В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями
Историческая школа права не могла возникнуть в 18 веке- общественное сознание было настроено не исторически (история как препятствие переменам). Господствовала школа естественного права. В 19 веке условия изменились
Программная часть политико-правовой доктрины включает интересы и идеалы различных классов и сословий, их отношение к государству и праву. Нет ни одной теории в ИППУ, которая была адекватно воплощена в реальную жизнь.
Лучше сложилась судьба доктрин, которые обобщали государственно-правовую практику Например, теория разделения властей Локка и МонтескьЁ обобщала опыт государственно-правовой 'ис.тории Английской революции и носила комментаторский характер, т.е. связь с практикой.
Древние теории были более далеки от жизни. Например, теория народного суверенитета Руссо как руководящая программа для якобинцев (они создали свою партию представительные учреждения) Платон «Путешествия в Серакузы», его трактат о государстве. Идеи Оуэна.
Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:
1. Распределение собственность
2. Характер политических учреждений
3. Религия
4. Быт и традиции народа
5. Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы лрутпх групп - иногда сознательно, иногда нет, но избежать нельзя
6. Отпечаток личности мыслителя, разработавшего теорию (уровень образования, религиозные чувства, жизненные условия и т.д.)
7. Относительная самостоятельность политических доктрин и часто слабая связь их с жизнью - Мор и его «Утопия»
Методологические установки ИППУ: 1. Общенаучные методы исследования:. формально-логический диалектический -системный.
сравнительно-исторический 2. Философские методы (?): теоретический метафизический
В советское время также использовался марксистский метод материальной диалектики. Русской философии не был присущ материализм!
Требуется критическое отношение к источникам и научный объективизм
2. Основные направления политической и правовой мысли Древней Индии.
Формирование политической и правовой мысли Древней Индии осуществляется под влиянием мифологических и религиозных представлений. С этим связано то доминирующее положение, которое занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни Древнеиндийского общества Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников 2 тыс. лет до н.э , именуемых ВЕДАМИ (знание) В них говорится о делении общества на 4 варны (сословия), которые созданы богом из Пуруши (мирового тела) Члены всех вари были свободны. Сам и варны и их члены были неравноправны: две первые (жрецы [брахманы] и войны [кшатрии]) были господствующими, а две оставшиеся (торговцы и ремесленники [вайшьи] и шурды, стоящие в самом низу)-подчиненные
Брахманизм получил свое дальнейшее развитие в древних памятниках в Упанишадах Все сословия и их члены должны были следовать божественному предустановленио для них - дхарме.
Господством пользовались жрецы, предопределяющие толкование законов для различных сословий и их членов Идеология брахманизма пронизывает дхармасутры и дхармашастры -правовые сборники. К 2 в до и э появляются Законы Ману . В Законах Ману воспроизводятся и закрепляются положения вед и упанишад о делении общества на варны и неравенстве. .Согласно им, царь должен чтить жрецов, следов их наставлениям Главное назначение царя- быть охранителем системы варн и всех кто следует присущей им дхарме
Существенная роль в Законах Ману отводится вопросу наказаний (весь мир подчиняется посредством наказания) Неравенство прав и обязанностей различных варн включает их неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. Привилегии у жрецов. Исходя из представления о переселении душ, используются земные наказания и загробные кары. -
С критикой данного положения выступал Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленный) Он отверг мысль о боге как верховной личности и правителе мира, дела человеческие зависят от собственных усилий Жрец для буддистов это не член привилегированной варны, а всякий человек, который путем совершенства своими усилиями достиг этого Закон в понимании буддистов - управление миром природы, закономерность. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. Измен подходят и к наказанию Недопустимо применение наказания при отсутствии вины Буддистские идеи стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство Во время правления Ашоки буддизм признан государственной религий.
3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая
Основателем даосизма (наиболее влиятельным учением общественно- политической мысли Древнего Китая) считается Лао-Цзы. Его взгляды отражены в книге «Книга о дао и дэ» Традиции дао -дроявление небесной силы. В отличии от них, Лао-Цзы характеризует дао как независимость от небес владыки, естественный ход вещей, естественную закономерность Дао определяет закон неба как закон природы общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и справедливость Существенную роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержания от активных действий (недеяние в этом учении выступает как призыв богатых воздерживаться от притеснения народа) Все'неестественное (культура законодательство) согласно даосизму это откланяется от дао и есть ложный путь Влияние естественных факторов на общественную и политическую жизнь по данной концепции осуществляется таким следованием дао, которое означает отказ от культуры и простое возвращение к естественному образу жизни, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства, закона на основе и с учетом требований дао. Лао-цзы критикует войны, насилие Однако восхваляя недеяние, лао призывал , к пассивности т.е. к патриархальной простоте, к жизни в маленьких поселения отказу от письменности.
