ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ В СССР
Научный руководитель
кандидат юридических наук, доцент
Ильин Андрей Витальевич
Санкт-Петербург
2004
Содержание
Введение 2
1. История развития арбитражного законодательства. 2
2. Образование Государственного арбитража и его юридическая природа. 5
3. Место советского арбитража в системе советского права. 11
4. Источники арбитражного процессуального права. 12
5. Принципы арбитражного процесса. 14
6. Рассмотрение споров органами государственного арбитража. 19
7. Арбитраж по новой Конституции СССР 1977 года. 25
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Ключевой вопрос любой власти - это доверие граждан государству. Степень этого доверия напрямую определяется тем, как оно позволяет им осуществлять свои права и защищать интересы. В настоящее время продолжается судебная реформа. Так, например, в конце октября 2003 года был создан совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Представляется, что работа этого органа не обойдет и существующие проблемы функционирования современной системы арбитражных судов. Однако, можно предположить, что при совершенствовании данной структуры необходимо учитывать опыт, накопленный историей.
В этой работе представлены история развития арбитражного законодательства, а также сам процесс создания Государственного арбитража, правовые акты, регламентирующие его деятельность. Особое внимание следует обратить на природу арбитража, его в место в системе советского права, а также на роль арбитража в народном хозяйстве. Особо следует отметить принципы деятельности органов арбитража. Ведь они являются исходными положениями в деятельности органов арбитража.
Только так мы сможем понять современные тенденции в развитии арбитражного законодательства.
В истории развития органов советского арбитража следует различать три периода, связанных с определенными этапами развития народного хозяйства страны.
Первый период (1922-1931гг.) был связан с окончанием гражданской войны и переходом к восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства страны. В этот период для разрешения имущественных споров, возникающих между различными хозяйственными органами в их практической хозяйственной деятельности, были организованы и действовали арбитражные комиссии.
Второй период (1931-1959гг.) cвязан с мероприятиями партии и правительства по реконструкции народного хозяйства, по укреплению хозяйственного расчета, плановой и договорной дисциплины в работе всех хозяйственных органов. В этот период вместо арбитражных комиссии были созданы государственные и ведомственные арбитражи.
Третий период (с 1959г) связан с мероприятиями партии и правительства, проведенными в 1959 году по дальнейшему совершенствованию организации управления промышленностью и строительством и решениями ХХI съезда КПСС, утвердившего программу дальнейшего коммунистического строительства в Советском Союзе, нового подъема экономики, культуры и материального благосостояния трудящихся. Новый этап в развитии народного хозяйства страны вызвал существенные изменения задач и функций арбитража, что нашло прямое отражение в постановлении Совета Министров СССР от 23 июня 1959 г. “Об улучшении работы государственного арбитража.”[1]
До 1922 г. Специальных органов для разрешения имущественных споров между государственными предприятиями, организациями и учреждениями не существовало.
Управление хозяйством было строго централизовано, отпуск продукции и материалов производился в централизованном порядке по нарядам, без договоров и без денежных расчетов между предприятиями. Имущественной самостоятельности предприятия не имели, хозрасчет отсутствовал. Всё это влияло на характер имущественных споров между государственными предприятиями, организациями и учреждениями. В тех немногих случаях, когда такие споры возникали они решались в административном порядке.
Окончание гражданской войны и переход к мирному строительству на базе новой экономической политики изменили условия деятельности предприятий и различных хозяйственных организаций. Предприятия получили определенную оперативную и имущественную самостоятельность, отношения между предприятиями в большинстве случаев стали строиться на договорных началах. Многие из государственных и кооперативных предприятий переводились на хозяйственных расчет.
По действовавшему в те году законодательству предприятия и учреждения не могли искать защиты в судебном порядке. Согласно Декрету о суде № 2 “судебные иски между различными казенными учреждениями не допускались”.[2]
Это указание отрицательного характера не сопровождалось какой-либо положительной нормой относительно порядка разрешения споров между социалистическими организациями, потому что в период иностранной военной интервенции (1918-1920гг.) и гражданской войны всё народное хозяйство пришлось перестраивать на военный лад. В этих условиях не было и почвы для споров между государственными предприятиями и организациями, а если какие-либо разногласия возникали, они решались в порядке подчиненности.
