием этого разделения Германии стало
образование двух государств: Федеративной республики Германии - на западе и
Германской демократической республики - на востоке.
Принятие в мае 1949 г. парламентским Советом и утверждение
оккупационными властями конституции юридически и политически закрепило раскол
Германии и образование ФРГ.
Конституция провозглашает Федеративную Республику
Германии демократическим,
правовым и социальным государством. Значительное место в ней отведено правам
и свободам граждан (свобода личности, равенство перед законом, свобода
вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т.д.).
К числу основных принципов, на которых построена конституция
ФРотносятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития роль
исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по
отношению к землям.
В конституции был закреплен специальный механизм, призванный
гарантировать "охрану конституции^. Для этого предусмотрена
возможность лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических
партий в силу их "антиконституционности", утверждалась
недопустимость изменения ряда основополагающих установок конституции.
Основными государственными органами ФРГ являются: бундестаг,
бундесрат, федеральный президент, федеральное правительство во главе с
канцлером, федеральный конституционный суд.
Бундестаг - нижняя палата парламента, избирается на 4 года всеобщим, прямым и
тайным голосованием, по смешанной избирательной системе. Существующий 5%-ный
барьер позволяет отсеять наиболее радикальные группировки как правого, так и
левого толка. Бундестаг является основным законодательным органом.
Бундесрат (верхняя палата парламента) - формируется из представителей земель,
его согласие необходимо для принятия законов, изменяющих конституцию, границы
и территорию земель, структуру земельных органов и т.д.
федеральный президент избирается на 5 лет федеральным собранием. Обладает
ограниченными полномочиями: представляет на утверждение главу правительства,
назначает и увольняет федеральных судей и чиновников, представляет страну на
международной арене.
Реальное руководство исполнительной властью осуществляет федеральное
правительство во главе с канцлером. Канцлер, как правило глава партии,
победившей на выборах, утверждается парламентом. Имеет право законодательной
инициативы.
Конституционный суд ФРГ имеет исключительную роль в политической жизни
страны. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов,
рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов федерации,
отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий в виду их
антиконституционности. Судьи конституционного суда избираются пожизненно:
50% - бундестагом и 50 % - бундесратом.
Параллельно с образованием ФРГ шло государственное строительство и в
Восточной Германии. В октябре 1948 г. было провозглашено образование ГДРНо
раздельное существование германских государстве продолжалось не слишком
долго. В результате глубоких изменений, происшедших в СССР и Восточной
Европе, сложились условия для объединения страны. 3 октября 1990 г.
произошло объединение ФРГ и ГДР
|
43. Изменения в государственном строе и праве
Великобритании в Новейшее время.
В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой
заключается в господстве на выборах двух основных партий. Но ее структура
претерпевает серьезные изменения.
После досрочных парламентских выборов 1923 г. на смену либеральной
партии приходит партия лейбористов, которая занимает место официальной
оппозиции. Но окончательно закрепиться в двухпартийном тандеме с
консервативной партией партия лейбористов смогла лишь после Второй мировой
войны.
Значительные изменения в период после Первой мировой войны произошли в
государственном строе. Основные изменения были связаны как с определенными
реформами конституционного характера, так и, главным образом, с модификацией
прежних конвенций неписаной конституции.
Изменения прежде всего затронули избирательное право. В 1918г.
избирательное право было предоставлено всем мужчинам старше 21 года и женщинам,
достигшим 30-летнего возраста. Их доход должен составлять не ниже 5 ф.ст.,
женщина могла состоять в супружестве с человеком, имевшим такой доход.
В 1929 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами.
В 1948 г. был отменен двойной вотум (право англичанина
голосовать дважды, как по месту жительства, так и по месту нахождения
недвижимости). С 1969 г. избирательный возраст был снижен до 18 лет.
Наиболее глубокие изменения в государственном строе и политической
системе нашли отражение во взаимодействии высших исполнительных и законодательных
органов. Произошло значительное усиление роли исполнительной власти, кабинета
министров. В руках правительства сосредоточилась особая законодательная
власть, делегированная ему парламентом. Делегированное законодательство -
акты, издаваемые правительством, формально по поручению парламента. В
настоящее время количество актов делегированного законодательства многократно
превосходит количество законов, принятых парламентом. Делегированное
законодательство, по существу, стало инструментом установления господства
исполнительной власти в политической системе Великобритании.
Верховенство кабинета министров в британской государственной машине
еще более усилилось в период Второй мировой войны, причем произошло
максимальное усиление роли премьер-министра. Он получил право без
консультаций с кабинетом осуществлять все важнейшие назначения и перемещения
внутри правительства. Определять порядок работы кабинета и повестку дня,
решать вопрос о созыве или роспуске палаты общин. Премьер-министр может
принимать единоличные решения по основным вопросам текущей политики. В
результате система "правления кабинета" трансформировалась в
систему "правления премьер-министра".
Парламент, несмотря на некоторое ослабление своих позиций, продолжает
осуществлять общий контроль за исполнительной властью, прежде всего через
депутатские запросы министрам и контроль за государственными расходами. А
любой правительственный законопроект проходит не менее 3-х чтений в палате
общин.
Особенностью Великобритании является сохранение в политической системе
таких институтов, как палата лордов и королевская власть.
В течение XX века роль и значение палаты лордов претерпели
существенные изменения, прежде всего в силу перераспределения полномочий в
пользу палаты общин. Так в 1949 г. был принят закон, сокративший до одного
года вето палаты лордов для нефинансовых биллей. Тем не менее, оставаясь
высшей судебной инстанцией, палата лордов сохраняет значительное политическое
влияние.
Своеобразное место в политической системе страны занимает корона, которая
продолжает оставаться символом ее стабильности. Формально сохраняются
многие прежние прерогативы и полномочия королевской власти - право назначения
премьер-министра, ни один законопроект не может стать законом без подписи
монарха, только монарх может созвать или распустить парламент, только монарх
может пожаловать титул пэра. Согласно английской неписаной конституции,
монарх должен действовать по совету министров, но в случае, если проводимая
ими политика, по его мнению, "разрушает базис английской
конституции", монарх может отказать в своем согласии на такую политику,
т.е. отправить в отставку кабинет министров, распустить парламент, не
утвердить законопроект и т.д. Но поскольку многие свои полномочия английские
монархи не использовали уже многие десятки лет, а другие используются
черезвычайно редко, можно говорить о скрытом характере королевской власти.
|