Фундаментальная роль в политической мысли Китая сыграло учение КОНФУЦИЯ в ките «Беседы и высказывания» На протяжении многих веков она влияла на мировоззрение китайцев Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства Государство трактовалось им как большая семья, власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных как младших, зависящих от старших Конфуций выступал за аристократические концепции правления, простой народ полностью отстранялся от правления (темные люди, простолюдины, низкие ,младшие дети). Подчиненные благородным мужам, лучшим, высшим, старшим. Его политический идеал состоял в правлении аристократической добродетели и знания. Будучи сторон ненасильственных методов правления, он призывал правителей и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв обращался прежде всего к правящим, поскольку соблюдение ими требований добра играло важную роль в отношениях с подданными К подданным призыв состоял в послушании и почтенности к старшим. Политическая этика Конфуция направлена на достижение мира между верхами и низами, стабильность правления. Отрицание относился он и к внешним войнам, завоевательным походам, В
31. Отражение интересов нарождающейся российской буржуазии в политической программе И.Т. Посошкова
Развитие ремесла и торговли привело к росту числа влиятельных промышленников и купцов. Одним из первых идеологов этого класса являлся Посошков. Он занимался предпринимательством и торговлей, написал несколько произведений («Книга о скудности и богатстве»). В ней излагаются программа действия абсолютизма, какой ее хотел видеть купец. Все надежды возлагал на царя.
Посошков сторонник государственной регламентации производства, труда и многих сторон быта для увеличения общественного богатства. Он считал, что царь должен своим указом заставлять всех работать. Много
внимания уделял положению сословий и политике государства по отношению к каждому. Сословное деление общества объясняет разделение труда, государство возлагает на каждое сословие работу в определенной сфере. -Он не выражает сомнение о необходимости дворянства и его привилегий, но делает упор более на обязанности, чем на права.
Посошков понимает, что крестьяне- основной производительный класс, его тревожит бедственное положение крестьян ( нищета, беззащитность), но он считает, что все их беды от лени. Также он не противник крепостного права, а выступает за его расширение. Наряду с этим он предлагает меры по защите крестьянского хозяйства от разорения помещиками, от произвольных поборов. Для защиты крестьянского хозяйства от разорения, он предлагает ограничить царским указом крестьянские повинности в пользу помещиков и государственной казны. Размер повинности должен определяться специально созванным съездом дворян, а после утверждаться царем. Размер - чтоб крестьянину было нетягостно, а самое главное чтобы помещики не имели право требовать больше.
Большое внимание уделялось положению купечества . Он предлагал царским указом регламентировать порядок торговли, занятия ремеслом, определить цены на товар, строго контролировать исполнение царских указов. Купечество должно стать единственным торговым сословием. Торговля должна быть запрещена всем, кто не принадлежит к сословию купцов.
Посошков за сохранение крепостного права, а именно за сохранение права купца иметь крепосных крестьян, насильное принуждение к труду здоровых нищих. Посошков все возлагал на царские указы и предлагал сочинить правосудную книгу с подлинным рассуждением на всякие дела. Подготовку уложения нужно поручить собранию представителей всех сословий и чинов (по 2-3). В проект должен собрать старые и новые указы. По категории дел, не содержащих указов, должна быть учтена практика решения таких дел. Подготовка проекта должна быть передана на обсуждение всех сословий. Порядок принятия уложения ничем не ограничивает! (как царь решш, так и будет!!!).
Важное место в системе правопорядка должен занять суд. Одной из причин отсталости страны он признает взяточничество, волокиту. Для наведен правопорядка в правосудии - жесткие санкции( штраф, наказание на козле, смерть). Реформа суда предполагает изменение его состава. Реформа суда должна сделать его доступным всему сословию. Больше внимания уделяется такой гарантии правопорядка, как обучение грамоте. Предлагается принудить обучение детей крестьян грамоте. Совершенствование права и его гарантий считал основной частью государственной политики.
После издан данной книги он был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где скончался.
32. Учение о государстве и праве Пуфендорфа
ПУФЕПДОРФ (1632-94) "Общий обзор элементарных начал юриспруденции". Государство: он более следовал Гоббсу: человек - существо эгоистичное и свою пользу любит более всего, общественный договор заключается из соображений общей пользы и безопасности. Основной закон - человек, насколько это от него зависит, должен жить и оставаться в отношениях дружбы и мирного общежития, согласно с природой и целью человеческого рода, все, что способствует этому - является предписанием естественного закона. Бог создал человека, дал ему возможность понимать естественные законы => человек должен соблюдать их. Государство образуется в результате договора:
1. Люди объединяются в единый союз, для которого необходимо согласование всех и каждого
2. Устанавливаются определенные образы правления и здесь требуется решение большинства
3. Договор на счет назначения лиц, которым вверяется верховная власть
Верховная власть едина, но это не мешает ей иметь различные отрасли соответствующие разнообразию ее задач: право войны и мира, право законодательствовать, налагать подати ... Политические формы: монархия, аристократия, демократия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9