Рефераты. Ответы на экзаменационные вопросы по Истории Государства и Права Зарубежных стран

Источники права.

Так же как и в мусульманском праве источниками права индусской  общины являются религиозные книги - шастры. Их - три вида: дхарма (наука, указывающая на должное поведение людей, она не различает религиозные и юридические обязанности), атрха (наука пользы и политики), кама (наука удовольствий). Каждый человек должен вести себя согласно предписанию, регламентирующему поведение членов той или иной касты: брахман - в соответствии с брахмой, правители и торговцы - с артхой, а женщины - с камой.

Главное, что позволяет этим книгам быть правовыми источниками - это их легитимность на уровне государства.

Дхармы изложены в специальных трактатах  - дхармашастрах. Наиболее известны из них - законы Ману. Авторитет того или иного трактата установлен традицией.

Другой вид сборников права - это нибандхазы, которые являются комментариями дхармашастр и призваны толковать их простым людям.

Кроме всего прочего роль источника индусского права играют обычаи, так как шастры не в состоянии в силу своей древности регламентировать весь спектр общественных отношений. Для каждой касты существуют свои собственные обычаи.

Судебные прецеденты в индусском праве не имеют никакой роли в качестве источников права.

Законодательство же исходит от правителей, но оно не в силах повлиять на нормы дхармы.

Кроме всего прочего к источникам индусского права можно отнести сознание и справедливость конкретного индивидуума.

Дхармашастры рекомендуют человеку поступать, а судье решать дела по совести, по справедливости в случае, если нет определённой правовой нормы по данному вопросу.[5]


Глава V

Социалистическое право.

Характеристика социалистического права.

Хотя в данный момент социалистическое право из-за распада социалистического блока представлено правом небольшого ряда стран, я считаю, что в независимости от этого надо рассмотреть такую семью права, так как существовала она длительный период времени и внесла значительный вклад в развитие мировых правовых концепций.

Ряд английских и американских авторов относит систему советского права к романо-германской правовой семье, отказываясь видеть в ней какую-то оригинальность, исходя из сходства терминологии и концепции правовой нормы советского права и права романо-германской семьи. Юристы же социалистических стран (Денисов А.И., Васильев А.М., Александров Н.Г., Ромашкин П.С., Королёв А.И., Мокичев К.А.)[6] отрицали такую позицию. утверждая, что право - это надстройка - отражение экономической структуры. А экономическая система социалистических стран явно не похожа на капиталистическую.

Источники права.

«Под источником права советский юрист понимает, прежде всего, экономический строй общества, который, согласно марксистской доктрине, обусловливает и определяет правовую систему данной конкретной страны... и только во вторую очередь советская доктрина называет источниками права технические приёмы, с помощью которых создают, находят или уточняют юридические нормы.»[7] Тем не менее, я считаю нужным показать классификацию источников права соц. стран и, в первую очередь, бывшего СССР с точки зрения на источник права, именно как техническое средство законодателя. Целью этого является сравнение источников права основных правовых семей мира (а следовательно и самих правовых семей).

Основным источником советского права являлся закон, но в отличие от закона в романо-германской правовой семье, где он является наиболее ясным и удобным способом выражения норм права, в соц. странах закон - это наиболее естественный способ создания права. В этом, на мой взгляд, проявляется императивность социалистической системы права.

Говоря о толковании законов, следует сказать, что характерной чертой советского права являлось аутентичное толкование уполномоченными на то органами (Президиум Верховного Совета СССР, Верховный Суд СССР и главный арбитр СССР). Толкование законов в социалистических странах было также сходно с советскими принципами.

На территориях соц. стран была широко распространена кодификация: существовал ряд кодексов, регламентирующих практически все сферы общественной жизни (об этом было сказано в разделе, посвящённом истории советского права).

Судебная практика не являлась источником прецедентного права. Но хотя в советском праве не применялись прецеденты, тем не менее Гражданский кодекс 1960-го года содержал ряд положений, выработанных именно судебной практикой.

Обычай, как источник права играл очень малую роль. Использовался он лишь в той мере, в какой был необходим или полезен для толкования и применения закона, или в немногих случаях, когда сам закон отсылал к обычаю, отводя ему определённую сферу.

