Рефераты. Государственный арбитраж в СССР

Принципы арбитражного процесса отражают его специфику, определяют ту степень демократизма, которая необходима для законного и обоснованного решения конфликтов и споров, возникающих в народном хозяйстве. В конечном итоге принципы арбитражного процесса должны содействовать интенсификации производства, повышению его эффективности, достижению конечных народнохозяйственных результатов.[15]

Сначала необходимо рассмотреть принципы, определяющие организацию разрешения хозяйственных споров.

На первом месте выступает принцип социалистической законности.

Уже  в Положении о Государственном арбитраже 1931 г. говорилось  о законности как основе его деятельности. При разрешении споров арбитраж обязан был руководствоваться законами и распоряжениями центральных и местных властей, а также общими началами экономической политики СССР.

Указание на экономическую политику советского государства наряду  с законами в годы было необходимо, так как ещё отсутствовало законодательство, всесторонне регулирующее хозяйственные отношения.

На протяжении всей истории Государственного арбитража принцип законности был и остается его ведущим началом.

Содержание принципа законности в арбитражном процессе обладает определённой спецификой, обусловленной, во-первых, тем, что арбитражи, иные органы, разрешающие хозяйственные споры, обеспечивают законность в отношении лиц, чьи права и интересы защищаются; во-вторых, арбитражи обязаны реагировать на отступление от закона не участвовавших в споре организаций, в действиях которых коренится первопричина конфликта участников процесса. Разрешая хозяйственные споры, арбитражи, иные органы выступают гарантом законности в народном хозяйстве; в-третьих, органы разрешающие хозяйственные споры, обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством, не допускать нарушение прав участников процесса, соблюдать установленные правила разбирательства дел и ведение предупредительной работы.

Следующим принципом выступает принцип объективной истины.

Принцип объективной истины свойственен любой регулируемой правом организационной деятельности. Этот принцип в арбитражном процессе означает возможность лиц и органов, разрешающих хозяйственные споры, путём применения в ходе разбирательства дела предусмотренных законодательством правовых средств установить факты и обстоятельства из которых вытекают права и обязанности сторон, их действительные взаимоотношения, факты, свидетельствующие об имевших место правонарушениях, восстановить нарушение права, обеспечить охрану законных интересов, выявить причины правонарушений.[16]

Следующий принцип – это солидарность интересов участников арбитражного процесса.

Идея, отражающая солидарность интересов участников арбитражного процесса, четко выражена в законе “ О Государственном арбитраже в СССР”.

Несомненно одним из принципов является равноправие участников процесса.

Надлежащее регулирование спора возможно только при условии, что его участники обладают равными возможностями и средствами добиваться судебной защиты своих прав и интересов. Принцип равноправия в арбитражном процессе означает, что несмотря на неравное положение в системе управления народным хозяйством организации, став сторонами в споре, обладают абсолютно равными  процессуальными возможностями как при разбирательстве дела в арбитраже, так и в претензионной форме.[17]

Следующий принцип – участие общественности в арбитражном процессе.

К участию в рассмотрении споров допускаются представители общественных организаций и трудовых коллективов предприятия, учреждений и организаций, являющихся стороной по делу, для изменения мнения уполномочивших их организаций и коллективов по поводу рассматриваемого дела.

Теперь необходимо рассмотреть принципы, определяющие развитие арбитражного процесса.

На первый план выходит принцип непосредственного урегулирования разногласия.

Он заключается в том, что дело может быть передано на рассмотрение арбитража лишь после принятия сторонами мер в установленном порядке. Данный порядок предусмотрен в ряде нормативных актов и подлежит обязательному соблюдению. Арбитраж не вправе рассматривать исковые заявления, если заявитель не обратился с претензией к контрагенту.

Следующим принципом выступает арбитрирование.

Под арбитрированием как принципом арбитражного процесса понимается активное участие представителей сторон не только в рассмотрении дела, но и в его разрешении, т.е. принятии вместе с арбитром решений по делу.

 Нормативную базу принципа арбитрирования составляют Ст. 14 и Ст. 18 закона “ О Государственном арбитраже в СССР” и  Ст. 5 и Ст. 7 Правил рассмотрения хозяйственных споров Госарбитражем.

Принцип арбитрирования действует в полную силу и в случае, если представители сторон не приходят к соглашению по существу спора, либо в ходе разбирательства дела они принимали участие в принятии множества промежуточных решений, оформляемых определениями: об отложении дела, его приостановлении, привлечении второго ответчика или истца, истребовании дополнительных доказательств, назначении экспертизы, сверки расчётов и др. Арбитр и представители сторон совместно не только исследуют, но и оценивают доказательства, выслушивают заключения по делу других участников процесса и совершают иные действия.

Принцип состязательности заключается в том, что основным адресатом его являются главные участники спора – стороны, одна из которых заявляет требование в форме претензии, иска, другая возражает против него. Принцип состязательности определяет объём, направленность действий участников арбитражного процесса по установлению необходимых для принятия решения фактов и обстоятельств.

