Рефераты. Итоги реформ в России за 10 лет

                                 III.2. Реформирование Центробанка

           10 июля 2003 Президент РФ подписал закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”. Закон был поводом для возникновения разногласий между верхней и нижней палатами парламента. В результате, Совет Федерации наложил вето на принятие документа в думской редакции, однако Госдума вето преодолела, в результате чего закон был подписан президентом. Наиболее спорными оказались пункты об ограничении количества проверок коммерческих банков (к нему Госдума вернется во время осенней сессии) и о численности и составе Национального банковского совета (НБС) – контрольного органа, который возьмет на себя часть функций совета директоров ЦБ. Нововведения направлены на ужесточение контроля над административными расходами банка и организацию более прозрачной деятельности ЦБ. Как заявлял глава бюджетного комитета Госдумы А.Жуков, “ЦБ, тратящий на капстроительство суммы, сравнимые с расходами федерального бюджета на инвестиции, как это было в 1998-99 гг., и устанавливающий сам для себя правила бухгалтерского учета, - это ненормально”. С этим трудно не согласится, однако, на наш взгляд, пути решения этой проблемы должны быть другими. Ни один из центральных банков в развитых странах не имеет такого многоступенчатого контроля над своей деятельностью. Независимость Центрального банка считается залогом его грамотной политики. Но с другой стороны, большинство аналогичных институтов за рубежом имеют заметные отличия от ЦБ РФ и в других направлениях.
           Во-первых, основной задачей такого учреждения определено формирование денежно-кредитной политики, важным инструментом для ее проведения – установление процентных ставок. Например, работа Банка Англии строится по такому принципу: правительство Великобритании ежегодно определяет ориентиры для уровня инфляции, а Банк в соответствии с ними формирует размеры процентной ставки (в настоящее время она составляет 2,5%). Именно этот механизм рассматривается как главный Центральными банками Великобритании, Австралии, США. В законе о ЦБ существует пункт, согласно которому рефинансирование банковской системы является одной из основных функций ЦБ, однако Центробанк в настоящее время ею не занимается, создавая впечатление, что единственной задачей функционирования этого института является накопление золотовалютных резервов и курсовая политика.
           Во-вторых, сама организационная структура Банка России отличает его от соответствующих институтов за рубежом.

Источник: The Economist

           Россия занимает второе место в мире и по численности сотрудников Центробанка, и по их количеству, приходящемуся на 100 тыс. населения. Причем по численности штата нас опережает лишь Китай, имеющий 150 тыс. сотрудников в Центральном банке, однако в расчете на 100 тыс. жителей там приходится 11,5 служащих ЦБ, а в России, где численность населения почти в 10 раз меньше, в ЦБ работает более 85 тыс., или около 60 на 100 тыс. человек. Более высокая концентрация существует лишь на Каймановых островах, где в Центробанке работает всего 87 человек. Для сравнения, штат сотрудников Европейского Центрального Банка в совокупности с центробанками 12 стран-членов еврозоны, составляет в целом 56 000 человек (информация на 2001 г.). Таким образом, на 100 тыс. жителей еврозоны приходится 18,3 работников Центробанка, тогда как в США на 100 тыс. человек населения приходится лишь 8,3 банкира, а в Англии – лишь 3,9 банкиров на 100 тыс. граждан. Более того, в годовом отчете ЦБ за 2001 г. указывается, что штатная численность Банка России в 2001 г. возросла еще на 881 единицу, однако данных об общем количестве служащих не приводится. В независимых источниках приводятся цифры в диапазоне от 85 до 90 тыс. чел.
            Кроме того, согласно годовому отчету, по состоянию на 1 января 2002 г. в систему Банка России входили центральный аппарат (22 департамента), 78 территориальных учреждений, 5 отделений Московского ГТУ, 1169 расчетно-кассовых центров, Центральное хранилище и сеть межрегиональных хранилищ, 5 организаций программно-технического комплекса, ряд организаций, обеспечивающих функционирование Банка России. Однако никаких дополнительных сведений о структуре организации не приводятся. Например, каковы функции каждого департамента ЦБ, список названий которых опубликован на сайте Центробанка? Так, в Австралии всего 9 отделений (департаментов), однако информация о них гораздо подробнее, вплоть до имен руководителей. Каждый департамент имеет четко поставленные задачи, суть которых может понять любой посетитель сайта. Такой подход характеризует степень открытости и прозрачности структуры австралийского ЦБ, чего не скажешь о ЦБ РФ. Заметим, не менее загадочно понятие организаций, обеспечивающих функционирование Банка России.
           Другой вопрос: для чего нужна столь масштабная система территориальных учреждений ЦБ? Можно было сказать, что они выполняют надзорные функции. Однако в условиях, когда в большинстве регионов отсутствует крупный банковский бизнес, целесообразность присутствия там сотрудников Банка России сомнительна.
           Вывод: Реформа Центробанка жизненно необходима. Его активная деятельность, особенно в денежно-кредитной политике, является необходимым условием формирования нормальной банковской системы. Очевидно, что реформирование ЦБ нужно начинать с его организационной структуры, штат которой чрезвычайно раздут, ответственность размыта и, следовательно, низка эффективность функционирования.
           Кроме того, в области надзора для повышения эффективности необходимо создание единого органа финансового надзора на основе надзорных подразделений ЦБ, ФКЦБ, Минфина и т.д., о чем мы неоднократно писали, и сосредоточение аппарата Банка России на основной задаче - защите и обеспечении стабильности рубля с помощью упомянутых мер (денежно-кредитная политика). После такого шага отпадет даже формальная необходимость в содержании огромной территориальной структуры и появится возможность кардинального сокращения штата. Используя освободившиеся средства, можно будет привлечь небольшое количество эффективных специалистов. Помимо этого, для оптимизации работы ЦБ необходимо избавление от непрофильных активов и вывод Центробанка из капитала всех коммерческих учреждений, а также обеспечение прозрачности его работы. 

