Рефераты. Ответы на экзаменационные вопросы по Истории Государства и Права Зарубежных стран


























35. Революционная борьба за независимость и образование США. Формирование конституционного законодательства.

Противоречия ме­жду рабовладельческим Югом и промышленным Севером в первые три десятилетия существования США стали быст­ро нарастать по мере экономического подъема рабовладель­ческих штатов. После принятия Иллинойса в состав союза в стра­не оказалось 11 свободных штатов и 10 рабовладельческих.  В конце 1860 — начале 1861 г. правящие рабовладель­ческие круги 13 южных штатов пошли на крайнюю меру  на сецессию, т. е. на выход из федерации и на провозглаше­ние в феврале 1861 г. Конфедеративных штатов Америки. Вскоре после официального вступления А. Линкольна на пост президента (в марте 1861 г.) конфедераты подняли мятеж, пытаясь насильственно свергнуть конституционное правительство, провозгласили новую конституцию Конфе­деративных штатов Америки. Стремясь распространить рабовладельческие отношения на территорию всего союза, конфедераты начали 12 апреля 1861 г. Гражданскую войну, которая продолжалась четыре года и закончилась 26 мая 1865 г. Победа капиталистического Севера была исторически предрешена, но коренной перелом в ходе Гражданской вой­ны, который первоначально был более благоприятен для южан, наступил после решения принципиального вопроса буржуазно-демократической революции — вопроса о раб­стве. Первоначально рабство на территориях взбунтовав­шихся штатов было отменено Прокламацией президента А. Линкольна от 1 января 1863 г. Затем, по окончании Гра­жданской войны (1865), была принята XIII поправка к консти­туции, которая предписала: "В Соединенных Штатах или ка­ком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должны су­ществовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено". Гражданская война привела к серьезным изменениям в правовой и политической системе США. Важное значение имели положения XIV поправки, которые запретили шта­там принимать законы, ограничивающие льготы и привиле­гии граждан США; запретили штатам лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой про­цедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрис­дикции в равной защите законов. Две эти поправки создали юридические условия не толь­ко для освобождения негров, но и уравнения их в правах с белыми гражданами. Однако прогрессивные предписания XIII и XIV поправок были "торпедированы" решениями Вер­ховного суда 1883 и 1896 гг., признавшими неконституцион­ным Закон о гражданских правах 1875 г. и конституционны­ми законы штатов, устанавливавшие "раздельные, но рав­ные возможности" для белых и черных. Последняя "поправка Гражданской войны"  XV, принятая в 1870 г., запрещала дискриминацию на выборах: "Право голоса граждан Соеди­ненных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по при­знаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахожде­нием в подневольном услуженииПринятие конституции США было обусловлено реальными экономическими, политиче­скими, социальными и идеологическими обстоятельствами. Развал "вечного Союза", чудовищный партикуляризм, эко­номический хаос, угроза гражданской войны — все это тре­бовало создания единого государства на базе 13 практически независимых штатов. В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созы­ве в мае в Филадельфии специального конвента из делега­тов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмот­реть Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял конституцию. Филадельфийский конвент представлял собой неболь­шую, но внушительную коллегию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами Конгресса, остальные имели опыт полити­ческой деятельности в своих штатах. Все делегаты конвен­та были состоятельными людьми. В его состав входили вы­дающиеся деятели эпохи. Все понимали важность исполняемой миссии. Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представля­ет собой весьма краткий документ. Она состоит из. преамбу­лы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. По мнению делегатов власть едина, но она имеет три ветви: зако­нодательную, исполнительную и судебную. Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти  Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых форми­руется особым способом. Палата представителей избирается народом, т. е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников. Сенат — ле­гислатурами штатов. Президент — носитель исполнительной власти избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти — Верхов­ный суд — формируется совместно президентом и сенатом. Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые два года они переизбираются на одну треть. Президент избирается на 4 года, а члены Верховного суда занимают свои должно­сти пожизненно. В-третьих, конституция предусмотрела создание тако­го механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские пополз­новения другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансо­вые, которые он может вносить через свою креатуру в па­латах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, пред­ложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения тре­буется согласие двух третей сената. Конгресс, наконец, мо­жет привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности. Система "сдержек и противовесов" должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непре­рывность функционирования самой государственной власти. Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего поня­тия в ее тексте нет. Федерация явилась результатом клас­сового компромисса буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конферативной неурядицей. Американская конституция положила в основу феде­рации дуалистический (двойственный) принцип, в силу ко­торого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) от­носилось к ведению штатов. Предписания первоначального текста вскоре были уточнены Х поправкой 1791 г., в кото­рой провозглашалось: "Полномочия, не делегированные Со­единенным Штатам настоящей Конституцией и пользова­ние которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохра­няются соответственно за штатами либо за народом". Важнейшее значение для прочности учреждаемого сою­за имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласи­ла принцип верховенства федерального права, но и преду­смотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а имен­но положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федерально­му праву. Эта конституционная норма является краеуголь­ным камнем всего здания американского федерализма.


