Рефераты. История политических партий

Другие дополнения и уточнения идей коммунистической революции и диктатуры пролетариата состояли в суждениях^) темпах и формах развития революции. В 70-е ггГ~Маркс говорил о возможности мирного, ненасильственного развития пролетарской революции в Англии и США (предположительно сказано о Голландий)", где не было развитого военно-бюрократического аппарата исполнительной власти Энгельс в 90-е гг писал, что можно "представить себе" (чисто теоретически) мирное осуществление требований социалистической партии в демократических республиках (Франция, Аме­рика) или в таких монархиях, как Англия.

Мысли о возможности "легальной" пролетарской революции подробно изложены в последней работе Ф Энгельса — во "Введении" к "Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г" К Маркса, переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г. Отнюдь не отвергая возможности в будущем уличных боев пролетариата и протестуя против сокращения рассуждений об "уличных боях" в своем "Введении", опубликованном в газете "Форвертс", Энгельс пишет об успехах германской социал-демократии на выборах и замечает, что буржуазия и правительство стали бояться легальной деятельности рабочей партии больше, чем нелегальной, успехов на выборах гораздо больше, чем успехов восстания Ссылаясь на результаты выборов в ландтаги, в муниципальные советы, в промысловые суды, Энгельс отмечал, что в государственных учреждениях, в которых буржуазия организует свое господство, есть вообще много такого, чем может воспользоваться рабочий класс для борьбы против этих самых учреждений. Использование рабочим классом представительных учреждений и всеобщею избирательного права для борьбы против буржуазии тем более необходимо, считал Энгельс, что темп развития социальной революции оказался не таким, каким виделся в 1848 г, — история свидетельствовала что тогдашний уровень экономического развития был недостаточен для устранения капиталистического способа производства Мощная армия пролетариата еще и теперь (в 1895 г), писал Энгельс, далека от того, чтобы добиться победы одним великим ударом — она принуждена медленно пробиваться вперед, упорной борьбой отстаивая позицию за позицией Использование всеобщего избирательного права и экономический переворот откроют широким массам рабочих путь к политическому господству

В ряде работ Маркс и Энгельс одобряли Парижскую коммуну 1871 г В работе "Гражданская война во Франции" Маркс высоко оценивал мероприятия Парижской коммуны Отмечая ряд особенностей Коммуны Парижа, свойственных ей как традиционному органу городского самоуправления (право отзыва депутатов, их обязанность отчитываться перед избирателями, выборность и сменяемость всех должностных лиц, соединение в Совете коммуны законодательных и исполнительных функций и др), Маркс писал, что "Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией .. Она была, по сути дела, правительством рабочего класса Она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда"

Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмирания политической власти (государства) в коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами Эта идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим государство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставившим задачу отправить в будущем обществе государство "в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором"

Маркс и Энгельс разрабатывали и распространяли свою теорию в бескомпромиссной и жестокой борьбе с другими социалистическими и коммунистическими учениями Большая часть их произведений носит острополемическип характер, посвящена разоблачению буржуазной или мелкобуожуазной_сущности иных социалистических и коммунистических теорий

того -времени. Уже в книге "Нищета философии" крайне, резко критикуется доктрина Прудона, в "Манифесте коммунистической партии" все вообще социалистические и коммунистические теории той эпохи отвергаются как реакционные буржуазные, мелкобуржуазные, феодальные утопичеекие и т.п. Активное неприятие и предвзято критический настрой, ко-всем, другим идеям и теориям опирались на незыблемую уверенность в научности собственной доктрины. Авторы "Манифеста коммунистической партии" открыто притязали на то, что только у них в теоретическом отношении "перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского

движения

Однако марксизм, несмотря на все разногласия и расколы его сторонников, избежал судьбы доктринерских и догматических теорий первой половины XIX в., ставших достоянием узких кружков единомышленников. Распространению марксизма и становлению его как влиятельного направления политико-правовой идеологии способствовало участие Маркса и Энгельса в деятельности Международного Товарищества Рабочих (Интернационала). Через эту организацию они получили возможность широкого для того времени идейного влияния на растущее рабочее движение, тем более, что еще с "Манифеста коммунистической партии" марксизм был твердо ориентирован не на какую-либо страну или группу стран, а на всемирную пролетарскую революцию. Распространению и росту авторитета марксизма содействовали находившиеся под его прямым или . опосредованным влиянием рабочие партии Германии, после внушительных успехов на выборах в рейхстаг получившие официальное признание. Марксистские идеи были популярны среди социалистов ряда стран Европы, причем Рабочая партия Франции с самого начала была создана на основе программы^ составленной Марксом совместно с социалистами Ж. Гедом и П. Лафаргом. Важную роль играло и то обстоятельство, что в политической жизни Западной Европы марксизм выступал в окаймлении социал-демократических идей. Суть дела в том, что партии, поддерживавшие марксистскую критику капитализма, соединяли ее с идеями социальной демократии и боролись за практическое улучшение жизни наемных рабочих не в далеком будущем (после победы коммунистической революции), а уже в современном им обществе, при капитализме.

