Рефераты. Билеты к экзамену по истории государства и права зарубежных стран (Шпаргалка)

Билеты к экзамену по истории государства и права зарубежных стран (Шпаргалка)

1.       Государство и право Древнего Египта.

Единое государство сложилось ~5 000 лет назад, оно просуществовало 3 000 лет.

Население сложилось из объединенных хаттских племен.

- политическая власть сосредоточена в одном центре

- права и собственность определяются центральной властью

- собственность слабо гарантирована

- в обществе и государстве преобладает произвол (деспотизм фараона)

Социальная иерархия: Фараон - сын Ра, Везир - чатти, Жрецы, высшие вельможи, Чиновники, Стражи, Земледельцы (общинники), Рабы

Общественные институты: Община, патриархальная семья, управляющие сословия: чиновники, жрецы, писцы, контролеры.

Жрецы были самыми уважаемыми, они составляли законы, которые не дошли до нас.

Историю Древнего Египта подразделяют на 5 периодов:

1- Раннее царство (3200-2778): общественное землепользование, во главе стоял номарх. Вначале это царсто состояло из двух частей - Верхнего и Нижнего Египта.

2- Древнее царство (2778-2260): возникает централизованное государство.

3- Среднее царство (2040-1786): расцвет, век строительства пирамид, расслоение общины. Возникают крупные поселения, станивящиеся городами-государствами - номы. Соперничество номов привело к ослаблению Египта.

4- Новое царство (1580-1085): возвышение жречества и деспотии.

5- Позднее царство (1085-332): время упадка, соперничество жречества и вельмож, внешние агрессии. Завевание Египта Александром Македонским.

Своды Египетских законов до нас не дошли, о них дошли только предания: о законах Менеса, о реформах Бокхориса и некоторых других событиях. Но можно сказать, что для них был характерен принцип соразмерности наказания, истины и справедливости. Казуистичное изложение законов. Развитая письменность.

Право: Выводили законодательство из божественных установлений. Равноправие мужчин и женщин в частных и публичных сферах жизни. Женщина могла владеть собственностью, быть стороной в договоре, вести дело в суде, завещать. Наследование осуществлялось по закону, собственность переходила старшему сыну. Договоры излагались письменно.

Суд: Главной целью судебного разбирательства было пресечение возможности повторного преступления. Наказания отличались жесткостью.

В 1500 г. до н. э. Развилось жречество  и захватило в свои руки разные стороны управления  (в том числе и суд). Государство  в  государстве. Столкновение жречества и светской власти было только  вопросом  времени.

Книга Мертвых – представление суда над человеком в загробной жизни за деяния при жизни. Книга Мертвых полностью описывает судебный процесс.


ИНДИЯ

Особенность в соц структуре - каста, варна.

Древние цивилизации на территории Индии: Махенджидагра и Хараппа - города. К 18 в. Харапская цивилизация в упадке.

К концу 1 в д н э есть государство. В основе ведическая религия. Создается единое государство. Варны - замкнутые сословные группы. Между варнами запрещ брак. (жрецы, воины, светская элита).

Вайшью - основная масса населения (производители).

Вудры - не участвовали в отправлении соц нужд.

Было мягкое рабство, они имели право собственности, наслед, семья.


2.       Основные институты государства и права Древнего Рима.

Основание Рима – Ромул, Рэм – 763 до н.э.

Патриции – члены старейших римских родов.

Выделяются богатые аристократические семьи – у них земля. Появляются клиенты из обеднелых общинников, пришельцев, отпущенных рабов (их принимают в родов, они лично свободны, ограничены в правах, под покровительством патронов из патрициев – за это оказывают им имущественные и личные услуги).

Плебс - пришлое население + разорившиеся, потерявшие связь с общиной: они свободны, ограничены в имущественных правах и личных, могли получать земельные наделы из свободной части общинного земельного фонда, не вступают в брак с членами общины, не участвуют в управлении ей.

Во главе римской общины стоял выборный вождь – рекс. Его полномочия ограничены – сводились главным образом к военным, жреческим, судебным.

Мог издавать общеобязательные постановления.

Сенат – орган управления, совет старейших родов.

Общие вопросы рассматривались на народном собрании, но его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом.

Народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции), имела 1 голос.

Борьба плебства за равноправие разрушает основы родового строя à на смену полису, как политической общине, приходит государство. Это связывают с реформами Сервия Туллия – 6 в. до н.э.

Реформы Сервия Туллия: Положил в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы, Всех свободных разделили на имущественные разряды, по размеру земельного надела (отдельно всадники и безземельные), Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин – из них центурии (сотни), Деление  свободного населения по территориальному принципу, Ломка родового строя, теперь территориальное деление и имущественное различие, Плебеев допустили к участию в центуриатном и трибунном народных собраниях

Плебейский трибун – учрежден в 494 до н.э. – ограничить произвол должностных лиц, избирались плебеями до 10 человек: не имели управленческой власти, обладали права veto на распоряжение любого должностного лица и сената.

