Рефераты. Итоги реформ в России за 10 лет

                    IV.5. Реформа органов внутренних дел России

  20 сентября 2003 в Санкт-Петербурге в ходе презентации спецпроекта ИА “Росбалт” в честь 200-летия МВД России глава МВД РФ Б.Грызлов рассказал о предполагаемой реформе структуры органов внутренних дел. В настоящее время готовится проект закона “Об охране общественного порядка”, который должен заменить действующий закон РФ “О милиции”. Рабочий вариант документа должен быть внесен в правительство до 1 октября 2003, внесение его в Государственную Думу предполагается в середине ноября.
  Согласно проекту, органы внутренних дел будут разделены на три уровня:

1.     Федеральную полицию.

2.     Национальную гвардию.

3.     Муниципальную милицию.

Муниципальная милиция (низшее звено) будет следить за порядком в общественных местах и на улицах, принимать заявления от граждан. В эту структуру войдет звено участковых милиционеров. Финансирование будет осуществляться из местного бюджета и подчиняться региональным властям.
             Раскрытием преступлений, контролем над финансовой деятельностью различных структур и охраной спецобъектов будет заниматься федеральная полиция, куда также войдут транспортная милиция, ГАИ, отделы паспортно-визового оформления и управления по лицензированию отдельных видов деятельности. Внутри полиции предполагается четкое разделение функций, согласно которым будут сформированы: криминальная полиция (борьба с оргпреступностью, наркобизнесом и экономическими преступлениями), полиция общественной безопасности, транспортная и миграционная полиция. Эти органы будут подчиняться непосредственно центральному аппарату МВД РФ, минуя региональный уровень, и, соответственно, финансироваться из федерального бюджета. Следственный комитет при МВД РФ будет реорганизован в Федеральную службу расследований, а ее сотрудники должны получить самостоятельность, достаточную для кардинального повышения эффективности их расследований.
             На основе внутренних войск МВД сформируют Национальную гвардию, которая будет охранять общественный порядок (как и муниципальная милиция), противодействовать организации терактов и массовых беспорядков, а также заниматься борьбой с вооруженными преступными формированиями и подавлением мятежей. Предполагается, что это будут специализированные подразделения, хотя на первоначальном этапе призыв срочников в них, скорее всего, будет сохранен.
            Вывод:
Реформа органов внутренних дел назрела давно. В настоящее время эффективность выполнения ими своих задач крайне низка. МВД превратилось из структуры, призванной защищать граждан, поддерживать порядок и обеспечивать выполнение законов в неэффективную коррумпированную систему. Хотя некоторые эксперты сомневаются в эффективности самореформирования МВД, избежать этого не удастся, так как никто, кроме самого ведомства, не сможет осуществить процесс реорганизации. Основной вопрос состоит в том, каким образом будет проводиться реформирование. Однако пристальное внимание президента к этой проблеме позволяет надеяться, что будет создана достаточно прозрачная система, что результатом реформы не станет простое изменение названий и раздувание штата.
           Заявленные принципы реформирования представляются достаточно грамотными, соответствующими международной практике и общей структуре госорганов власти в стране. Выведение следственных органов из подчинения местных властей с одной стороны, поможет разрешению проблемы их взаимной зависимости и способствует установлению порядка в регионах, с другой – снимет часть нагрузки на региональные бюджеты. Если к организации вертикальной структуры добавится также совершенствование подготовки кадров, изменение существующей отчетности и критериев оценки работы милиции в борьбе с оргпреступностью, то эта система со временем сможет эффективно выполнять свои обязанности.

                     

                                          

                                            

           

       

                                                V. Социальные реформы России


                               V.1. Пенсионная реформа в России


13 ноября 2003 на заседании правительства обсуждался ход реализации пенсионной реформы в России. Как заявил премьер-министр М.Касьянов, слабая разъяснительная работа с населением о ходе пенсионной реформы создает проблемы для ее успешной реализации. По словам М.Касьянова, сейчас очевидно, что очень малая часть населения РФ проинформирована об этапах пенсионной реформы, о том, что такое накопительная часть пенсии и инвестирование накопленных средств.
             В результате, по информации Департамента правительственной информации, до 10 декабря 2003 поручено Минтруду РФ, Минфину РФ, Пенсионному фонду РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в целях реализации Федерального закона №111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” подготовить и внести предложения, касающиеся:

      обеспечения с привлечением Сбербанка РФ создания инфраструктуры, достаточной для приема на всей территории России заявлений застрахованных лиц по выбору инвестиционного портфеля (управляющей компании);

      проведения необходимой информационной и разъяснительной работы по порядку реализации прав граждан на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда;

      разработки предложений по развитию финансового рынка в части формиро- вания активов, приемлемых для инвестирования средств пенсионных накоплений;

      проведения работы по обеспечению страхования ответственности управляющих компаний и специализированного депозитария, а также по открытию управляющими компаниями счетов в кредитных организациях.

