Помимо единичных форм, выделяют системы, состоящие из самостоятельных держав, связанных постоянным договором (конфедерации- по нашему) чтобы они имели следующие факторы:
1 .иметь одинаковое устройство,
2.почти равные силы,
З.из союза должна вытекать одинаковая для всех польза.
В зависимости от этого - правильные и неправильные системы.
"О состоянии Германской империи". Германия - неправильна, она не может быть подведена ни к одной из установленных Аристотелем форм, она не может считаться союзной системой => уродливое политическое тело. Все беды от плохо организованной монархии и плохо устроенной системы => противоположные интересы главы государства и. членов Германского союза (одни хотят чистой монархии, а другие - сохранения своих прав) => распри у членов союза, усугубляют различия политическим устройством. Выход - следует ограничить права и интересы членов союза.
Главный признак власти - верховность, она не подлежит отчетности. Верховная власть может принадлежать и одному правителю. Пуфендорф отвергал мнение о том, что верховность остается в народе. Народ повинуется
правителю. Устанавливая правителя он может вручить ему власть под определенными условиями, кот обязан соблюдать государь. Власть монарха может быть ограничена и Советом Вельмож, с мнением которых он должен считаться при решении важных вопросов. Сопротивление власти непозволительно. Тиран государь не может быть низложен народом, т.к. он не может судить о действиях государя. Народ имеет право на сопротивление только если всем грозит гибель.
34. Правовая теория Ч. Беккариа
Политическая история Италии эпохи феодализма представляет собой весьма сложную картину. Многие века сохранялась политическая раздробленность страны. Усобицы правителей итальянских княжеств и городов-республик обессилели и обескровили страну, сделали ее сравнительно легкой добычей Испании, король которой фактически стал управлять значительной частью Италии, "и Австрии. Политические неурядицы существенно затрудняли социальное развитие страны. Итальянская буржуазия, преимущественно ростовщическая и торговая, далекая от народа и экономически связанная с феодалами, была настроена весьма умеренно. Дальше пожеланий политической централизации и осуждения произвола и беззакония, характерных для феодализма, она не шла. Это и обусловило в конечном счете трактовку учения о естественном праве итальянскими просветителями XVIII в., наиболее видным представителем которых был Чезаре Беккариа (1738 - 1794).
Беккариа родился в Милане, находившемся под властью Австрии. Он окончил иезуитскую школу (как и Вольтер, Гельвецкий, Дидро). Его основная работа- «О преступлениях и наказаниях» была опубликована в 1764 г. сначала тайно и вызвала как ожесточенные выпадки церковников, так и широкое признание просвещенных людей того времени, в том чиле императрицы Марии-Терезии. Она претендовала на "просвещенный абсолютизм" и стала покровительствовать Беккариа, предоставив ему кафедру в Милане, а затем ряд государственных должностей.
В теории_^Беккариа заметны следы идей Греция и Гоббса. Но наибольшее влияние на него оказало
французское Просвещение. Он с большим уважением отзывался о Вольтере, Монтескье, Гельвеции, Дидро,
"Даламбере, Кондильяке, Руссо, точно таюке, как многие из них высоко оценили его книгу " О преступлениях и
наказаниях ''. Это сочинение, принесшее ему широкую известность, проникнуто в духе просветительства верой в
человеческий разум, свободолюбием, идеями гуманизма и законности.
Трактовка естественного состояния и причин, побудивших людей перейти от него к цолитическому общежитию, у Беккариа мало чем отличается от трактовок Гоббса. В естественном состоянии люди жили в одиночку. Постоянные столкновения между ними делали их свободу необеспеченной и потому бесполезной. Для общего блага люди объединились и пожертвовали частью своей свободы во имя безопасности и обеспечения оставшейся у них части свободы (здесь Беккариа ближе к Гроцию). Из пожертвованной людьми части свободы и образовалась по общественному договору верховная власть государства. Хранителем ее стал суверен как представитель всего общества. Он должен был обеспечить людям общее благо - безопасность и справедливость.
Беккара различает справедливость божественную, естественную и человеческую. Первые две - основаны на божественных и естественных законах. Человеческая справедливость основана па общественном договоре, устанавливающем пределы власти государства. Она изменчива. Ее критерием должно быть общее благо. Основанные на ней законы государства должны иметь в виду возможно большее счастье для возможно большего числа лиц. Но невежественные представления о справедливости, полагал Беккариа, привели к тому, что законы государства являются оружием в руках незначительного меньшинства. Они несправедливы, закрепляют сословные привилегии, неравенство перед уголовным законом, право сильного и связанные с ним произвол и насилие.Беккариа резко критиковал современную ему юриспруденцию, при которой законами считаются изречения римских и средневековых юристов, а уголовное право опирается на вековые предрассудки. Существующие законы, писал он, "служат только для прикрытия насилия", помогают приносить народ "в жертву ненасытному идолу деспотизма".
Причину этого Беккариа видел в утверждении частной собственности, дающей одним влать и благополучие, а другим - нищету и бесправие. Право собственности - "ужасное и, может быть, не необходимое право. Однако дальше констатации этого Беккариа не идет. Он не помышляет об уничтожении частной собственности, довольствуясь пожеланием постепенного уравнения материального положения людей.
