Рефераты. Государственная служба Приказной системы управления

К государственной службе привлекались и лица службы общественной: губные, земские, кабацкие головы, целовальники и т.д., т.е. в бюрократический аппарат проникали неслужилые элементы. Иногда дьяки были пожалованы чином дворянским или подьяческим, но обычно до этих званий дослуживались. Часть подьячих получала поместное и денежное жалование. Часть – только денежное (причём по записям Разряда в 1675-1676гг. имелось 22 вида денежных окладов для приказных людей), а часть – вообще никакого.

Подьячие, в зависимости от места службы (Москва или уезды) приравнивались к городовым служилым людям и получали оклад “с городом”. Поместный оклад подьячих в конце века был примерно следующим: 350-400 четей земли в поле – старшим; 250 – средним; 200 – младшим. Наравне со служилыми городовыми они получали и хлебное жалованье. Деньги на жалованья подьячим, в отличие от судей и дьяков, получались из доходов приказа от дел или сборов с подведомственных приказам городов. Соответственно, для улучшения собственного материального положения, подьячие, которые чаще остальных приказных чинов непосредственно общались с челобитчиками не могли пренебречь предлагаемыми подачами. Именно поэтому часть дел, т.е. дела без дополнительного спонсирования, тормозились за счет дел оплаченных, получалась “волокита”, что вызывало всеобщее недовольство.

Поместный и денежный оклады дьяков колебались от 600 четей и 60 руб. до 1000 четей и 215руб. Для дьяков “из подьячих” оклад примерно равнялся окладу служилого человека по московскому списку. По поместным и частично по денежным окладам приказные люди примыкали: дьяки – к служилым людям по московскому списку (думные – к окольничим, дьяки – к стольникам), подьячие – к городовым служилым людям от детей боярских и выше.

К последней трети XVII в. должность приказного человека стала не престижной, т.к. стало понятно, что эти люди не имеют право на местнические споры и полностью зависят от воли вышестоящих инстанций, а потому власть их постепенно уменьшалась. В основном это относится к подьячим и дьякам, хотя и значение боярства как такового, занимавшего высшие должности, тоже резко начало падать.


3.3.    Приказное делопроизводство.

Сам процесс приказного делопроизводства шёл по старинке, следуя старым привычным обычаям. Документы обычно размещались на столах, на скамьях, особо ценные - в сундуках-ларях в тех же помещениях, где велась текущая работа и прием посетителей.

В XV в. дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, которую первоначально также привозили из западноевропейских стран, а со второй половины XVII в. - своя, отечественная. Первую бумажную “мельницу” (фабрику) построили на реке Пахре по приказу патриарха Никона, затем в Москве на реке Яузе. Писали самодельными чернилами. Сочетание железистых чернил и тряпичной бумаги делало текст особенно стойким, он почти не выцветал. Поэтому документы этого периода, хранящиеся в архивах, достаточно хорошо читаются.

Инструментами письма служили гусиные перья, затачиваемые особым образом перочинным ножом. Лучшими, как отмечают исследователи, считались перья из левого крыла гуся, а сама очинка требовала значительного уменья. Написанный текст посыпался мелким кварцевым песком. Московские приказы пользовались песком, привозимым с Воробьевых гор, который считался особенно светлым и чистым. С появлением так называемой скорописи (начертание округлых букв и использование графических сокращений слов и частей слов с вынесением их над строкой) свободно читать такие тексты стало довольно сложно, требовались знания и навыки.

В делопроизводстве приказов продолжала использоваться весьма специфическая форма документа - столбец (столп, столпик), т.е. свиток из подклеенных друг к другу узких листов бумаги. Важные государственные акты могли иметь особенно большие размеры. Составные части столпа назывались “поставами”. Такое же название получили и сами места склейки листов. Столбец являлся фактически не одним документом, а включал всю совокупность документов дела. Текст в столбцах писался только с одной стороны, оборотная же использовалась лишь для проставления помет, резолюции или адреса. Документы хранились свернутыми в свиток или рулон; для особо важных документов изготавливались специальные футляры, но чаще они хранились просто в ларях, или сундуках. Такая форма документа была неудобной, поскольку много времени уходило на развертывание и свертывание столбца при поиске необходимых сведений. Сама склейка была недостаточно прочной, что приводило к ветшанию и износу документа. Столбцовая форма делопроизводства отменена Петром I.

Наряду со столбцовой формой документа в приказах зародилась и начала применяться тетрадная форма. Тетрадь — это лист бумаги, сложенный вдвое. Тетради собирались вместе, переплетались по мере необходимости и составляли книги. В форме книг велись списки, финансовые, учетные, регистрационные записи и др. Известно огромное количество разновидностей книг — более трехсот. Это — ужинные, умолотные, денежные и другие книги. Но основной формой документа все-таки оставался столбец, включавший все “производство” по тому или иному вопросу, начиная с инициативного документа (челобитной, памяти), включая все промежуточные документы (справки, выписки из других дел) и заканчивая документом, содержавшим решение. Остальные бумаги, не сформированные в столбцы, тетради или в книги, сгруппировывались в связки, где нередко оказывались самые разнообразные документы.