Правительство РФ возложило на Минтруд функцию координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению пенсионной реформы. В связи с этим Минтруду поручено в недельный срок представить в правительство предложения по данному вопросу.
  Правительство также поручило подготовить и внести до 1 февраля 2004 г. предложения по внесению изменений в Федеральный закон №111-ФЗ, рассмотрев при этом, в частности, вопросы:

      определения правового статуса, требований и особенностей деятельности государственной управляющей компании;

      уточнения норм расходов субъектов процесса инвестирования средств пенсионных накоплений;

      условий страхования ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний;

      порядка принятия кодекса профессиональной этики управляющими компаниями, специализированным депозитарием и брокерами, участвующими в инвестировании средств пенсионных накоплений;

      распределения функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в рамках государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти необходимо:

      завершить подготовку проекта ФЗ о порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан предпенсионного и пенсионного возраста, и не позднее 10 декабря 2003 г. внести его в правительство в установленном порядке;

      представить до 15 февраля 2004 г. в правительство в установленном порядке поправки к проектам законодательных актов по вопросам создания и функционирования профессиональных пенсионных систем.

На заседании было отмечено, что подготовка нормативных правовых актов по реализации ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах” неоправданно затянулась. В связи с этим Минтруду России, ФКЦБ России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено завершить разработку и не позднее 10 декабря 2003 г. внести в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих условия для применения с 1 января 2004 г. норм указанного ФЗ.
            Как заявил после заседания правительства министр труда и социального страхования А.Починок, менее 500 тыс. россиян получили извещение Пенсионного фонда РФ с нулевым балансом на накопительных пенсионных счетах, сообщает “Интерфакс”. “Цифра оказалась существенно меньше, чем прогнозировалась”, – сказал А.Починок. По словам министра, Пенсионный фонд РФ усилил разъяснительную работу, в частности, выпущены рекламные ролики, размещены десятки тысяч разъяснительных статей. “Пенсионный фонд должен стать мощным информационным центром, необходимо разработать единую систему информации”, – продолжил А.Починок.

А.Починок также заявил, что государство изучает вопрос о возможности создания государственной управляющей компании для работы со средствами пенсионных накоплений, в случае, если граждане не захотят обращаться в частные управляющие компании. “Граждане должны иметь право уходить в государственные компании из негосударственных, если они этого захотят”, – сказал министр.

Вывод: Предложения правительства явно носят подготовительный характер (как будто до самой реформы еще несколько лет есть в запасе, чтобы как следует подготовиться), в то время как сама реформа уже идет полным ходом. Характер правительственных предложений свидетельствует о том, что пенсионная реформа явно не готова к внедрению.
  Налицо лишь сплошные недоработки. Очевидно, что работа по информированию населения провалена, большая часть населения с самого начала была введена в заблуждение (в уведомлениях указаны неправильные предельные сроки принятия решения о выборе управляющей компании) и в результате не понимает сути происходящего. При этом реформа уже началась и от каждого гражданина требуется быстрое принятие решение об инвестировании. Ситуация явно ненормальная. Об этом свидетельствует и мизерное число граждан (13 тыс. чел. на 5 ноября 2003, по данным Пенсионного фонда РФ, из примерно 40 млн. граждан, участвующих в реформе), выбравших частные управляющие компании. В таких условиях, очевидно, что большая часть средств останется под управлением государственной управляющей компании (Внешэкономбанк). При этом для Внешэкономбанка не определены ни правовой статус, ни требования к управлению, ни сформулированы критерии деятельности государственной управляющей компании. Предложения по этим вопросам будут внесены в правительство лишь к 1 февраля 2004 г., а до 1 марта, по плану реформы, ПФР уже должен рассмотреть поступившие заявления от граждан и до 31 марта 2004 г. завершить перевод пенсионных накоплений негосударственным управляющим компаниям. Таким образом, в данный момент деятельность ВЭБ по управлению пенсионными накоплениями фактически никакими законодательными актами не регламентируется.

Что же касается господина Починка, то он, видимо, вообще не в курсе происходящего. Он всерьез говорил о том, что, возможно, все же стоит создать государственную управляющую компанию. Хотели бы напомнить, что такая компания уже давно определена. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №34 от 22 января 2003 г. ею назначен Внешэконобанк. Странно, почему министр не знает об этом. Хотя, возможно, речь идет о смене нынешнего госуправляющего на другого, в таком случае данную инициативу, безусловно, надо приветствовать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.