451-450 – издание 12 таблиц – ограничили возможности патрицианских магистратов произвольно толклвать нормы обычного права

4 в до н.э. – плебеи получили право на занятие государственных должностей – закон Лиция и Секстия – один из двух консулов от плебеев.


3.       Государственность республиканского Рима.

509 до н.э. – изгнане последнего рекса – Тарквиния Гордого – установился республиканский строй.

Период республики: развитие производства, успешные завоевательные войны, могущественная мировая держава.

Основное социальное деление – свободные и рабы. Свободные граждане – квириты.

Аграрный закон 3 до н.э. – утвердил частную собственность.

 Правовое положение личности характеризовалось тремя статусами – свободы, гражданства, семьи. Только тот, кто имел все три статуса – имел полную правоспособность. (участвовать в народном собрании, занимать государственные должности, вступать в римский брак, участвовать в имущественных правоотношениях).

Пекулии – часть имущества хозяина, которую он пердоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Наследственное положение.

Колоны – не рабы – это арендаторы земли, попадавшие в экономическую зависимость от землевладельцев, прикреплявшиеся к земле: Было личное имущество, заключали договоры, брак, со временем это наследственное положение.

Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов. Их бывший господин превратился в их патрона – материальные и трудовые повинности.

Свободное население рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов).

Статус семьи.

Домовладыки – полная политическая и гражданская правоспособность.

Остальные – находились под его властью, приобретали имущество для него.

Ограничение в частном праве не влияло на их положение в публичном.

Постепенно могут приобретать имущество.

Государственный строй.

В период республики: Размеры гос увеличиваются, Это почти не отразилось на структуре органов высшей гос власти.

Высшие органы: народные собрания (центуриатные, трибутные, куриатные), сенат, магистратуры.

Центуриатные собрания: играли главную роль, перобладали интересы аристократии и богатых рабовладельцев, принимали законы, избирали высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны, рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания: делились на плебейские и патрицианско-плебейские, поначалу компетенция ограничена, избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.), рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафов.

Плебейские собрания: избирали плебейского трибуна, с 3-го в до н.э. – право принятия законов.

Куриатные собрания: после реф Сервия Туллия потеряли былое значение, Лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, В конце концов заменены собранием тридцати представителей курий – ликторов.


Народные собрания созывались по усмотрению высших должностных лиц

До 3-го века до н.э. их решение должно было утверждаться сенатом.

Сенат: Играл важную роль, Вначале их было 300, Не избирались, Цензоры раз в 5 лет составляли их списки, Формально – совещательный орган, Его постановления – сенатус-консульты, Но его компетенция была обширной, Контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний, потом и плебейских, Утверждал их решения, Контролировал избрание народными собраниями должностных лиц, У него казна государства, Устанавливал налоги, Определял финансовые расходы, Внешнеполитические полномочия, Принимал решение об установлении диктатуры.

Magistratus – республиканские органы высшей власти и управления, которые наряду с народным собранием и сенатом относились к основным опорам государства.

Магистратом формально мог стать любой полноправный гражданин Рима, но поскольку деятельность магистратов не оплачивалась, а путь к высшим должностям был связан с большими затратами, магистратами, как правило, становились члены богатых семей.

Magistratus: cum imperio (с властью imperium) (консул, претор), sine imperio (без власти imperium) (цензор).

imperium – власть которая заключает в себе функции военную, общеадминистративную и уголовную

Magistratus: majores – консулы, преторы, цензоры, minores

Magistratus: курильные – консулы, преторы, цензоры, курильный эдил, некурильные

Для магистратур характерны три принципа: годичность – избирались на один год (исключение: dictator); этот срок продлевался лишь в некоторых случаях (prorogatio); один и тот же пост магистрат мог занимать по истечении 10 лет. коллегиальность (collega – совместно избранный) – все магистратуры были коллегиальными, как правило двухчленными, причем каждый магистрат обладал полной властью, которую ограничивала лишь такая же полная власть коллеги, который имел право отменить или запретить любое его официальное действие (право вмешательства – jus intercessionis), но не имел право что-либо ему предписывать (исключение: dictator). последующая ответственность – после сдачи своих полномочий магистрат отвечал за свои действия (могли быть привлечены к суду за дурное пользование властью).

Права римского магистрата (принадлежали в полной мере не каждому магистрату): право вносить в сенат relationes (сообщение консула или претора, открывавшее заседание сената), право вносить в народное собрание rogationes (предложения), право издавать общеобязательные распоряжения, высшее военное командование, высшая административная и политическая власть (уголовная юрисдикция, участие в гражданском суде, полицейская власть).

Консул. Власть царя сменилась на власть двух консулов, которые сменялись (избирались) ежегодно. Консульство (высшая магистратура) до 367 г. были доступны только патрициям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.