Оригинальный текст федеральной конституции не содержал в себе особой статьи или раздела, посвященного гражданским правам и свободам, хотя о некоторых из них в основном законе содержались отдельные предписания. Подобного рода забвение гражданских прав и свобод вызвало огромна недовольство демократически настроенных слоев населения и даже поставило под угрозу ратификацию конституции. Уже в июне 1789 г. в первый конгресс, созванный на основе конституции по предложению Д. Мэдисона были внесены первые 10 поправок, которые к декабрю 1791 г. были ратифицированы штатами и одновременно вступили в силу. Поправки, составляющие Билль о правах, равнозначны по своему значению для определения правового статуса американского гражданина. Поправка X вообще не касалась гражданских прав, IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией. Поправка III, регулировавшая порядок постоя солдат в мирное и военное время, в современную эпоху стала анахронизмом. В остальных 7 поправках говорилось о политических и личных правах и свободах. Так, поправка I говорила о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями; II поправка гарантировала народу право хранения и ношения оружия; IV поправка провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества. В поправке V говорилось о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности. Поправки VI, VII и VIII были посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.
Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время следует иметь в виду, что этот документ, как и сама конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах. Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда. детализированы в сотнях актов Конгресса.
К моменту вступления в силу Конституции 4 марта 1789 г. (в этот же день собрался на свою первую сессию первый Конгресс США) вновь созданная федеративная республика, раскинувшаяся вдоль Атлантического побережья на 2 тыс. миль, переживала трудное время: конфедерация оставила после себя пустую казну и государственный долг; хотя таможенные пошлины были введены, но не было аппарата для их сбора; аппарат исполнительной власти отсутствовал так же, как и федеральная судебная система; армия состояла всего лишь из 672 офицеров и солдат. И это — в условиях социальных неурядиц, экономического хаоса, сепаратистских тенденций. Международная обстановка была также весьма сложной и чреватой опасностями.
После 30 апреля 1789 г., когда в должность первого президента США вступил Дж. Вашингтон, в спешном порядке создается аппарат исполнительной власти. Принимаются законы о создании первых департаментов — государственного, военного и финансового. Учреждается должность генерального атторнея. В феврале 1790 г. собирается на свое первое заседание Верховный суд.
В сентябре 1789 г. Конгрессом принимается Закон о судоустройстве, который закладывает юридическую базу федеральной судебной системы. Согласно этому закону, Верховный суд состоял из главного судьи и 5 ассоциированных судей (впоследствии численность Верховного суда неоднократно менялась, но с 1869 г. она неизменна — 9 судей). США были разделены на 13 судебных районов, которые, за исключением Мэна и Кентукки, объединялись в три судебных округа. Таким образом, учреждалась трехзвенная судебная система федерации, организационно не связанная с судебными системами отдельных штатов. Кроме того. Закон 1789 г. заложил основы атторнейской службы США.
Огромное значение для судебной власти США имело решение Верховного суда по "делу Мэрбери против Мэдисона", вынесенное в 1803 г. Суть дела такова. Некий В. Мэрбери попросил суд издать судебный приказ, обязывающий государственного секретаря Дж. Мэдисона выдать ему патент на занятие должности мирового судьи в федеральном округе Колумбия, на которую он был должным образом назначен. Рассматривая это дело, верховный судья Дж. Маршал пришел к заключению, что ст. 13 Закона о судоустройстве 1789 г., уполномочивающая суд издавать подобного рода приказы, противоречит предписаниям Конституции США. Таким образом, был сформулирован принцип «любой закон, противоречащий конституции, ничтожен», который был положен в основу доктрины и практики конституционного надзора.
В первые три десятилетия закладываются основы статутного права федерации. Конгресс принимает в 1789 г. "пакет законов", в который вошли Закон о натурализации, Закон об иностранцах, Закон о враждебных иностранцах, Закон о мятеже. Последний предусматривал наказание по суду за преступный сговор с целью свержения правительства, за распространение порочащих сведений о правительстве США, конгрессе и президенте. Этот закон явно противоречил предписаниям Декларации независимости и Билля о правах.
В первые два десятилетия после вступления в силу конституции были приняты XI и XII поправки. Первая из них, принята по настоянию сторонников ограничения власти союза и расширения прав штатов в 1795 г., устанавливала иммунитет штатов от судебного преследования со стороны граждан другого штата или иностранцев. XII поправка (1804) дополнила процедуру избрания президента, введя раздельное голосование за кандидатов в президенты и вице-президенты.
Правомерно ли рассматривать дело Сидорова в военно-полевом суде?
Основывалось ли требование командира дивизии на законе?
19 августа 1906 года Совет Министров России принял "Положение об учреждении военно-полевых судов". Они вводились в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны. Учредителями судов были генерал-губернаторы и главнокомандующие. Процесс проходил при закрытых дверях и в течение не более двух суток. Приговор был окончательным и приводился в исполнение не позже суток. Суду могли быть подвергнуты и гражданские лица.
Принятие положение о военно-полевых судах было вызвано прошедшим декабрьским восстанием 1905 года для усиления органов власти. В компетенцию военно-полевого суда входили дела, по которым преступное деяние являлось на столько очевидным, что нет надобности в его расследовании.