             III.3. Реформирование российской банковской системы


            27 сентября состоится заседание Правительства, посвященное проблеме банковской реформы. В преддверии этого продолжается обсуждение проектов реформы. На сегодня их  три:  

             1. Проект руководителя рабочей группы по банковской реформе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председателя совета директоров МДМ-банка А.Мамутом;

             2. Проект, подготовленный Центральным банком совместно с Минфином и представителями Всемирного банка; 

             3. Проект Ассоциации российских банков (АРБ).

             По степени радикальности революционным считается проект А.Мамута, эволюционными – проекты ЦБ РФ и АРБ. Такое деление обусловлено принципиальными различиями. Основные разногласия касаются концентрации капитала, конкуренции и устойчивости банковской системы. Единственное, в чем более или менее все сходятся – введение международных стандартов отчетности.

              Центробанк выступает за сохранение двухуровневой структуры банковской системы, РСПП – за трехуровневую структуру. ЦБ – за постепенное увеличение требований к капиталу банков, РСПП – за резкое (для федеральной и генеральной лицензии минимальный уставный капитал банка по замыслу авторов должен повысится с 1 млрд. руб. до 3 млрд.руб., для региональной лицензии – до 200 млн. руб.). ЦБ хочет оставить госбанкам их функции, РСПП предлагает превратить их в специализированные агентства без права работать в качестве банков. ЦБ против скорейшего перехода на международные стандарты бухучета, а РСПП настаивает на этом. 

             Отбор по критерию минимального размера уставного капитала среди российских банков с генеральными лицензиями проходят только 60 банков из 247 на 01.04.2001 г. Из 1318 региональных банков только 228 обладают капиталом свыше 200 млн. руб. Резкое повышение требований к капиталу может привести к ситуации, когда значительная часть финансово устойчивых банков будет вытолкнута с рынка банковских услуг, что повлечет за собой очередную дестабилизацию банковского системы.

            Экспертам Минфина и Минэкономразвития проект РСПП не понравился. В его поддержку выступило только МАП, которому, видимо, не терпится еще больше монополизировать банковскую сферу. ЦБ, АРБ и крупнейшие региональные банки также выступили против проекта “реформы по Мамуту”. Банкиры считают, что реализация проекта РСПП приведет к системному кризису в экономике, а региональные банки будут попросту поглощены крупными финансовыми группами.

            Очевидно, что РСПП, ставший придатком ряда олигархических групп, проводит курс, выгодный горстке крупнейших банков. Даже Центробанк, которому всегда хотелось повысить минимальные требования к капиталу, занимает более умеренную позицию.

              Мы задаем вопрос: причем здесь реформа? Если у банка маленький капитал – причем надо смотреть не уставный капитал, а все собственные средства с учетом резервов – то он просто не сможет иметь больших операций. Кому это мешает, если в стране при этом есть профессиональный банковский надзор? Очевидно, что нам морочат голову.

              Отсюда же происходит и желание лишить госбанки банковских функций – очень хочется убрать конкурентов, причем нерыночным путем. Абсолютно нет никакой необходимости создавать в банковской системе странный третий уровень. Внедрение проекта РСПП приведет к очередному переделу банковского рынка, в результате чего произойдет монополизация рынка и получение над ним контроля со стороны горсти “привилегированных” банков.

   На наш взгляд, повестка банковской реформы должна быть иной: 

   1. Создание единого эффективного органа финансового надзора на базе надзорных подразделений Центробанка, ФКЦБ, Страхнадзора (сейчас в Минфине), Инспекции по пенсионным фондам и т.д.

   2. Ужесточение надзора в банковской сфере, борьба с коррупцией в сфере временного управления и санации банков, ускорение процедур банкротств.

   3. Приведение банковского законодательства к мировым стандартам.

   4. Вывод Центробанка из капитала всех коммерческих учреждений.

   5. Скорейшая приватизация всех банков с государственным участием (в случае Сбербанка – снижение государственной доли до 50% + 1 голос).

   6. Стимулирование притока иностранного капитала в банковскую сферу (это связано и со вступлением в ВТО).

   7. Стимулирование конкуренции в банковской сфере.

   8. Кардинальное изменение работы Центробанка.

   Есть две главные проблемы нашей банковской системы:

   Во-первых, ее неразвитость и неэффективность, что проявляется прежде всего в том, что она не выполняет функцию перераспределения финансовых ресурсов, в частности, слабо связана с реальным сектором экономики и еще меньше с населением (несмотря на Сбербанк). Как может развиваться экономика, в которой почти нет рынка капиталов, а доступ к банковскому кредиту  катастрофически ограничен? Именно этот вопрос следует обсуждать на заседании правительства.

           Во-вторых, существует вопрос доверия. Поскольку и государство, и банки много раз всех обманывали, то никто в банковскую систему уже не верит. Заемщики стремятся обмануть банк (отсюда большой невозврат кредитов), а вкладчики прячут деньги под матрасами (отсюда низкий уровень монетизации сбережений). Изменить тенденцию можно только жестким надзором за банками и наказанием виновных, а также повышением надежности и качества работы банков.  Привлечение западных банков решает последнюю проблему наиболее быстро.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.