Существуют три основные формы окончания дела без вынесения решения: прекращение производством, отложение слушанием и приостановление производства по делу.
К основаниям прекращения дела производством отнесен: а) удовлетворение ответчиком требований истца после предъявления иска; б) неявка в арбитражное заседание истца, либо непредоставление им без уважительных причин затребованных доказательств, если это препятствует разрешению спора и др.
К наиболее типичным случаям отложения следует отнести: а) необходимость привлечения предприятия, организации или учреждения к участию в деле в качестве стороны; б) неполучение истребованных доказательств; в) назначение экспертизы; г) неявка ответственных представителей сторон. Вообще исчерпывающего перечня случаев отложения дела не существует.
Обстоятельства приостановления дела производством обозначены в законе : а) когда дело не может быть решено до разрешения другого дела в суде, арбитраже, третейском суде или иных органах следствия; б) в случае направления Госарбитражем дела в органы следствия для расследования.[21]
Постановления арбитража по делу.
Решения и определения арбитража.
Резолютивная часть протокола арбитража в зависимости от её содержания может иметь характер решения или определения.
Решением арбитража окончательно ликвидируется спор между сторонами; в этом акте отражается вся предшествующая деятельность по исследованию и оценке доказательств, установлению юридических фактов, применяются правовые нормы к возникшему спору и ликвидируется неопределенность во взаимоотношениях сторон. Принуждая стороны к выполнению возложенных на них законом или договором обязанностей, арбитраж осуществляет активное воздействие на предприятия, организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепление хозяйственного расчёта.
К решению арбитража предъявляются определённые требования: а) решения арбитража должны быть обоснованными и законными; б) в решении должны быть указаны мотивы, по которым арбитр пришёл к тому или иному выводу, законы и подзаконные акты, основные условия и договоры, которыми руководствуется арбитр, вынося решение, изложение фактических обстоятельств дела производится в полном соответствии с имеющимися материалами; в) решения должны содержать конкретные ответы относительно всех возникших между сторонами споров.
Решение вступает в силу, если срок в нём особо не указан, в день вынесения решения, а при указании срока исполнения – в день наступления этого срока.
Действие решения арбитража, вступившего в силу, распространяется только на те организации и учреждения, которые были привлечены к рассмотрению спора. Вынесенное решение должно быть оформлено и разослано сторонам не позднее 48 часов с момента его вынесения.
Определениями арбитража являются все его постановления по вопросам, возникающим в связи и по поводу разбирательства спора сторон. Часть определений по своему характеру очень близка к решению, к ним относятся определения, оканчивающие рассмотрение дела без разрешения спорного вопроса по существу (отказ истца от иска, утверждение соглашения сторон и т. д. Большинство же определений касается вопросов частных, связанных с удовлетворением ходатайств сторон, привлечением к делу новых участников, отложением, приостановлением дела и т. д.
Порядок вынесения определений арбитража, их обязательные реквизиты и значение совершенно не регламентированы в правилах арбитражного производства.[22]
Пересмотра решений и определений арбитража.
Для отмены и изменения неправильных решений арбитража установлен своеобразный, не похожий ни на какие аналогичные гражданско- процессуальные институты.
Надзорными инстанциями являются главный арбитр арбитража, вынесшего решение, его заместитель и тот орган, при которым состоит арбитраж, рассматривавший дело.
Надзорное производство может быть возбуждено по заявлению сторон, по инициативе главного арбитра или органа или органа, при котором состоит арбитраж. Просить о пересмотре решения в порядке надзора может также руководитель вышестоящей организации в ведении которой находится учреждение или предприятие – сторона по делу.
Причинами отмены и изменения решений арбитража могут быть: нарушение законов и постановлений правительства, местных органов власти, приказов и инструкций министерств и ведомств, нарушение правил рассмотрения дел и др.[23]
Заявление о пересмотре решений оплачиваются госпошлиной в размере 50% ставки, установленной для исковых заявлений. Главный арбитр обязан рассмотреть поданное заявление в течение месяца со дня поступления. Вызов сторон для участия в рассмотрении жалобы не обязателен. Но если это Главный арбитр сочтёт это необходимым, он может вызвать ответственных представителей сторон и рассмотреть жалобу с их участием.