Видовой состав документов приказного делопроизводства был довольно однообразным. Все существовавшие в этот период документы группируются в следующие основные виды: грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, отписки, доклады, памяти, челобитные. Однако внутри каждого вида существовало множество разновидностей.

Важнейшим признаком официального документа является его формуляр — совокупность устойчивых информационных элементов (реквизитов, языковых формул) документа, расположенных в определенной последовательности, специфической для каждого вида документа. В документах приказного делопроизводства большинство реквизитов еще не выделилось из текста, т.е. обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и др. и собственно содержание документа составляли один сплошной текст. Как правило, документ начинался с обращения, даты или обозначения автора и адресата документа. В заключительной части указной грамоты обозначалась дата ее составления и место, где она была написана

Анализируя формуляр документов приказного периода отмечаются наличие устойчивых форм, образцов, по которым совершалось делопроизводство. В частности, по единому образцу писались наказы воеводам из приказов, включавшие следующие части:

-       вступление в должность нового воеводы, порядок приема должности от прежнего воеводы;

-       постановления о финансовом управлении;

-       отношение воеводы к местному обществу и выборным должностям;

-       постановления о полицейской деятельности воеводы;

-       определение военных обязанностей воеводы, правила его отношения к иноземцам.

Процедура подготовки документов в приказном делопроизводстве включала следующие основные этапы:

-       поступление документа на рассмотрение;

-       подготовка дела к “докладу”;

-       рассмотрение и решение дела;

-       оформление документа, содержащего решение.

Сношения приказов с городами до учреждения почты в 1666 г. осуществлялись с помощью нарочных; ответы воеводам отсылались не с нарочным гонцом, а при случае.

В целом, в приказной период постепенно создается система делопроизводства центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы документов и приемы их составления. С середины XVII в. принимаются некоторые меры для наведения порядка в делопроизводстве, появляются отдельные законодательные акты о порядке документирования и составления частных актов.

 

3.4.    Приказная система по Соборному Уложению.

В 1649г. был создан новый свод законов – Соборное Уложение. Оно не было революцией в законодательстве, т.к. там просто были объединены все действовавшие в этот период законы. Так как главной целью Уложения была именно систематизация правовых норм, то процессуальной стороне внимания было уделено крайне мало. Поэтому по важнейшему документу второй половины XVII,в. нельзя составить полную картину функционирования приказов, однако можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, само Уложение, вернее созыв уложенной комиссии, было результатом восстания в Москве 1 июня 1648 г., когда в течение десяти дней выступали московские посадские люди, поддерживаемые стрельцами. К ним присоединились боярская дворня, холопы и крестьяне, приезжавшие в столицу на заработки. Была выработана челобитная царю, в которой “весь мир” жаловался на коррупцию приказной администрации и притеснения с её стороны. Челобитчики требовали созвать Земский собор, упорядочить законодательство и создать новую Уложенную книгу. Одной из причин таких требований была неупорядоченность и запутанность и запутанность законодательства, влёкшие за собой судебные волокиты, которые усложняли жизнь народу, но способствовали пополнению приказной казны и личному обогащению приказных чиновников, пользовавшихся юридической неграмотностью челобитчиков и имевших возможность накручивать их дела до необъятных размеров и получать крупные суммы денег и в виде взяток нелегально, и в виде различных пошлин легально.

Можно проследить действие следующих приказов: Большого прихода, Большого дворца, Земского, Монастырского, Новой четверти, Патриаршего, Печатного, Поместного, Посольского, Разбойного, Разрядного, Сибирского, Стрелецкого, Судного и приказа Холопьего суда и Казанского дворца. Полностью система их функционирования, впрочем, не прописана, что можно объяснить тремя обстоятельствами. Во-первых, в Уложении нет конституционных норм, содержащих правовые основы структуры, компетенции и функционирования органов государственной власти. Те из них, которые сложились задолго до Уложения, подразумевались само собою действующими на основе сложившейся системы компетенции. Лишь в тех случаях, когда вводились новые органы управления или компетенция ранее возникших обретала особо важное значение для государства, Уложение уделяло им специальное внимание (Монастырский, Печатный, Стрелецкий, Новая Четверть). Во-вторых, многие приказы были одновременно и административными, и судебными органами. Детальное освещение в Уложении судопроизводства и процессуальных вопросов не могло не привести к упоминанию о деятельности прежде всего тех приказов, в обязанность которых входил разбор дел в соответствии с их отраслевым или территориальным назначением. В-третьих, крупнейшие из приказов – такие как Поместный, Холопий и Разбойный – не могли быть не указаны по своему прямому назначению в силу того, что в Уложении уделено большое внимание поместно-вотчинному землевладению, правам феодалов на крестьян и холопов и борьбе с татьбой и разбоем.

Посольский приказ оформлял выезд за рубеж, чему посвящена VI, глава, в которой определяется когда надо, и когда не надо оформлять проезжие грамоты. Приказ имел право выдавать разрешения только на выезд в государства, в которых Россия находилась в мирных отношениях, поэтому можно говорить о том, что приказ определял с какими странами Москва живёт в мире и с кем выгодно и невыгодно иметь сношения. Так как сохранение мира – одна из важнейших задач, то русских подданных, совершивших в дружественной стране “лихое дело”, т.е. убийство, разбой или грабёж, также судили в приказе или на месте (воевода).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.