36. Государственное и правовое развитие США в 19-начале 20 века.

Для вступления К в силу необходима была ее ратификация по крайней мере  девятью штатами, но ряд штатов в качестве условия ратификации потребовали включения в К десяти поправок - БИЛЛЯ О ПРАВАХ. Они были ратифицированы в 1791 . Поправка 1 - свобода слова, печати, митингов и демонстраций, вероисповедания. Поправка 4 - неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества граждан от необоснованных арестов и обысков. Поправка 5 - гарантия  прав на суд присяжных в уголовном процессе, Запрет дважды наказывать за одно и то же преступление . Разрешила отказываться давать показания против себя самого. Поправка 8  - запрет налагать чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и  необычные наказания. 1865 - 1870  - три поправки к конституции : -  Поправка 13 -отмена рабства на всей территории США  -  Поправка 14 - уравнение негров в гражданских правах с белыми  -  Поправка 15 - уравнение негров с белыми в избирательных правах Изначально существовало три департамента ( с 1787 г) :  государственный, - казначейский, - военный  1798 + морской , 1829 +  МИД После гражданской войны возникает ряд новых федеральных министерств :  - 1870 – юстиции - 1889 – земледелия - 1903 - труда и торговли - 1913 мин труда + мин торговли 1908 - федеральная полиция -ФБР -вопросы, угрожающие всем США.  Сейчас - 8 департаментов : 1. государственный - внешние сношения  2. Dep.of  Treasure - в его структуре печатное и гравировальное бюро. 1829 - создана федеральная  резервная система, т.к. у них нет ЦБ. Цель - регулирование финансового рынка. 3. Военный и морской - сейчас - МО 4. Юстиции - осуществляет обвинение от лица США - Возглавляется генерал - атторнеем США. Прокуратура и минюст объединены в один орган. 5. Почтовое ведомство 6. МВД - статистика, перепись населения, управление общественной собственностью, пенсии, народное достояние. 7. С/Х - разработки в области земледелия , метеорологическая служба.   1913 - Поправка 16 - расширение круга источников дохода, с кот.  имел право взимать налоги на федеральные нужды.  Реформы в избирательном праве США, были проведены путем принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.). Эти поправки привели к демократизации крайне разнообразных норм избирательного права, действующих в штатах, которым отводилась основная роль в правовом регулировании выборов. Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Поправка XXIV отменила ограничения избирательные прав на федеральных выборах "в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога". Избирательный налог существовал до принятия поправки в 11 южных штатах и, хотя он был небольшим, лишал права голоса около 10 млн. бедняков, в основном негров. Поправка XXVI снизила возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет, аналогичные изменения имели место во всех штатах. В 1962 г. было принято решение Верховного суда (по "делу Бейкер"), в котором подчеркивалось, что избирательные округа должны быть "существенно равными". Последующий отход Верховного суда Бергера от этой установки, допускающий отступление от требования "один человек - один голос", в 16,4% способствовал тому, что в конституциях штатов, принятых в последнее время, стали закрепляться нормы представительства с учетом численности населения. Избирательное законодательство в США и по сей день явля­ется объектом неослабевающей политической борьбы, которая привела, в частности, к принятию XXVI поправки к Конститу­ции США (июль 1971 г.), снизившей возрастной ценз по выбо­рам во все органы власти с 21 до 18 лет. Это имело немалые последствия и, естественно, отразилось на результатах последу­ющих избирательных кампаний. До недавнего времени в стра­не не соблюдался принцип равенства избирательных округов, отчего в немалой степени страдали интересы крупных промыш­ленных центров. В апреле 1968 г. Верховный суд США поста­новил распространить принцип «один человек—один голос» и на муниципальные выборы. Этот принцип предполагает, что каждый член представительного органа должен представлять равное количество избирателей. Законодательство, направленное на искоренение недостатков избирательного права США, по признанию самих американцев, оставалось и остается до сих пор одним из самых малоэффективных. Наиболее ярким примером этого может служить продолжавшаяся более столетия расовая дискриминация негров, национальных меньшинств на выборах после того, как им в 1870 г. XV поправкой к Конституции были предоставлены избирательные права. В 1957 г. принят закон о гражданских правах, которым предусматривались некоторые правовые гарантии обеспечения избирательных прав негров. Устанавливалась также судебная ответственность за дискриминационную избирательную практику. Под напором мощного выступления негров в 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, который формально ликвидировал дискриминацию негров во всех сферах экономической и политической жизни, в школах, общественных местах и пр. В 1965 году в качестве новой радикальной меры был принят Закон об избирательных правах, согласно которому применение специальных проверок (тестов), отсеивающих избирателей, могло быть приостановлено в любом штате, если они, по мнению суда, могли привести к ограничению избирательных прав граждан на основании "расовой принадлежности или цвета кожи". Расширение избирательных, гражданских прав, став общей тенденцией развития американской демократии в XX в., происходит между тем медленно и противоречиво. По сравнению с 1970 г., например, в 1987 г. более чем в 4 раза увеличилось число черных американцев, занимающих выборные посты в Америке, но это лишь 1,3% всех выборных должностных лиц страны, хотя негры составляют 11% среди американцев, обладающих избирательными правами.

