38. Образование германской империи и конституции 1871г. Особенности государственного устройства и правовой системы.
К середине XIX в. существовала дилемма: объединиться под началом Франкфуртской Конституции от 20 марта 1849 г. или объединиться под началом одного из крупнейших государств (Австрия, Пруссия). К этому времени Союз германских государств включал в себя одну империю (Австрию), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), десятки герцогств и княжеств, вольные города.
По Франкфуртской конституции Германия была федерацией земель во главе с императором. Парламент (рейхстаг) состоял из двух паллат – Палаты государств, избираемой на шесть лет и заполняемой по принципу неравного представительства (40 депутатов от Пруссии, 38 – от Австрии, 18 – от Баварии, 10-от Саксонии, два от Гамбурга и по одному от большинства герцогств и княжеств), и Палаты Народа (нижней палаты), которая избиралась на три года. Основные немецкие государства имели свою конституцию, правительство, чиновничью иерархию. Планировалось также создание Имперского суда.
Однако, этот путь зашел в тупик: оба императора отказались от предложения, после чего самих депутатов Учредительного Собрания разогнало правительство Вюртемберга. Поэтому объединение пошло вокруг Пруссии, прежде всего благодаря усилиям канцлера Отто фон Биссмарка. Он провел курс на милитаризацию страны, вследствие чего Пруссия с большим успехом провела войну против Австрии (1866) и Франции (1870).
Сразу же после победы над Австрией был образован Северо-Германский союз, в который вошли все северные, ряд западных и южных немецких государстви который обеспечивался экономической и военной мощью Пруссии. После победы над Францией и коронования германского императора в Версальском дворце была подготовлена и введена в действие Конституция Германской Империи от 16 апреля 1871 г. Она представляла собой конституцию федерации 22 монархий и трех вольных городов (Любек, Гамбург, Бремен) при общем главенстве Пруссии, которой было предоставленно 17 из 58 голосов в Союзном совете (бундесрате), тогда как для приостановки движения какого-либо законопроекта достаточно было всего 14 голосов. Главой империи стал король Пруссии – самого большого из объединившихся государств (свыше половины всей территории и 60% населения) Он был главнокомандующим вооруженными силами, назначал всех высших имперских чиновников, включая главу правительства – канцлера. Он же назначал делегатов в верхнюю палату.
Нижняя палата – рейхстаг – избиралась на три года (после 1887 – на пять лет), обладала малозначительными законодательными полномочиями и не имела никакого влияния и контроля над министрами и “руководящим министром” - канцлером.
Основные черты германской союзной империи: все участники были монархиями, а не республиками; нежелание субъектов федерации подчиняться центру; неравномерность могущества отдельных государств.
39. Образование Веймарской республики. Германская конситуция 1919г.
В ноябре 1918 г. в Германии произошла революция, в ходе которой она некоторое время называлась даже “социалистической республикой”. Под значительным давлением социалистов была составлена и принята учредительным собранием 11 августа 1919 в Веймаре Конституция федеральной республики.
Конституция объявило государство республикой, но сохранила при этом прежнее название – Германская Империя. Германия была федерацией 18 земель, а не “союз династий”.
Особенности федерализма третьего рейха:
1- Конституция определяла круг исключительного ведения империи: Внешние соглашения, Военное, Монетное, И таможенное дела, Почта и телеграф, Вопросы гражданства и эмиграции, Установление общих оснований отраслей права.
2- Определения области конкурирующего законодательства – гражданское и уголовное право с подотрослями; вопросы регулирования правовых аспектов использования авиации, железных дорог и нек. Др.
3- Правомочия земель: Право заключать от своего имени публично-правовые договоры с иностранными государствами (при согласии центра), Право судиться с императорской властью и друг с другом на равной стороне, Право на федеральное представительство в Имперском Совете (рейхсрате), у которого были значительные полномочия в области контроля за законодательством и указанной властью имперского правительства.
Таким образом, Германия относится к разряду союзных государств, хотя существует большая власть центра и весьма малая самостоятельность земель, напоминающим по возможностям автономные области в унитарном государстве.
Во главе государства стоял президент, избираемый на семь лет с неограниченным сроком переизбрания. Он ведал международными делами, производил назначения на высшие должности, имел право отлагательного (суспензивного) вето сроком на месяц, а также право помилования. Также он наделялся правом применять все меры, в том числе принудительные, с использованием вооруженных сил, которые “необходимы для восстановления порядка”.
Президент назначал премьер-министра (канцлера), которому доверялось и поручалось “формулирование основных принципов политики правительства”.
Парламент был двухпалатный и состоял из рейхстага (460) и рейхсрата (65), или Имперского совета.
Судебная власть была увенчана Верховным Судом. Все чрезвычайные суды упразднялись и не допускались.