Представляется, что под изменением решения следует понимать все вносимые поправки, не меняющие основной вывод об отказе в иске или его удовлетворении. Эти изменения могут касаться размера присужденных сумм, мотивов, по которым арбитр пришёл к выводу, применённых нормативных актов и т. п.[24]
В условиях планового характера народного хозяйства СССР и превращение советской экономики в единый народнохозяйственный комплекс, в управлении которым сочетается централизованное руководство с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий и объединений, большое значение имеет укрепление законности в этой сфере государственной жизни. Поэтому существенно возрастает и роль органов Государственного арбитража, призванных разрешать хозяйственные споры между организациями, учреждениями и предприятиями. С учётом этого правовая регламентация деятельности государственного арбитража поднята на конституционный уровень. Настоятельная потребность в обеспечении единообразного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров, в усилении роли арбитражных органов в деле укрепления хозяйственного расчёта и повышения активности общественного производства продиктовали необходимость централизации системы органов государственного арбитража и более чёткой развёрнутой регламентации полномочий органов государственного арбитража. Это и было осуществлено постановлением Совета Министров СССР “О дальнейшем совершенствовании и деятельности органов государственного арбитража” от 17 января 1974 г. За № 60.
Отныне система органов государственного арбитража включает в себя: Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при советах министров союзных республик, государственные арбитражи при исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов.[25]
Согласно закону о Совете Министров СССР Государственный арбитраж СССР является подведомственным ему органом. Аналогично решён вопрос о государственных арбитражах при правительствах союзных республик.
Однако законно существенно выделяет Госарбитраж из иных подведомственных правительству Союза ССР и союзных республик органов. Будучи союзно-республиканским органом Госарбитраж СССР руководит порученной ему сферой деятельности как правило, через подчинённые ему органы союзных республик. Последние осуществляют руководство Госарбитражами автономных республик, краёв, областей.
Большие и ответственные задачи возложены на органы Госарбитража. В соответствии со Ст.2 закона “О государственном арбитраже в СССР” основными задачами являются:
-обеспечение прав и охраняемых законом интересов предприятия, учреждений и организаций при разрешении хозяйственных споров;
-активное воздействие при разрешении хозяйственных споров на предприятия, учреждения и организации в целях обеспечения ими социалистической законности, выполнения плановых заданий и договорных обязательств;
-обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров.[26]
Конституция СССР подняла на высший законодательный уровень регламентацию задач органов государственного арбитража. “Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями, - сказано в ст. 163, - осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.
Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже в СССР”.
Принадлежность арбитража к числу органов государственного управления определяет и принципы организации и деятельности арбитражных органов. В отличие от судей арбитры не избираются, а назначаются; дела решаются ими как правило единолично; решения арбитров исполняются государственным банком либо судебными исполнителями на основании приказа Госарбитража, выдаваемого взыскателю одновременно с вынесением самого решения.
Законодательное подтверждение на конституционном уровне сыграло большую роль в развитии арбитражного законодательства.
Итак, Государственный арбитраж является важнейшим органом в системе правового регулирования того времени. На современном этапе развития общества выше рассмотренные обстоятельства и принципы могут показаться недемократичными и не соответствующими рыночной экономике. Однако не стоит заострять свое внимание, как это было принято в середине 90-х годов, и, к сожалению эта тенденция наблюдается у некоторых авторов и по сей день, сугубо на отрицательных признаках работы арбитражной системы того времени. Так, прежде всегда необходимо помнить, что структура государственной власти и уровень развития права всегда соответствует требованиям эпохи и потребностям конкретного общества.
С другой стороны, даже социалистический опыт может дать много полезного современной правовой системе, особенно, если его учитывать.
Нормативные акты:
1. Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф.Клейнмана. –М.: Изд-во Московского университета. 1960.
2. Арбитраж в СССР / Под ред. К.С. Юндельсона. М., 1984.
3. Арбитражный процесс в СССР / под ред. А.А.Добровольского-М., Московский университет. 1973.
постановлений Правительства и ведомственных распоряжений по
вопросам арбиража /Сост. Л. И. Марголин, А. С. Серебриер ;
Под общ. ред. и с вступит. ст. И. Гамбурга. -М. :Советское
законодательство,1935.