"Манифест коммунистической партии" не утратил значения программного документа, однако стремление сторонников марксизма опереться на социал-демократическое движение привело к тому, что марксистскую теорию стали называть «научным социализмом».

60. Развитие марксистского учения о государстве и праве в труде Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства"

Как подчёркивает Ф. Энгельс в предисловии к своей работе, "определяющим моментом в истории является, в конечном счёте, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Оно двояко - производство средств к жизни и производство самого человека".

Производство, таким образом, определяющий момент. Но невозможно объяснить историю, исходя только из производства. Дело в том, что человека отличает не только "производство необходимых средств к жизни", но и наличие нравственности, т.е. сознание своего отношения к другим людям. Нравственность отдельных индивидов существенно зависит от существующих материальных условий, но не является их прямой функцией: чтобы объяснить эту связь, нужно привлечь определённые нравственные законы.

Таким образом, экономические законы (т.е. законы воспроизводства жизни) с одной стороны, и нравственные законы (законы отношения человека к другим людям и к себе) с другой стороны, взаимодействуя, определяют движение человечества. Это взаимодействие - и есть предмет, рассматриваемый им в данной работе.

Законы товарного обмена приводят к образованию новых общественных форм жизни. Семьи, осознавшие свою самостоятельность, подрывают тем самым родовой строй. Родственные отношения уступают место товарным, могущественные семьи, осознавшие важность власти в распределении богатств, понемногу эту власть узурпируют. Недоставало лишь учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним, частную собственность. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство.

Государство

Ф. Энгельс отмечает две особенности государства - деление по территориальному признаку и публичная власть.

Материальные посылки возникновения государства:

1)      всё развивающееся обособление от рода отдельных семей

2)      развитие обмена (которое привело к большей мобильности людей

3)      появившаяся  частная  собственность  на  землю  (котора^   привела   к  тому,   что   племена   не   владели   цельной территорией, а территория эта всё больше дробилась

4)      развившееся рабство, требующее регулярного насилия.

Таким образом, на довольно большой территории перемещалось множество племён; вследствие такой перемешанности средства управления, принятые в родовом обществе, оказались неэффективными, да к тому же они преследовали совсем другую цель: цель рода была - выжить всем вместе, цель семьи стала - нажиться самой.

В такой ситуации наиболее богатые и сильные семьи, осознав важность власти как средство распределения и удержания материальных благ стремились её удержать. Должности вождей стали постепенно закрепляться за выходцами из богатых семей. Очевидно, это связывается с процессом признания богатства как меры человека: с одной стороны сами богатые семьи укреплялись в _мысли, что лишь они достойны властвовать (и эта мысль укреплялась: тем более, по мере укрепления традиции). С другой стороны, более слабые семьи, сознавая свою растущую зависимость от богатых семей и не умели ничего этой зависимости противопоставить, признавали за ними это право.

Круг замкнулся: наиболее влиятельные семьи, удерживая власть, ещё более увеличивают свои богатства, что опять-таки ведёт к усилению их власти; слабые же семьи, раз попав в затруднительное положение (а помощь им уже не оказывается

безвозмездно) - попадают в зависимость от :сильных и, теряя  из-за этой зависимости власть, а значит, и богатства,г стремительно разоряются.

"Такова была светлая заря цивилизации", иронизирует Ф   Энгельс   "Как только  производители  перестали сами непосредственно потреблять свой продукт, а начали отчуждать его путем обмена, они утратили свою власть над ним.Они -уже больше не знали, что с ним станет  Возникла возможность использовать продукт против производителя, для его ^эксплуатации и угнетения"  И, поскольку, люди созрели морально для того, чтобы эту возможность использовать, они её использовали.

Начавшийся процесс интеграции привёл к тому, что вожди племён образовали совет В связи с тем, что территория, подчиняющаяся совету, была достаточно большой, народное собрание не всегда могло решать вопросы управления Таким образом, власть уже отделялась от народа и вожди могли использовать ее в своих интересах, а поскольку их интересы были -богатство, то они использовали её именно для наживы Чтобы закрепить и узаконить это свое положение, они внесли в первые законы право на власть только для лиц, имеющих определённый доход Общественное мнение уже пришло к тому, что так и должно быть, несогласные же были слишком слабы, чтобы что-либо изменить

Поскольку написаны были законы, или правила, которым должны были следовать граждане зарождающегося государства, должны были появиться и люди, наблюдавшие за соблюдением этих законов, люди, пресекавшие нарушения _этих законов, люди, совершенствующие эти законы, наконец, люди, знающие эти законы достаточно, чтобы консультировать незнающих Появился государственный аппарат Всем этим людям некогда уже было заниматься Производительным трудом; чтобы их прокормить, понадобилось собирать налоги, а значит, нужны были люди, определяющие размер этих налогов, люди, собирающие их - и их нужно было кормить Не все люди работавшие в государственном аппарате, были собственниками Но большинство из них было заражено жаждой собственности, жаждой наживы И им недостаточно было того, что они жили за чужой счет Они нашли способ добывать сверхприбыль из самой власти Различного рода поборы, взятки, вымогательства ввергали массы во все более глубокую нищету

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.