ЦИК и СНК РСФСР 21 сентября 1922 г. Утвердили положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и организациями, согласно которому были образованы Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны, арбитражные комиссии при областных экономических советах, а затем при губернских совещаниях. 27 августа была создана арбитражная комиссия в РСФСР. В Связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик при Совете Труда и Обороны СССР была учреждена арбитражная комиссия.
Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов, при обязательном участии юриста и хозяйственного руководящего работника. Дела рассматривались по правилам гражданского процессуального кодекса, за некоторыми исключениями, вытекавшими из особенностей арбитражных комиссий.
В период индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, победы и упрочнения социализма (1926-1941 гг.) происходит ликвидация арбитражных комиссий и становление государственного арбитража. Арбитражные комиссии отражали деятельность государственных предприятий, учреждений в хозяйственно-экономических условиях нэпа, когда хозяйственный расчет не всегда соблюдался, система хоздоговорных отношений не имела нужного развития, договорной дисциплине не придавалось достаточного значения. К тому же в 1930-1931 гг. в стране проводилась кредитная реформа, основным положением которой сама система арбитражных комиссий и характер их деятельности не соответствовали. Поэтому 4 марта 1931 г. Постановление ЦИК и СНК СССР были ликвидированы государственные арбитражные комиссии, а споры между социалистическими организациями разных ведомств было решено передать судебным органам. Однако вопрос этот был пересмотрен, и в директивах ЦК ВКП (б) от 12 апреля 1931 г. “О поправках к кредитной реформе и о кампании по заключению договоров” было указано на необходимость обеспечения чёткой работы органов государственного арбитража, с тем чтобы споры, возникающие между хозяйственными органами по договорам, разрешались с максимальной быстротой.[3]
Государственный арбитраж был образован в 1931 г. Создание Государственного арбитража было одним из важнейших звеньев в общей системе мероприятий Партии и Правительства, направленных на укрепление и развитие начал хозяйственного расчёта как одного из шести сталинских условий работы по-новому, в новых условиях хозяйственного строительства.[4]
Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик устанавливают, что имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора, за изъятиями, устанавливаемыми законодательством Союза ССР, рассматриваются органами Государственного арбитража.
Таким образом, наряду с общей судебной системой, Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик предусматривают особую систему органов, созданных специально для рассмотрения имущественных споров между социалистическими организациями – Государственный арбитраж.[5]
Рассмотрим правовую природу государственного арбитража, а также его роль в народном хозяйстве.
Как уже было сказано выше Государственный арбитраж был создан в 1931 году; его деятельность регламентировалась специальным Положение, принятым ЦИК и СНК СССР 3 мая 1931 г.
В соответствии с указанным положением впоследствии в большинстве союзных республик были приняты либо положения о системе арбитражных органов в целом по республике, либо положения о Госарбитражах при СНК союзных республик.
В Азербайджанской, Молдавской и Туркменской ССР положения о Госарбитражах не принимались, но постановлениями, которыми учреждались Госарбитражи при СНК этих республик, устанавливалось, что указанные Госарбитражи действуют на основе общесоюзного положения о Госарбитраже. Особого положения о Госарбитраже при Совете Министров СССР так и не было принято.[6]
Вопрос о юридической природе Госарбитража являлся спорным в теории советского права. Между тем уяснение юридической природы арбитража, а следовательно, и тех требований, которым должен отвечать порядок рассмотрения споров хозорганов, имеет существенное практическое значение.
В советской правовой литературе высказаны три точки зрения на природу арбитража: этот орган рассматривался как “хозяйственный суд”, как один из органов государственного управления и как своеобразный орган, объединяющий в себе одновременно черты судебных и административных учреждений.
Рассмотрим все точки зрения и те практические выводы, которые из них могут быть сделаны.
Взгляд на арбитраж как на особый “хозяйственный суд” получил широкое распространение в первые годы деятельности арбитражных органов. Основание для подобной квалификации природы Госарбитража явилось то обстоятельство, что по своим задачам, компетенции и форме деятельности, роли в выполнении хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функции государства арбитраж имеет много общего с судом.
Практические выводы, делавшиеся из характеристики арбитража как хозяйственного суда заключались в предложениях урегулировать арбитражный процесс непосредственно в гражданском процессуальном кодексе путем включения в него специальных статей, отражающих особенности компетенции арбитража[7].
Между тем гражданский процесс –далеко не единственная форма принудительно осуществления спорного права, формы эти многообразны, каждая имеет свои преимущества и может применяться с учётом ее особенностей и удобства в том или ином случае.
Страницы: 1, 2, 3, 4