Рефераты. Эволюция государственного строя США с 1776 года до середины XIX века + две задачи

Конфедерация Соединенных Штатов Америки не была государст­вом в собственном смысле слова. Она представляла собой не союзное государство, а союз самостоятельных государств. Поэтому статьи кон­федерации представляют собой некую разновидность международного договора, а не основной закон единого государства. Хотя конфедера­тивный союз суверенных американских штатов и не был государством в собственном смысле слова, но в его рамках были заложены некото­рые экономические, политические и психологические основы той аме­риканской государственности, юридической основой которой явилась Конституция 1787 г.

Статьи конфедерации не установили   единого   гражданства. В ст. IV говорится о "свободных жителях каждого из этих штатов", о "свободных гражданах в различных штатах" (из числа их исключаются не только рабы, но и пауперы, бродяги и лица, уклоняющиеся от правосудия), а не о гражданах союза.

"Для более удобного управления делами соединенных штатов" согласно статьям конфедерации учреждался Конгресс (фактически со­хранялся старый Континентальный конгресс), в состав которого вхо­дили делегаты (от двух до семи), ежегодно назначаемыми штатами в установленном ими порядке. Делегаты могли быть в любое время ото­званы и заменены другими. Каждый штат в Конгрессе имел один го­лос. В случае раскола (например, два — за, два — против) делегация теряла свой голос. Конгресс не был парламентом в обычном для того времени понимании. Он представлял собой "собрание дипломатов", а делегаты были не депутатами, а "дипломатическими агентами".

Конгресс формально обладал всеми внешнеполитическими полномочиями. Он объявлял войну и заключал мир, посылал и назначал послов, заключал международные договоры, управлял торговлей с индейскими племенами. Во внутренней сфере его полномочия были весь­ма скромными. Достаточно сказать, что он не имел права налогооб­ложения и тем самым был лишен собственной финансовой базы. Все военные и иные мероприятия Конгресса финансировались штатами. Хотя он формально имел право устанавливать "стандарты денежных единиц", фактически штаты чеканили собственную монету. Таким об­разом, узость объема полномочий усугублялась организационным бес­силием Конгресса (для принятия наиболее важных решений необхо­димо было согласие 9 штатов из 13).

Конгресс после победоносного завершения войны за независимость принял знаменитые Северо-Западные ордонансы 1784, 1785 и 1787 гг., которые создали юридическую базу для территориальной экспансии США и установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз.

Принятие конституции США было обу­словлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами. Развал "вечного Союза", чудовищ­ный партикуляризм, экономический хаос, угроза гражданской войны — все это требовало создания единого государства на базе 13 практиче­ски независимых штатов.

В февраля 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального Конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмотреть Статьи конфедерации. Од­нако конвент пошел дальше, он принял конституцию.

Филадельфийский Конвент представлял собой небольшую, но вну­шительную коллегию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами Конг­ресса, остальные имели опыт политической деятельности в своих шта­тах. Все делегаты конвента были состоятельными людьми. В его со­став входили выдающиеся деятели эпохи.

Делегаты Конвента совершенно четко представляли важность поставленных перед ними задач – остановить дальнейшее развитие рево­люции, создать "более совершенный союз" и гарантировать права соб­ственников.

В конституции отсутствуют некоторые важные политико-правовые принципы, содержащиеся в Декларации независимости, конституциях штатов и Статьях конфедерации. В ней нет упоминаний о суверенитете штатов, о праве народа на восстание, о естественных правах чело­века, об общественном договоре. В этом отношении она сделала шаг назад по сравнению с практикой и идеологией предшествующего революционного периода. Тем не менее для своего времени она была, безусловно, революционным документом и оказала огромное влияние на развитие конституционализма во многих других странах мира.

Американская конституция в том виде, в каком она была одобре­на конвентом и затем ратифицирована, представляет собой весьма краткий документ. Он состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько с учетом своего собственного опыта. Следует особо подчеркнуть, что учредители конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей. Согласно их взглядам, власть еди­на, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий, чреватой ус­тановлением тирании одной ветви власти, (конституция устанавливала систему, "сдержек и противовесов", которая покоится на следующих основополагающих началах.

Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти — Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым образом. Па­лата представителей избирается народом, т. е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников. Сенат — легислатурами штатов. Президент — носитель исполни­тельной власти, избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые избираются населением отдельных штатов, наконец, высший орган судебной властиВерховный судформируется совместно с сенатом.

Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий. Палата представителей избирается на два года. Сенат не имеет срока полномочий, поскольку каждые два года он переизбирается на одну треть. Президент избирается на 4 года, а чле­ны Верховного суда занимают свои должности пожизненно.

Такой порядок, по мысли "отцов-основателей", должен был обес­печить каждую из ветвей власти определенной самостоятельностью по отношению к другим и не допустить одновременного обновления их состава, т. е. добиться устойчивости и преемственности верхнего эше­лона федеральной государственной машины.

В-третьих, конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим конгресс, получил право как суверенный законодательный орган от­клонять любые законопредложения президента, включая финансовые, которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Сенат мо­жет отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется согласие двух третей сената. Конгресс, на­конец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.

Важнейшим конституционным средством воздействия президента на Конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодо­лено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые пре­зидентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.

Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это значит, что предложенные президентом кандида­туры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Конституция создала предпосылки для при­своения Верховным судом права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как Конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процеду­рой импичмента, которая осуществлялась обеими палатами Конгресса.

Система "сдержек и противовесов" должна была не только преду­предить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти.

Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего понятия в ее тексте нет. Федерация явилась результатом классового компромисса буржуа и ра­бовладельцев, напуганных народными волнениями и конфедеративной неурядицей.

Американская конституция положила в основу федерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого установилась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми ого­ворками и уточнениями) относилось к ведению штатов. Предписания первоначального текста вскоре были уточнены X поправкой 1791 г., в которой провозглашалось: "Полномочия, не делегированные Соединен­ным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом".

Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства фе­дерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласила принцип верховенства феде­рального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а именно положение о том, что в случае коллизии зако­нов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федерально­му праву. Эта конституционная норма является краеугольным камнем всего здания американского федерализма.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.