В феврале 1906 года было издано "Мнение Государственного совета об установлении уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений и должностных лиц". Объективная сторона этих преступлений этих преступлений заключалась в распространении сведений, "возбуждающих в населении враждебное к ним (правовым установлениям и должностным лицам) отношение; "возбуждающих общественную тревогу слухами о правительственных распоряжениях, общественных бедствиях"; "возбуждающих вражду между классами населения, между сословиями, хозяевами и рабочими"[4].
6 августа 1914 года Австрия объявляет войну России, в результате чего начинается мобилизация военнообязанных в армию. Россия, по сути, перешла на военное положение, которое не было отменено даже при Временном правительстве.
12 июля 1917 года Временное правительство приняло постановление "О введении смертной казни на фронте и об учреждении "военно-революционных" судов". В постановлении оговаривались преступления, за которые "военно-революционный" суд назначал смертную казнь, а именно за:
- военную и государственную измену;
- побег к неприятелю;
- бегство с поля сражения;
- самовольное оставление своего места во время боя и уклонение от участия в бою;
- подговор, подстрекательство или возбуждение к сдаче, бегству или уклонению от сопротивления противнику;
- сдачу в плен без сопротивления;
- самовольную отлучку с караула в виду неприятеля;
- насильственные действия против начальников из офицеров и из солдат;
- сопротивление исполнению боевых приказаний и распоряжений начальника, явное восстание и подстрекательство к ним;
- нападение на часового или военный караул, вооруженное им сопротивление и умышленное убийство часового;
- умышленное убийство, изнасилование, разбой и грабеж лишь в войсковом районе армий.
Стоит отметить, что "военно-революционный" суд мог рассматривать дела только по вышеуказанным преступлениям.
Исходя из выше перечисленных документов вопрос о правомерности рассмотрения дела Сидорова в военно-полевом суде и о требовании командира дивизии, применить к солдату Сидорову смертную казнь решается следующим образом:
Во-первых, преступления и правонарушения, совершенные в военное время военнослужащим, рассматриваются только военно-полевым судом, если они не относятся к преступлениям, перечисленным в постановлении Временного правительства "О введении смертной казни на фронте и об учреждении "военно-революционных" судов". А оскорбление членов Временного правительства к таким преступлениям не относиться.
Во-вторых, командир дивизии не вправе требовать смертную казнь, т.к. оскорбление членов Временного правительства не является преступлением, за которое можно назначить смертную казнь.
Правомерны ли действия судьи?
Какое наказание может ожидать Грина, если станет известно, что ранее он уже задерживался за выпрашивание милостыни?
Расцвет фланерской шерстяной мануфактуры привел к настолько бурному развитию овцеводства в Англии, что превращение пашни в пастбище стало лозунгом феодалов. Жилища крестьян и целые деревни сносились ради новых выгод, и масса людей обращалась в бездомных бродяг.
Чтобы уменьшить количество бродяг в 1572 году принимается акт о наказании бродяг и оказании помощи бедным и нетрудоспособным[5] – это акт относиться так называемому кровавому законодательству Англии.
В этом акте говорилось о том, что:
- лица свыше 14 лет, взятые за выпрашиванием милостыни, должны быть заключены в тюрьму до следующей сессии;
- для полного определения того, какие лица должны считаться в силу этого акта праздношатающимися, бродягами и упорными нищими и нести наказание за свой беспутный образ жизни, ныне объявляется и устанавливается властью настоящего парламента: …всякое лицо или лица, здоровые и крепкие телом и способные работать, не имеющие земли или хозяина, не занимающиеся какой-либо законной торговлей, ремеслом или профессией для снискания средств к существованию и которые не могут объяснить, каким законным путем они добывают себе пропитание; все фехтовальщики, вожаки медведей, актеры и менестрели, не принадлежащие какому-нибудь барону этого королевства или какой-либо особе высшего ранга, все жонглеры, разносчики, паяльщики и мелкие торговцы, которые бродят, не имея разрешения по меньшей мере двух мировых судей; все чернорабочие, здоровые телом, праздношатающиеся и отказывающиеся работать за ту разумную плату, какая установлена и обычно дается в тех местах, где таким лицам приходится жить; и все лица, выпущенные из тюрем, которые просят вспомоществования или идут к себе на родину, или к друзьям, не имея разрешения от двух мировых судей той области, где они были освобождены, — все такие лица должны быть почитаемы за бродяг и упорных нищих, предусмотренных настоящим актом…
На основании ваше изложенного акта задача решается следующим образом:
Во-первых, так как Джимми Грину было пятнадцать лет, то его можно было задержать и заключить в тюрьму до следующей сессии как праздношатающегося на основании акта о наказании бродяг и оказании помощи бедным и нетрудоспособным. Поэтому судья поступил правильно.
Во-вторых, если судье стало бы известно о том, что Джимми Грин ранее уже задерживался за выпрашивание милостыни, то наказанием Грину было бы задержание и заключение его под стражу до следующей сессии.
1. Исаев И.А., История государства и права России, М., 1996 год.
2. Хрестоматия по истории государства и права СССР (дооктябрьский период), М., 1990 год.
3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран, М., 1984 год.
4. Всемирная сеть ИНТЕРНЕТ.
[1] Жидков О.А., История государства и права зарубежных стран., М., 1991., С. 33
[2] Жидкова О.А., История государства и права зарубежных стран, М., 1991., С. 34.
[3] Жидкова О.А., История государства и права зарубежных стран, М., 1991., С. 36.
[4] Исаев И.А., История государства и права России., М., 1996., С. 312.
[5] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран., М., 1984.
Страницы: 1, 2, 3, 4