Рефераты. Государственный арбитраж в СССР

Существуют три основные формы окончания дела без вынесения решения: прекращение производством, отложение слушанием и приостановление производства по делу.

К основаниям прекращения дела производством отнесен: а) удовлетворение ответчиком требований истца после предъявления иска; б) неявка в арбитражное заседание истца, либо непредоставление  им без уважительных причин затребованных доказательств, если это препятствует разрешению спора и др.

К наиболее типичным случаям отложения следует отнести: а) необходимость привлечения предприятия, организации или учреждения к участию в деле в качестве стороны; б) неполучение истребованных доказательств; в) назначение экспертизы; г) неявка ответственных представителей сторон. Вообще исчерпывающего перечня случаев отложения дела не существует.

Обстоятельства приостановления дела производством обозначены в законе : а) когда дело не может быть решено до разрешения другого дела в суде, арбитраже, третейском суде или иных органах следствия; б) в случае направления Госарбитражем дела в органы следствия для расследования.[21]

Постановления арбитража по делу.

Решения и определения арбитража.

Резолютивная часть протокола арбитража в зависимости от её содержания может иметь характер решения или определения.

Решением арбитража окончательно ликвидируется спор между сторонами; в этом акте отражается вся предшествующая деятельность по исследованию и оценке доказательств, установлению юридических фактов, применяются правовые нормы к возникшему спору и ликвидируется неопределенность во взаимоотношениях сторон. Принуждая стороны к выполнению возложенных на них законом или договором обязанностей, арбитраж осуществляет активное воздействие на предприятия, организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепление хозяйственного расчёта.

К решению арбитража предъявляются определённые  требования:  а) решения арбитража должны быть обоснованными и законными; б) в решении должны быть указаны мотивы, по которым арбитр пришёл к тому или иному выводу, законы и подзаконные акты, основные условия и договоры, которыми руководствуется арбитр, вынося решение, изложение фактических обстоятельств дела производится в полном соответствии с имеющимися материалами; в) решения должны содержать конкретные ответы относительно всех возникших между сторонами споров.

Решение вступает в силу, если срок в нём особо не указан, в день вынесения решения, а при указании срока исполнения – в день наступления этого срока.

Действие решения арбитража, вступившего в силу, распространяется только на те организации и учреждения, которые были привлечены к рассмотрению спора. Вынесенное решение должно быть оформлено и разослано сторонам не позднее 48 часов с момента его вынесения.

Определениями арбитража являются все его постановления по вопросам, возникающим в связи и по поводу разбирательства спора сторон. Часть определений по своему  характеру очень близка к решению,  к ним относятся определения, оканчивающие рассмотрение дела без разрешения спорного вопроса по существу (отказ истца от иска, утверждение соглашения сторон и т. д. Большинство же определений касается вопросов частных, связанных с удовлетворением ходатайств сторон, привлечением к делу новых участников, отложением, приостановлением дела и т. д.

Порядок вынесения определений арбитража, их обязательные реквизиты и значение совершенно не регламентированы в правилах арбитражного производства.[22]

Пересмотра решений и определений арбитража.

Для отмены и изменения неправильных решений арбитража установлен своеобразный, не похожий ни на какие аналогичные гражданско- процессуальные институты.

Надзорными инстанциями являются главный арбитр арбитража, вынесшего решение, его заместитель и тот орган, при которым состоит арбитраж, рассматривавший дело.

Надзорное производство может быть возбуждено по заявлению сторон, по инициативе главного арбитра или органа или органа, при котором состоит арбитраж. Просить о пересмотре решения в порядке надзора может также руководитель вышестоящей организации в ведении которой находится учреждение или предприятие – сторона по делу.

Причинами отмены и изменения решений арбитража могут быть: нарушение законов и постановлений правительства, местных органов власти, приказов и инструкций министерств и ведомств, нарушение правил рассмотрения дел и др.[23]

Заявление о пересмотре решений оплачиваются госпошлиной в размере 50% ставки, установленной для исковых заявлений. Главный арбитр обязан рассмотреть поданное заявление в течение месяца со дня поступления. Вызов сторон для участия в рассмотрении жалобы не обязателен. Но если это Главный арбитр сочтёт это необходимым, он может вызвать ответственных представителей сторон и рассмотреть жалобу с их участием.

Представляется, что под изменением решения следует понимать все вносимые поправки, не меняющие основной вывод об отказе в иске или его удовлетворении. Эти изменения могут касаться размера присужденных сумм, мотивов, по которым арбитр пришёл к выводу, применённых нормативных актов и т. п.[24]


7. Арбитраж по новой Конституции СССР 1977 года.