Весьма парадоксально, но проблема изме­нения конституции стала актуальной вскоре же после ее при­нятия. В течение первых четырех лет она была дополнена сразу десятью поправками (Билль о правах), а после 1798 г. вплоть до 1980 г. было принято еще 16 поправок (всего 26-ть +  1 поправка зависла). Интересно отметить, что в Соединенных Штатах пересмотр кон­ституции не влечет за собой, как в других странах, изменения ее первоначального текста, поправки к ней вносятся в виде до­полнительных статей. XX век. В 1913 году были ратифицированы две поправки к конституции - XVI и XVII. XVI поправка существенно расширила налоговые полномочия Конгресса. С тех пор устанавливаемые им подоходные налоги составляют основную часть бюджетных поступлений. XVII поправка отменила старый порядок назначения сенаторов и ввела прямые выборы. Эта мера не только демократизировала процедуру формирования сената, но и существенно повысила его престиж и влияние. Поправки XX (1933 г.), XXII (1951 г.), XXV (1967 г.) определили, в частности, порядок вступления в должность президента, ввели ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками, предоставили право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту. Более важное политическое значение имели реформы в избирательном праве, проведенные путем принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.). Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Поправка XXIV отменила ограничения избирательные прав на федеральных выборах "в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога". Согласно вступившей в силу в 1961 г. XXIII поправке к конституции округ имеет право посылать в коллегию выборщиков трех своих представителей. Избирательное законодательство в   и по сей день явля­ется объектом неослабевающей политической борьбы, которая привела, в частности, к принятию XXVI поправки к Конститу­ции США (июль 1971 г.), снизившей возрастной ценз по выбо­рам во все органы власти с 21 до 18 лет. Известно, что XXVII поправка к Конституции США, декларирующая полное равноправие женщин с мужчинами, одобренная Конгрессом в 1972 г. после длительной проволочки, тем не менее застряла в извилистых лабиринтах законодательных инстанций штатов. Дело в том, что для ее вступления в силу необходима ратифи­кация не менее 38 штатов из 50. Однако по­правка получила поддержку лишь в 35 штатах. Срок для рати­фикации поправки установлен в семь лет с момента ее одобрения Конгрессом, и в данном случае он истек в марте 1979 г. Таким образом, поправка так и не стала законом.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.