40. Национал-социализм в Германии. Юридические особенности прихода националистов к власти.
41. Фашисткая диктатура. Корпоративное государство 1934-1936г.
42. Японская конституция 1946г. Государственный строй, политический режим, судебная власть.
43. Итальянская республика. Конституция 1948г. Государственное устройство и правовая система.
44. Государство и право Федеративной республики Германии, Особености конституционного строя. Воссоединение Германии.
45. Американское законодательство в период между мировыми войнами. Социальное направление и результаты реализации.
Послевоенное десятилетие – период относительной стабильности, рост перспективных отраслей (автомобильная, техническая, химическая)
- 1929-1932 – тяжелый спад производства, безработица. Великая Депрессия.
- “Новый курс” Рузвельта: Реформирование административной и частично судебной власти, Экономическое планирование, Законодательное регулирование экономики по отраслям (кодексы честной конкуренции – распределение рынков сбыта, цены на продукцию, продолжительность рабочего времени, размеры заработной платы), мероприятия по уменьшению безработицы, снижение отрицательных последствий безработицы (создание “трудовых лагерей”), легализация деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне, право на забастовки, закон о социальном страховании (основы современного социального законодательства).
46. Между народное право после 2-ой мировой войны. Создание ООН.
После окончания Второй мировой войны в 1945 г были достигнуты значительные успехи в деле налаживания мирного сотрудничества народов в рамках Организации Объединенных Наций.
Декабрь 1948 г. Утверждена Всеобщая декларация прав человека ООН
определила новые стандарты в области права
Согласно прежним стандартам: человек не обладает никакими иными правами, кроме предоставленных законодательством и правительством своей страны., Признавалось отсутствие внешних правовых норм, влияющих на правительство и страну в целом – государство само себе хозяин.
После принятия Всеобщей декларации прав: государства, входящие в ООН принимают на себя юридические обязательства в отношении правил обращения со своими гражданами., Обязательства и защита в отношении этнических и религиозных меньшинств, проживающих на территории государства.,право народов на самоопределение, т. е. на обособленное и независимое существование.,право на выбор формы правления (в основном народы в колониальной и иной внешней зависимости и подчинении).
Разработка философских оснований концепции прав человека: известные философы и юристы стран Запада и Востока — Ж. Маритен, Ганди, С. И. Гессен., Все возрастающий перечень прав и свобод человека в современных послевоенных конституциях., 3 поколения прав человека.
Права первого поколения прав человека, период первых социальных и политических революций XVII—XVIII вв.: право на жизнь, запрет жестокого и бесчеловечного наказания, рабства принудительного труда, свобода мысли и выражения своих взглядов, выбора религиозных взглядов и передвижения, право быть признанным физическим лицом перед законом, запрет на произвольное и незаконное вмешательство в личную жизнь, право на мирные собрания и на свободу ассоциаций, право на личную безопасность, запрет на обратное действие законов.
Права второго (послевоенный период) поколения:гарантирование каждому человеку права на: образование и социальное страхование, на создание профсоюзов, на проведение забастовки, на обеспечение физического и психического здоровья, гарантирование равноправия женщин, детей и меньшинств, запрет дискриминации на основе пола, расы, религии, особые гарантии особым социальным группам (лица под стражей; коренные жители страны трудящиеся-мигранты инвалиды и др.).
Права третьего поколения: право на: мир, развитие, чистую и здоровую среду обитания.
47. Развитие конституционализма и парламентской системы в Восточной Европе после падения советского блока.
48. Китайская Народная Республика. Политический режим и государственное устройство. Особенности конституции.
- 1949 г. – основа гос. власти – “китаизированный марксизм” – демократическая диктатура народа (не пролетариата)
- задачи компартии: завершение народно-освободительной борьбы, завершение объединения страны, ликвидация привилегий империалистических стран в Китае, осуществление аграрной реформы, наыционализация бюрократического капитала, защита интересов всех основных слоев общества
- конституция 1954 г. (включены положения о переходном периоде к социализму – социалистические преобразования и социалистическая индустриализация)
- попытка форсированного экономического преобразования – “Большой скачок”: деревня пала жертвой утопического эксперимента (обобществление собственности крестьян, строгая регламентация жизни, деспотизм в отношении членов коммуны)
- смерть председателя компартии Мао Цзедуна – 1976 год- смягчение репрессивного курса
- новые реформы в экономической, политической, технологической, военной областях: развитие экономики, модернизация сельского хозяйства, промышленности, науки, техники, национальной обороны, успехи (ежегодный прирост производства 12%-13%), разграничение функций партийных и правительственных органов, развитие демократии и гласности, перестройка избирательной системы, децентрализация: перераспределение властных полномочий от государства к обществу, от центра к местным учреждениям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10