Рефераты. Билеты к экзамену по истории государства и права зарубежных стран (Шпаргалка)

16 (1913г.) - позволяла Конгрессу собирать подоходные налоги

27 (1992г.) - запрещала текущему составу  Конгресса  повышать  себе жалование.

2) поправки, изменяющие систему выборов:

12 (1804г.)- устраняла положение, по которому Президентом и Вице-президентом могли стать представители противоборствующих политических партий. Теперь за кандидатов в Президенты и Вице-пре-зиденты выборщики голосовали отдельно.

14 (1866г.)- предоставляла избирательные права всем гражданам США мужского пола старше 21 года

15 (1870г.)- запрещала ограничение избирательных прав "в связи с расой, цветом кожи или прежним нахождением в рабстве".

17 (1913г.)- уточняла требования к выборщиком сенаторов и устанавливала процесс замещения вакансий в Сенате.

19 (1920г.)- дала избирательные права женщинам

23 (1955г.)- предоставляла избирательные права жителям округа Колумбия

24 (1964г.)- запрещала ограничение избирательных прав из-за неуплаты избирательного или любого другого налога

26 (1971г.)- снизила возрастной ценз до 18 лет

В результате этих поправок в США сложилась современная избирательная система.

3)       поправки, уточняющие порядок передачи высшей власти:

20 (1932г.)- ограничивала время пребывания на посту Президента двумя четырехлетними сроками и не более чем двумя годами исполнения обязанностей Президента

22 (1951г.)- была более обширной: она устанавливала время передачи полномочий Президента и Конгресса, порядок замещения должностей Президента и Вице-президента в случае их смерти. В этой статье впервые уста-навливалось, что поправка считается принятой, если будет ратифицированна в течение 7 лет.

4)       поправки, направленные против рабства:

13 (1865г.)- отменяла рабство, сущест-вовавшее в Америке до конца 19 века

14 - давала неграм права

5) поправки о "сухом законе":18 (1919г.)- устанавливала сухой закон

21 (1933г.)- отменяла сухой закон.


27.   Гражданский кодекс Наполеона 1804г. Содержание, значение акта.

 

28.   Третья республика во Франции.

Третья республика – 70 лет с 4.09.1870 (сюда же входит срок существования Парижской Коммуны – 72 дня с 18.03.1871)

-          отсутствие единой конституции; 3 органических закона регулирующие организацию органов гос. власти. Всего 34 статьи: Закон об организации Сената, Закон об организации гос. Власти, Закон об отношениях между гос. Властями.

-          многие вопросы конституционного устройства регулировались текущим законодательством

-          напряженная борьба между монархистами и республиканцами (равное противостояние)

-          президент - на 7 лет (первый президент – маршал Патрис Мак-Магон), обладал полномочиями конституционного монарха

-          палата депутатов и парламент – законодательные функции: палата депутатов – на 4 года, сенат – 75 пожизненных, 225 – избиравшихся на 9 лет.

-          министры – солидарная ответственность за общую политику правительства; индивидуальная – за свои действия

-          период до начала первой мировой войны – рассвет либеральной демократии и парламентаризма

-          начало первой мировой войны – Франция -  вторая по величине держава – метрополия

-          усиление правительственной власти за счет президентской

-          министерская чехарда – за 39 лет правительства сменились 48 раз

-          доктрина регламентарной власти – правительство может издаввать НПА без спец. делегирования ему законодат. полномочий от парламента

-          середина 30х – угроза фашистского переворота

-          победа на выборах антифашистского Народного Фронта (депутаты – социалисты и радикалы - реформаторы)

-          перелом в соц. законодательстве (законы об отпусках, повышении заработной платы, 40 часовая рабочая неделя)

-          октябрь 1946 – принятие новой конституции. Конституция закрепляет создание парламентарной республики (четвертая республика  (стр. 493)), уточняя и расширяя права человека и гражданина (равноправие полов, право на профсоюзы, на труд, на отдых, на забастовки, бесплатное образование)

-          пятая республика (1958 г.) – полупрезидентская республика. Президент возглавляет совет министров, главный главнокомандующий, имеет право оспорить законопроект в парламенте и направить его в конституционный совет, право роспуска Национального Собрания.


29.   Парламентские реформы в Великобритании 1832-1911.

Перемещение полномочий от короны к палате общин. Период парламентской олигархии. Идет упрочнение Кабинета министров.

Кабинет министров

Кабинет бирет свое происхождение из обыкновения первых Стюартов втайне совещаться с узким кругом приближенных.

Постепенно он превращается из послушного орудия короля в учреждение, которое сдерживает короля.

Сперва кабинет не был ответственен.

Избирательные реформы 1832, 1867 и 1884-1885 гг.

(стр. 422-423)

1657 - восстановление палаты лордов.