Быстрота, экономичность процесса-ещё один принцип. Сущность данного принципа состоит в наделении органов арбитража и иных органов, разрешающих хозяйственные споры процессуальным порядком, обеспечивающими правильное решение споров, защиту прав и интересов организаций, народного хозяйства в целом экономически правовыми средствами и в максимально короткие сроки.[18]

Одним из важнейших принципов является принцип активного воздействия при разрешении хозяйственных споров на предприятия, учреждения, организации в целях укрепления законности в их деятельности.  Суть принципа – активное воздействие арбитража при решении хозяйственных споров на предприятия, учреждения и организации в целях обеспечения ими соблюдения социалистической законности, выполнения плановых заданий и договорных обязательств, искоренение проявлений местничества и ведомственности в хозяйственной деятельности, неуклонное применение установленных законом или договором мер имущественной ответственности за нарушение государственной дисциплины, допускаемое при нарушении плановых и договорных обязательств.

6. Рассмотрение споров органами государственного арбитража.


Необходимо уяснить процессуальный порядок рассмотрение споров.

Условия возникновения права на обращение в органы государственного арбитража.

В соответствии в положениями о Госарбитражах союзных республик, “Правилами рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Госарбитража” и другими нормативными актами Госарбитраж может принять к своему производству спор лишь при соблюдении сторонами определённых условий.

Каковы же условия возникновения права на обращение в Госарбитраж?

По общему правилу возбуждение дела в арбитраже возможно по заявлению заинтересованной стороны. Кроме того дело может быть рассмотрено по предложению вышестоящих органов по отношению к непосредственно заинтересованным в разрешении дела учреждениям и предприятиям, а также по поручению Совета Министров и исполкомов местных Советов, при которых состоят арбитражи и по указанию вышестоящего Госарбитража. Кроме того арбитражи вправе возбудить дела и по своей инициативе, если в их распоряжении имеются документальные данные о нарушении учреждениями, предприятиями и организациями плановой, договорной или финансовой дисциплины.

Под заинтересованной стороной понимается правоспособная организация, полагающая свои права оспоренными или нарушенными. Следовательно, прежде всего при приёме заявления органы Госарбитража должны проверять наличие правоспособности и юридического интереса у заявителя.

При приёме заявления о возбуждении арбитражного производства необходима проверка подведомственности спора арбитражу.

Важным условием возбуждения дела в арбитраже является предварительное принятие заявителем мер к непосредственному урегулированию возникшего спора, в целях предотвращения необоснованного обращения в органы арбитража.[19]

Подготовка дела к рассмотрению.

В целях обеспечения своевременного и правильного разрешения спора арбитра совершает все необходимые действия при подготовке дела к рассмотрению. Однако предварительная подготовка – наиболее слабый участок деятельности арбитража. Практика показала, что большинство случаев отложения дела связано с ненадлежащей их подготовкой к рассмотрению.

Трёхдневный срок, установленный для предварительной подготовки дела, исчисляется со дня предъявления иска

Подготовка дела к рассмотрению состоит из двух основных частей – тщательное изучение арбитром материалов дела и совершение им действий, направленных на восполнение недостатков исковых материалов и дополнение их новыми данными. В процессе предварительной подготовки дела должны быть выявлены все обстоятельства, обосновывающие основание и размер заявленных требований и возражений против них.

Также в стадии подготовки дела к рассмотрению арбитра обязан тщательно исследовать представленные доказательства и использовать только те из них, которые допущены в качестве доказательств соответствующими нормами права.

В стадии подготовки дела может быть назначена экспертиза. Представляется, что этот вопрос следует окончательно решать только в том случае, если арбитр располагает как исковыми материалами, так и возражениями ответчика. Экспертиза может проводится с участием сторон, эксперт вправе требовать от них необходимые материалы и доказательства, стороны несут расходы по экспертизе.[20]

Разбирательство дела.

По твёрдо устоявшейся практике в начале заседания арбитр выясняет, кто из сторон и других участвующих в деле лиц явился, и проверяет полномочия каждого из них.

При неявке ответственного представителя истца, возбудил спор (если он просил рассмотреть дело в его отсутствие), арбитр вправе либо прекратить дело производством, либо отложить его слушанием. Неявка без уважительных причин ответчика не препятствует рассмотрение спора по существу.

Как правило разбирательство дела по существу начинается с изложения обстоятельств дела истцом и обоснования им своих требований; затем выслушиваются возражения ответчика (или ответчиков). Если в деле участвует эксперт, то его заключение обычно заслушивают после объяснений сторон.

В разрешении хозяйственных споров существенное значение принадлежит исследованию и оценке доказательств. Исследовано и оценено должно быть любое представленное сторонами доказательство. Ни одно из них не может быть признано имеющим большую доказательственную силу только по формальным признакам. Для того чтобы был сделан правильный вывод необходимо оценивать все доказательства в совокупности путём сопоставления одного с другим. Нельзя, например, считать бесспорно установленными факты, подтверждённые актом экспертизы.

Итог арбитражного разбирательства –вынесение решения по делу. Однако возможно окончание процесса и без разрешения спора сторон.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.