важнейших постановлений и распоряжений по вопросам арбиража
/Сост. : И. К. Гамбург, В. Н. Можейко, З. И. Шкундин ; Под
общ. ред. И. К. Гамбурга. -М. :Советское законодательство,
1936. .
Арбитража /Под общ. ред. И. Б. Новицкого ; Московский
государственный университет им. М. В. Ломоносова.
Юридический факультет. -М. :Изд-во МГУ,1959.
7. Государственный арбитраж в социалистических странах /Авт
кол. : С. Брайков, А. Рац, Нгуен Ниен и др. ; Отв ред. Т.Е. Абова ; АН СССР. Ин-т
гос-ва и права. -М. :Наука,1982.
Совете Министров СССР :Систематизированный сборник /Отв. за
вып. В. П. Ефимочкин, Ф. Х. Либерман. -М. :Юрид. лит.,1964.
исследовательский институт советского законодательства ;
Отв. ред. Е. В. Анисимов. Выпуск 14 / -М. :Юрид. лит.,1981.
Отв. ред. Е. В. Анисимов.Выпуск 11 / -М. :Юрид. лит.,1978.
11. Сборник важнейших постановлений и распоряжений по вопросам арбитража / Под ред. И.К.Гамбурга. М., Советское законодательство, 1936.
---------------------
12. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., Изд-во “Наука”. 1985.
13. Абова Т.Е., Тадевосян В.С. Разрешение хозяйственных споров. М., “Юридическая литература”, 1968.
14. Добровольская Т.Н. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор в СССР. М., “Знание”, 1978.
15. Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961.
Разрешение хозяйственных споров госарбитражем /Отв. ред.
И. Н. Петров. -М. :Юрид. лит.,1979.
Сущность государственного арбитража. -М. :Изд-во МГУ,
1968.
18. Можейко В.Н.Шкудин.З.И. Арбитраж в советском хозяйстве: Сборник важнейших постановлений и распорояжений с вводной статьей “Арбитраж и арбитражное рассмотрение споров”. М., Юридиздат НКЮ СССР, 1941.
Государственный арбитраж в СССР. -2-е изд., переаб. и
доп. -М. :Госюриздат,1959.
Социалистических Республик. -М.,1977.
Производства дел в арбитражных комиссиях. -М. ;Л. :Рабочий
суд,1926.
22. Собрание постановлений Правительства РСФСР.N 17. -M.:
Юридическая литература,1980.
[1] Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф.Клейнмана. –М.: Московский университет. 1960, -с. 21
[2] Арбитражный процесс в СССР / под ред. А.А.Добровольского-М., Московский университет. 1973.- с 18
[3] Арбитраж в СССР / Под ред. К.С.Юндельсона. М., 1984. С 12
[4].Можейко В.Н.Шкудин.З.И. Арбитраж в советском хозяйстве: Сборник важнейших постановлений и распорояжений с вводной статьей “Арбитраж и арбитражное рассмотрение споров”. М., Юридиздат НКЮ СССР, 1941. С.3 Арбитраж в советском хозяйстве: Комментированный
[5] Сборник важнейших постановлений и распоряжений по вопросам арбитража / Под ред. И.К.Гамбурга. М., Советское законодательство, 1936. С.11
[6] Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.4
[7] Там же., С.12
[8] Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.18
[9] Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф. Клейнмана. М., Изд-во Московского университета. 1960. С.10
[10] Там же С.11
[11] Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.16
[12] Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.18
[13] Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф. Клейнмана. М., Изд-во Московского университета. 1960. С.12
[14] Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. М., Изд-во Московского университета. 1973. С.18
[15] Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., Изд-во “Наука”. 1985. С.86
[16] Там же., С.98
[17] Там же., С.106
[18] Там же., С.123
[19] Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.87
[20] Абова Т.Е., Тадевосян В.С. Разрешение хозяйственных споров. М., “Юридическая литература”, 1968. С.108
[21] Там же., С.124
[22] Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.165
[23] Там же., С.198.
[24] Абова Т.Е., Тадевосян В.С. Разрешение хозяйственных споров. М., “Юридическая литература”, 1968. С.155
[25] Добровольская Т.Н. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор в СССР. М., “Знание”, 1978. С.27
[26] Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., Изд-во “Наука”. 1985. С.12
Страницы: 1, 2, 3, 4