Следует отметить, что марксистско-ленинская доктрина проникла и в правовые нормы, идеологизировав их тем самым.

Разработкой же юридической доктрины для дальнейшего правотворчества занимались Институт государства и права Академии наук СССР, Институт советского законодательства Министерства юстиции СССР. В других же соц. странах доктрина имела меньшее значение, чем в СССР.

Структура права.

В структуре системы права социалистических государств много общего с романо-германской семьёй: присутствуют институты семейного, гражданского, административного, конституционного права, но в силу государственного строя эти институты имели свои характерные черты, отличающие их от институтов романо-германского права.

Императивный характер, как нигде пронизывал правовые институты. Например, неисполнение договоров в государственном секторе экономики могло повлечь за собой уголовные санкции. Такие же санкции влекла за собой покупка с целью перепродажи (спекуляция).

Правовые понятия в соц. праве также отличались от романо-германских – не носящих идеологизированный характер. В советском же праве из-за идеологизации понятия крайне отличались от западных. Например, не было деления имущества на движимое и недвижимое, собственность могла быть личной, кооперативной и государственной. Но самым важным понятием была государственная собственность, за покушение на которую предусматривались даже разные санкции.

В настоящее время, в результате перемен произошедших в первую очередь в бывшем СССР, социалистическое право (за исключением некоторых стран) практически перестало существовать.

19. Особенности общественного и государственного строя феодальной Германии.

  Важной особенностью политического развития Германии является постепенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность вплоть до XIX в. Этому способствовали экономические и политические условия развития Германского государства.

Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого  хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интересы отдельных регионов зачастую расходились.

Усилению сепаратизма способствовала и политическая обстановка как внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих политических интересах поддерживала отдельные группировки магнатов, наделяла их разными привилегиями. Например, Оттон I наделил церковных феодалов правовым иммунитетом, в результате чего епископы, получив права владетельных князей, стали противниками укрепления королевской власти.

Длительная борьба германских королей за завоевание Италии и проти­воборство с папской властью, хотя и завершилась принятием в 962 г. Оттоном I титула императора и образованием "Священной римской империи германской нации", привела к еще большему ослаблению королевской власти, поскольку за свою поддержку германским монархам пришлось расплачиваться новыми уступками феодальным магнатам.

Отрицательным фактором для единства страны было и то, что императорская власть не сумела установить связь с городом, сделать его опорой.

Кроме того, с середины Х в. для Германии не существует и серьезной внешней угрозы.

В результате с конца XI в. в Германии утверждается принцип избирательной монархии. Окончательно феодальная раздробленность была закреплена "Золотой буллой", изданной в 1356 г. при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов (князей-избирателей), состав которой был четко определен. Сюда вошли: маркграф Бранденбургский, герцог Саксонский, пфальцграф Рейнский, король Чехии и Богемии, архиепископы Кельнский, Майнцский иТрирский.

Булла закрепила за курфюрстами все права самостоятельных властителей. Империя сохранилась как символ, название, но не как реальное политическое образование. Таким образом, императорская власть была лишь номинальной. Император не мог принять никаких важных решений без согласия курфюрстов.

Кроме императора существовало еще два общеимперских учреждения:

рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг состоял из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и свободных господ и курии городов. Все курии заседали и работали отдельно. Компетенция рейхстага включала: установление земского мира, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, изменение территориальных границ, права. Но поскольку решения рейхстага проводились силами отдельных земель, то их выполнение полностью зависело от позиции местных властей.

Учрежденный в 1495 г. имперский суд сыграл немаловажную роль в рецепции римского права на территории Германии.

В рамках отдельных земель существовали сословные представительства духовенства, дворянства и горожан - ландтаги. В некоторых землях в них участвовали и представители свободного крестьянства.

Первоначально ландтаги выполняли судебные функции, но затем стали все активней вмешиваться и в государственные дела, особенно после закрепления за собой практики утверждения налогов. Но к XVII в. значение ландтагов падает и в германских государствах утверждается новая политическая модель - абсолютные монархии.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами стали Австрия и Пруссия.




 

 

 

 

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.