16 (1913г.) - позволяла Конгрессу собирать подоходные налоги
27 (1992г.) - запрещала текущему составу Конгресса повышать себе жалование.
2) поправки, изменяющие систему выборов:
12 (1804г.)- устраняла положение, по которому Президентом и Вице-президентом могли стать представители противоборствующих политических партий. Теперь за кандидатов в Президенты и Вице-пре-зиденты выборщики голосовали отдельно.
14 (1866г.)- предоставляла избирательные права всем гражданам США мужского пола старше 21 года
15 (1870г.)- запрещала ограничение избирательных прав "в связи с расой, цветом кожи или прежним нахождением в рабстве".
17 (1913г.)- уточняла требования к выборщиком сенаторов и устанавливала процесс замещения вакансий в Сенате.
19 (1920г.)- дала избирательные права женщинам
23 (1955г.)- предоставляла избирательные права жителям округа Колумбия
24 (1964г.)- запрещала ограничение избирательных прав из-за неуплаты избирательного или любого другого налога
26 (1971г.)- снизила возрастной ценз до 18 лет
В результате этих поправок в США сложилась современная избирательная система.
3) поправки, уточняющие порядок передачи высшей власти:
20 (1932г.)- ограничивала время пребывания на посту Президента двумя четырехлетними сроками и не более чем двумя годами исполнения обязанностей Президента
22 (1951г.)- была более обширной: она устанавливала время передачи полномочий Президента и Конгресса, порядок замещения должностей Президента и Вице-президента в случае их смерти. В этой статье впервые уста-навливалось, что поправка считается принятой, если будет ратифицированна в течение 7 лет.
4) поправки, направленные против рабства:
13 (1865г.)- отменяла рабство, сущест-вовавшее в Америке до конца 19 века
14 - давала неграм права
5) поправки о "сухом законе":18 (1919г.)- устанавливала сухой закон
27. Гражданский кодекс Наполеона 1804г. Содержание, значение акта.
28. Третья республика во Франции.
Третья республика – 70 лет с 4.09.1870 (сюда же входит срок существования Парижской Коммуны – 72 дня с 18.03.1871)
- отсутствие единой конституции; 3 органических закона регулирующие организацию органов гос. власти. Всего 34 статьи: Закон об организации Сената, Закон об организации гос. Власти, Закон об отношениях между гос. Властями.
- многие вопросы конституционного устройства регулировались текущим законодательством
- напряженная борьба между монархистами и республиканцами (равное противостояние)
- президент - на 7 лет (первый президент – маршал Патрис Мак-Магон), обладал полномочиями конституционного монарха
- палата депутатов и парламент – законодательные функции: палата депутатов – на 4 года, сенат – 75 пожизненных, 225 – избиравшихся на 9 лет.
- министры – солидарная ответственность за общую политику правительства; индивидуальная – за свои действия
- период до начала первой мировой войны – рассвет либеральной демократии и парламентаризма
- начало первой мировой войны – Франция - вторая по величине держава – метрополия
- усиление правительственной власти за счет президентской
- министерская чехарда – за 39 лет правительства сменились 48 раз
- доктрина регламентарной власти – правительство может издаввать НПА без спец. делегирования ему законодат. полномочий от парламента
- середина 30х – угроза фашистского переворота
- победа на выборах антифашистского Народного Фронта (депутаты – социалисты и радикалы - реформаторы)
- перелом в соц. законодательстве (законы об отпусках, повышении заработной платы, 40 часовая рабочая неделя)
- октябрь 1946 – принятие новой конституции. Конституция закрепляет создание парламентарной республики (четвертая республика (стр. 493)), уточняя и расширяя права человека и гражданина (равноправие полов, право на профсоюзы, на труд, на отдых, на забастовки, бесплатное образование)
- пятая республика (1958 г.) – полупрезидентская республика. Президент возглавляет совет министров, главный главнокомандующий, имеет право оспорить законопроект в парламенте и направить его в конституционный совет, право роспуска Национального Собрания.
29. Парламентские реформы в Великобритании 1832-1911.
Перемещение полномочий от короны к палате общин. Период парламентской олигархии. Идет упрочнение Кабинета министров.
Кабинет министров
Кабинет бирет свое происхождение из обыкновения первых Стюартов втайне совещаться с узким кругом приближенных.
Постепенно он превращается из послушного орудия короля в учреждение, которое сдерживает короля.
Сперва кабинет не был ответственен.
Избирательные реформы 1832, 1867 и 1884-1885 гг.
(стр. 422-423)
1657 - восстановление палаты лордов.