Рост новых городов, усиление влияния на политику промышленного и торгово-финансового сословий, а также активность партии вигов приблизили проведение реформы - 1832. За ней последовали еще две.

Были осуществлены перемены: произведено перераспределение избирательных округов, расширен круг избирателей, были лишены представительства 56 местечек, сокращены квоты 30 мястечек, высвобожденные 146 мест переданы городам, нрафствам и регионам: Шотландии, Ирландии и Уэльсу, увеличен на 1/3 корпус избирателей, в графствах избирателями стали собственники и арендаторы земли с доходом 10 ф. ст. в год, в городах - собственники и арендаторы домов с тем же размером годового дохода.

à главным цензом стал размер собственности.

В 1835 в Лондоне ассоциация рабочих выдвинула требования по дальнейшему реформированию избирательной системы: всеобщее избирательное право для мужчин, тайное голосование, отмена имущественного ценза для кандидатов, уравнение избирательных округов, вознаграждение за труд депутатов, ежегодные перевыборы парламента.

Развернулось целое движение - чертизм. Их требования изложены в виде петиции парламенту о народной хартии прав.

Далее эти требования были подхвачены профсоюзами. В этой обстановке с инициативами проведения реформ были вынуждены выступить две соперничающие партии. Исполнителем стал кабинет консерваторов во главе с Дизраэли.

Утвердили в 1867: было уменьшено представительство местечек и мелких городов, в городах избирателями стали все владельцы и съемщики домов, уплачивающие налог в пользу бедных.

à Состав избирателей сильно пополнился за счет городских ремесленников и рабочих.

Далее в 1872 г. принимается закон о тайном голосовании (для устранения подкупа избирателей).

В 1883 в развитие этой политики был принят закон, который ограничил суммы расходов на ведение избирательной кампании и о обязывал организаторов представлять публичную отчетность. Уточнили перечень наказаний за нарушение правил проведения избирательных кампаний.

Третья избирательная реформа 1884-1885: уменьшила пестроту избирательных цензов, продолжила политику перераспределения округов в пользу крупных городов.

Практиковалась мажоритарная система выборов (побеждал тот, кто собирал относительное большинство голосов).

Реформа не смогла устранить всех диспропорций между числом избирателей и квотой депутатских мест.


30.   Государство и право 1-ой империи во Франции. Реставрация монархии во Франции (правовой аспект).

Революции предшествовал: финансовый кризис, нищета народа, напряженность во взаимоотношениях короля с основными сословными группами общества.

1787-1788 мятеж аристократии (феодальный бунт), спровоцированный намерением королевского правительства уровнять ее в налогообложении с третьим сословием

“Патриции начали Революцию, плебеи довели ее до конца” Шатобриан

17 июня депутаты третьего сословия, подде6рживаемые низшим духовенством и дворянством, провозгласили себя Национальным собранием, затем переименовались в Учредительное собрание (Конституанту). Вырабатывание конституции.

Король предпринял попытку разгона Конституанты.

1789-1792 – период конституционного течения конфликта между королем и национальными избранниками.

1789

14 июля – штурм Бастилии – начало крушения власти абсолютной монархии

4 августа – упразднение сословных привилегий

26 августа – принятие Декларации прав человека и гражданина (по подобию Декларации независимости США)

22 декабря – административная революция – вместо провинций вводится деление страны на 83 департамента

Декларации прав человека и гражданина

Закрепила естественные права человека.

Права гражданина, основанные на правах человека и верховенстве власти народа.


31.   Революция во Франции. Изменение политического, государственного и правового устройства.


32.   Вторая империя во Франции. Государственно-правовое устройство.

-          он полагал, что рабочий класс нужно сделать собственником

-          затем его идеалом становится полицейское государство

-          итоги второго Бонапартизма:

-          создание централизованной правительственной власти с гораздо более широкими полномочиями императора и превращение “вечных прав человека” в единственное право правителя – повелевать, а всех остальных – повиноваться

-          стало характерным подчинение основных рычагов власти (армии, полиции, администрации) императору

-          режим второй империи способствовал спекуляции, промышленному развитию, экономическому подъему, обогащению буржуазии.

-          коррумпированность лиц, приближенных к императору


33.   Гражданский кодекс Наполеона 1804г. Содержание и значение акта.

Основные предпосылки создания: дореволюционная Франция – страна нескольких разобщенных между собой народов (бретонцев, гасконцев, бургундов, лотарингов). Гражданско-правовые отношения были различны. кодификация была призвана сплотить нацию государства

21 марта 1804 года – кодекс Наполеона: свод единообразных законов, действующих на всей территории страны, особая структура и логики изложения (по институтам), содержал точные юридические определения и условные юридические термины, кодекс заменил собой около 360 сборников местных правовых обычаев, кодекс соответствовал в определенной части Декларации прав 1789 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.