Не выступает он и за радикальное переустройство общества. Все его надежды связаны с просвещенным монархом, заботящимся о своих подданных, об устранении нищеты и неравенства^_покровительствующим_ наукам_и искусству. Такой монарх, считал Беккариа, издаст справедливые и мудрые законы, перед которыми все будут равны, которые будут строго соблюдаться и обеспечат права человека.
Развивая_идею законности, Беккариа утверждал, что свобода гражданина - в его праве делать все, что не противоречит_ааконям, что сами власти должны строго соблюдать законы. Вот почему посягательства на безопасность и свободу граждан являются одним из тяжких преступлений. Только законы могут устанавливать наказания, и право их издания принадлежит суверену как представителю всего общества. Сам суверен может издавать лишь общие законы, но не может судить за их нарушения. Это задача суда, выясняющего факты. Наказание же, определяемое судом , не может выходить за пределы, установленные законом, иначе оно несправедливо и не соответствует условиям общественного договора.
Исходя из изложенных теоретических посылок Беккариа в своей книге "О преступлениях и наказаниях" обосновывает идеи, положенные в основу "классической теории " уголовного права. Он утверждал, что причина преступности лежит в социальных условиях. Нужно отличать преступления действительные от мнимых и произвольных, и целью наказания должно являться предуптреждение новых преступлений и исправление преступников. Для этого наказание должно быть публичным, наименьшим из_возможных в каждом конкретном случае, соразмерным преступлению и установленным в законе. Вот почем Беккарна протестовал против применения широко распространенных в эпоху феодализма пыток и призывал к ограничению применения смертной казни. Он отстаивал равенство всех перед законом и возможность наказания "человека только за те деяния которые_одредёлены законом как преступные. Легко заметить что эти_идеи Беккариа нашли отражение в таких исторически важньгх докумёнтах, как французские Дёкларации прав человека и гражданина конца XVIII в.. а таюке в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Франции начала XIХ в.
Аргументация Беккариа в пользу отмены смертной казни заслуживает особого внимания как практически первое в истории теоретически убедительное выступление такого рода. Правда, Беккариа допускал применение смертной казни, но только в чрезвычайных обстоятельствах, когда необходимо сохранение существующего правления или когда нация борется за свободу.
Теоретически, по естественному праву, недопустимо, чтобы человек желал лишшь себя жизни и. следовательно, он не мог предоставить это право другим. Смертная казнь - "война нации с гражданином", т.е. возврат в естественное состояние. Практически же многовековой опыт показывает, что угроза смертной казни не останавливает преступника, и более эффективно пожизненное лишение свободы. Смертная казнь неоправданна и с моральной точки зрения, так как способствует распространению в народе ожесточенности и безнравственности. Неоправданна она, доказывал Беккариа несколько позже, и сточки зрения юрид-й - ее применение может быть результатом ошибки судейа_которая становится уже не поправимой.
Идеи Беккариа были восприняты классическим направлением в уголовно-правовой науке и уголовным
законодательством, закрепившим такие прогрессивные принцыпы, как равенство перед законом, нет преступления и нет_даказания без_указания о том в законе", соответствие тяжести наказания тяжести совершенного
35. Государственно-правовые воззрения Вольтера
Вольтер - общепризнанный лидер французского просвещения, писатель и философ, настоящее имя Франсуа Аруэ. В историю общественной мысли вошел как обличитель католической церкви, религиозного фанатизма. Мировоззрение окончательно сложилось в Англии, где он был в изгнании. По возвращении им написаны «Философские письма» (другое название - «Письма об англичанах»), где пропагандировал передовые английские учения, которые он в последствии развил.
Он был сторонником философии деизма: «христианство и разум не могут существовать одновременно». Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях, вера_в_бога_существует только для, чтобы внушать не просвещенному нравственный образ поведения. Отсюда известное изречение «Если бога_не было то надо придумать».
Усвоив принципы деизма, он превратил их в орудие против католических реакцией. Лозунг против католической церкви: «Раздавить гадину !». Критику феодальных порядков он проводил с помощью рационализма . Он считал, что на смену деспотичному правлению придет царство разума и свободы, где человеку будет предоставлено естественные права (неприкосновенность, частная собственность, свобода печати. совести) Под свободой понималось устранение феодальных пережитков сковывавших творческую инициативу человека, его частную предпринимательскую деятельность. Он сводил свободу к независимости от произвола . Свобода состояла в том, чтобы зависеть только от закона. Программа отмены крепостного права предусматривала освобождение крепостных от церкви и государства. Что касается помещичьих крестьян, то их надо освободить с согласия помещиков и за выкуп, т.е. проявлялся компромисс с дворянством.
Политическую организацию будущего «царства разума» он не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти. Ясно только одно: что управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство, _он_ отвергал равенство_социальное_и политическое.
Теоретически отдавая предпочтение республикою считал, что она мало применима на практике. Образцом государственного учреледения_считал_парламентские учреждения в Англии. Политический идеал в последней работе - разделение властей. Грядущие преобразования связывал с развитием знаний и культуры, что приведет правительство к реформе. Исторически место Вольтера как мыслителя определяется тем ,что он наметил программу просвещения, поставил ряд фундаментальных проблем и заложил основы просветительской критики религии. По своему значению его идеи имели революционный характер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9