Рост новых городов, усиление влияния на политику промышленного и торгово-финансового сословий, а также активность партии вигов приблизили проведение реформы - 1832. За ней последовали еще две.
Были осуществлены перемены: произведено перераспределение избирательных округов, расширен круг избирателей, были лишены представительства 56 местечек, сокращены квоты 30 мястечек, высвобожденные 146 мест переданы городам, нрафствам и регионам: Шотландии, Ирландии и Уэльсу, увеличен на 1/3 корпус избирателей, в графствах избирателями стали собственники и арендаторы земли с доходом 10 ф. ст. в год, в городах - собственники и арендаторы домов с тем же размером годового дохода.
à главным цензом стал размер собственности.
В 1835 в Лондоне ассоциация рабочих выдвинула требования по дальнейшему реформированию избирательной системы: всеобщее избирательное право для мужчин, тайное голосование, отмена имущественного ценза для кандидатов, уравнение избирательных округов, вознаграждение за труд депутатов, ежегодные перевыборы парламента.
Развернулось целое движение - чертизм. Их требования изложены в виде петиции парламенту о народной хартии прав.
Далее эти требования были подхвачены профсоюзами. В этой обстановке с инициативами проведения реформ были вынуждены выступить две соперничающие партии. Исполнителем стал кабинет консерваторов во главе с Дизраэли.
Утвердили в 1867: было уменьшено представительство местечек и мелких городов, в городах избирателями стали все владельцы и съемщики домов, уплачивающие налог в пользу бедных.
à Состав избирателей сильно пополнился за счет городских ремесленников и рабочих.
Далее в 1872 г. принимается закон о тайном голосовании (для устранения подкупа избирателей).
В 1883 в развитие этой политики был принят закон, который ограничил суммы расходов на ведение избирательной кампании и о обязывал организаторов представлять публичную отчетность. Уточнили перечень наказаний за нарушение правил проведения избирательных кампаний.
Третья избирательная реформа 1884-1885: уменьшила пестроту избирательных цензов, продолжила политику перераспределения округов в пользу крупных городов.
Практиковалась мажоритарная система выборов (побеждал тот, кто собирал относительное большинство голосов).
Реформа не смогла устранить всех диспропорций между числом избирателей и квотой депутатских мест.
30. Государство и право 1-ой империи во Франции. Реставрация монархии во Франции (правовой аспект).
1787-1788 мятеж аристократии (феодальный бунт), спровоцированный намерением королевского правительства уровнять ее в налогообложении с третьим сословием
“Патриции начали Революцию, плебеи довели ее до конца” Шатобриан
17 июня депутаты третьего сословия, подде6рживаемые низшим духовенством и дворянством, провозгласили себя Национальным собранием, затем переименовались в Учредительное собрание (Конституанту). Вырабатывание конституции.
Король предпринял попытку разгона Конституанты.
1789-1792 – период конституционного течения конфликта между королем и национальными избранниками.
1789
14 июля – штурм Бастилии – начало крушения власти абсолютной монархии
4 августа – упразднение сословных привилегий
26 августа – принятие Декларации прав человека и гражданина (по подобию Декларации независимости США)
22 декабря – административная революция – вместо провинций вводится деление страны на 83 департамента
Закрепила естественные права человека.
Права гражданина, основанные на правах человека и верховенстве власти народа.
31. Революция во Франции. Изменение политического, государственного и правового устройства.
32. Вторая империя во Франции. Государственно-правовое устройство.
- он полагал, что рабочий класс нужно сделать собственником
- затем его идеалом становится полицейское государство
- итоги второго Бонапартизма:
- создание централизованной правительственной власти с гораздо более широкими полномочиями императора и превращение “вечных прав человека” в единственное право правителя – повелевать, а всех остальных – повиноваться
- стало характерным подчинение основных рычагов власти (армии, полиции, администрации) императору
- режим второй империи способствовал спекуляции, промышленному развитию, экономическому подъему, обогащению буржуазии.
- коррумпированность лиц, приближенных к императору
33. Гражданский кодекс Наполеона 1804г. Содержание и значение акта.
Основные предпосылки создания: дореволюционная Франция – страна нескольких разобщенных между собой народов (бретонцев, гасконцев, бургундов, лотарингов). Гражданско-правовые отношения были различны. кодификация была призвана сплотить нацию государства
21 марта 1804 года – кодекс Наполеона: свод единообразных законов, действующих на всей территории страны, особая структура и логики изложения (по институтам), содержал точные юридические определения и условные юридические термины, кодекс заменил собой около 360 сборников местных правовых обычаев, кодекс соответствовал в определенной части Декларации прав 1789 года.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10