В условиях планового  характера народного хозяйства СССР и превращение советской экономики в единый народнохозяйственный комплекс, в управлении которым сочетается централизованное руководство с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий и объединений, большое значение имеет укрепление законности в этой сфере государственной жизни. Поэтому существенно возрастает и роль органов Государственного арбитража, призванных разрешать хозяйственные споры между организациями, учреждениями и предприятиями. С учётом этого правовая регламентация деятельности государственного арбитража поднята на конституционный уровень. Настоятельная потребность в обеспечении единообразного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров, в усилении роли арбитражных органов в деле укрепления хозяйственного расчёта и повышения активности общественного производства продиктовали необходимость централизации системы органов государственного арбитража и более чёткой развёрнутой регламентации полномочий органов государственного арбитража. Это и было осуществлено постановлением Совета Министров СССР “О дальнейшем совершенствовании и деятельности органов государственного арбитража” от 17 января 1974 г. За № 60.

Отныне система органов государственного арбитража включает в себя: Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при советах министров союзных республик, государственные арбитражи при исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов.[25]

Согласно закону о Совете Министров СССР Государственный арбитраж СССР является подведомственным ему органом. Аналогично решён вопрос о государственных арбитражах при правительствах союзных республик.

Однако законно существенно выделяет Госарбитраж из иных подведомственных правительству Союза ССР и союзных республик органов. Будучи союзно-республиканским органом Госарбитраж СССР руководит порученной ему сферой деятельности как правило, через подчинённые ему органы союзных республик. Последние осуществляют руководство Госарбитражами автономных республик, краёв, областей.

Большие и ответственные задачи возложены на органы Госарбитража. В соответствии со Ст.2 закона “О государственном арбитраже в СССР” основными задачами являются:

-обеспечение прав и охраняемых законом интересов предприятия, учреждений и организаций при разрешении хозяйственных споров;

-активное воздействие при разрешении хозяйственных споров на предприятия, учреждения и организации в целях обеспечения ими социалистической законности, выполнения плановых заданий и договорных обязательств;                                                       

-обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров.[26]

Конституция СССР подняла на высший законодательный уровень регламентацию задач органов государственного арбитража. “Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями, - сказано в ст. 163, - осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.

Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже в СССР”.

Принадлежность арбитража к числу органов государственного управления определяет и принципы организации и деятельности арбитражных органов. В отличие от судей арбитры не избираются, а назначаются; дела решаются ими как правило единолично; решения арбитров исполняются государственным банком либо судебными исполнителями на основании приказа Госарбитража, выдаваемого взыскателю одновременно с вынесением самого решения.

Законодательное подтверждение на конституционном уровне  сыграло большую роль в развитии арбитражного законодательства.


Заключение.


Итак, Государственный арбитраж является важнейшим органом в системе правового регулирования того времени.  На современном этапе развития общества  выше рассмотренные обстоятельства и принципы могут показаться недемократичными и не соответствующими рыночной экономике.  Однако не стоит заострять свое внимание, как это было принято в середине 90-х годов, и, к сожалению эта тенденция наблюдается у некоторых авторов и по сей день, сугубо на отрицательных признаках работы арбитражной системы того времени. Так, прежде всегда необходимо помнить, что структура государственной власти и уровень развития права всегда соответствует требованиям эпохи и потребностям конкретного общества.

С другой стороны, даже социалистический опыт может дать много полезного современной правовой системе, особенно, если его учитывать.                                                               

                   

 

Список используемой литературы.


Нормативные акты:


1.      Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф.Клейнмана. –М.: Изд-во Московского университета. 1960.

2.      Арбитраж в СССР / Под ред. К.С. Юндельсона. М., 1984.

3.      Арбитражный процесс в СССР / под ред. А.А.Добровольского-М., Московский университет. 1973.

  1. Арбитраж :Комментированный сборник важнейших

             постановлений Правительства и ведомственных распоряжений по

        вопросам арбиража /Сост. Л. И. Марголин, А. С. Серебриер ;

       Под общ. ред. и с вступит. ст. И. Гамбурга. -М. :Советское

       законодательство,1935.

  1. Арбитраж в советском хозяйстве :Комментированный сборник

       важнейших постановлений и распоряжений по вопросам арбиража

      /Сост. : И. К. Гамбург, В. Н. Можейко, З. И. Шкундин ; Под

      общ. ред. И. К. Гамбурга. -М. :Советское законодательство,

      1936. .

  1. Вопросы советского гражданского права в практике суда и

             Арбитража /Под общ. ред. И. Б. Новицкого ; Московский

        государственный университет им. М. В. Ломоносова.

       Юридический факультет. -М. :Изд-во МГУ,1959.


7.      Государственный арбитраж в социалистических странах /Авт

           кол. : С. Брайков, А. Рац, Нгуен Ниен и др. ; Отв ред. Т.Е. Абова ; АН СССР. Ин-т 

            гос-ва и права. -М. :Наука,1982.

 

  1. Инструктивные указания Государственного арбитража при

            Совете Министров СССР :Систематизированный сборник /Отв. за

            вып. В. П. Ефимочкин, Ф. Х. Либерман. -М. :Юрид. лит.,1964.


  1. Комментарий арбитражной практики. Всесоюзный научно-

            исследовательский институт советского законодательства ;

            Отв. ред. Е. В. Анисимов. Выпуск 14 / -М. :Юрид. лит.,1981.


  1. Комментарий арбитражной практики.Всесоюзный научно-

            исследовательский институт советского законодательства ;

            Отв. ред. Е. В. Анисимов.Выпуск 11 / -М. :Юрид. лит.,1978.


11.  Сборник важнейших постановлений и распоряжений по вопросам арбитража / Под ред. И.К.Гамбурга. М., Советское законодательство, 1936.


---------------------


12.  Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., Изд-во “Наука”. 1985.

13.  Абова Т.Е., Тадевосян В.С. Разрешение хозяйственных споров. М., “Юридическая литература”, 1968.

14.  Добровольская Т.Н. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор в СССР. М., “Знание”, 1978.


15.  Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961.


  1. Кипнис, С. С., Петров, И. Н.,

           Разрешение хозяйственных споров госарбитражем /Отв. ред.

            И. Н. Петров. -М. :Юрид. лит.,1979.


  1. Логинов, П. В.

      Сущность государственного арбитража. -М. :Изд-во МГУ,

      1968.



18.  Можейко В.Н.Шкудин.З.И. Арбитраж в советском хозяйстве: Сборник важнейших постановлений и распорояжений с вводной статьей  “Арбитраж и арбитражное рассмотрение споров”. М., Юридиздат  НКЮ СССР, 1941.



  1.  Шалюпа, М. П., Донде, Я. А.

       Государственный арбитраж в СССР. -2-е изд., переаб. и

       доп. -М. :Госюриздат,1959.



  1.  Конституция (Основной закон) Союза Советских

       Социалистических Республик. -М.,1977.


  1.  Положение об арбитражных комиссиях и правила

       Производства дел в арбитражных комиссиях. -М. ;Л. :Рабочий

       суд,1926.



     22.  Собрание постановлений Правительства РСФСР.N 17. -M.:

        Юридическая литература,1980.


[1] Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф.Клейнмана. –М.: Московский университет. 1960, -с. 21

[2] Арбитражный процесс в СССР / под ред. А.А.Добровольского-М., Московский университет. 1973.- с 18

[3] Арбитраж в СССР / Под ред. К.С.Юндельсона. М., 1984. С 12

[4].Можейко В.Н.Шкудин.З.И. Арбитраж в советском хозяйстве: Сборник важнейших постановлений и распорояжений с вводной статьей  “Арбитраж и арбитражное рассмотрение споров”. М., Юридиздат  НКЮ СССР, 1941. С.3 Арбитраж в советском хозяйстве: Комментированный

[5] Сборник важнейших постановлений и распоряжений по вопросам арбитража / Под ред. И.К.Гамбурга. М., Советское законодательство, 1936. С.11

[6] Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.4

[7] Там же., С.12

[8] Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.18


[9] Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф. Клейнмана. М., Изд-во Московского университета. 1960. С.10

[10] Там же С.11

[11] Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.16

[12] Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.18


[13] Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф. Клейнмана. М., Изд-во Московского университета. 1960. С.12

[14] Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.18



[15] Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., Изд-во “Наука”. 1985. С.86

[16] Там же., С.98

[17] Там же., С.106

[18] Там же., С.123

[19] Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.87



[20] Абова Т.Е., Тадевосян В.С. Разрешение хозяйственных споров. М., “Юридическая литература”, 1968. С.108

[21] Там же., С.124

[22] Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.165



[23] Там же., С.198.

[24] Абова Т.Е., Тадевосян В.С. Разрешение хозяйственных споров. М., “Юридическая литература”, 1968. С.155


[25] Добровольская Т.Н. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор в СССР. М., “Знание”, 1978. С.27


[26] Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., Изд-во “Наука”. 1985. С.12



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.