Рефераты. История масонства p> В различных разделах своего труда Витрувий делает намеки на философию лежащую в основе Дионийской концепции, принципов симметрии (см.
Приложение). На что указывает свидетельства многих авторов. Сооруженные
Дионийскими Строителями здания и в самом деле были «проповедью в камне».
Даже непосвященные, которые не были способны оценить космические принципы, заложенные в этих произведениях человеческого гения и мастерства, переполнялись чувством величия и симметрии, возникшим из совершеннейшего соотношения между колоннами, сводами, арками и купалами. Варьируя размеры, материалы, расположение украшений и цвета, строители преследовали цель вызвать в наблюдателе определенную чувственную или эмоциональную реакцию.

Высшее устремление Дионийских Архитекторов заключалось в постройке зданий столь гармоничных, сколь гармонична сама Природа. Они верили, что сооруженное подобным образом здание не будет подвержено разрушительному влиянию времени. И как логическое следствие такого философского подхода такое здание, находящееся в полном согласии и слиянии с космосом станет оракулом (местом, где предсказывают сказания Божества). Согласно исследованию Жозефа де Косты, «дионийские ритуалы имеют свое происхождение из астрономии». Согласно его точки зрения, посвященные этого ордена, совмещали свое строительное искусство с астрономическими принципами. Так многие воздвигнутые здания были основаны на геометрических структурах, заимствованных в звездном небе; отсюда храм мог быть спланирован или согласно созвездию Пегаса или Весов. Вместе с тем многие символы и терминология дионийской гильдии произошли по большей части от элементов архитектуры.

Интересным научным фактом служит то, что Дионийские Архитекторов, будучи язычниками по вере, принимали участие в возведении ранних христианских аббатств и соборов, чьи древние стены до сих пор несут в себе символы этих просвещенных строителей (к этому факту склоняются многие авторы истории масонства). Такие строительные инструменты как циркуль, угольник, линейка, деревянный молоток можно увидеть над входом церквей
Старого Света или искусно изображенными на фресках. И в наши дни порталы
Собора Нотр Дам, содержат в себе великую тайну. Большинство из них было разрушено во времена Французской революции, однако уцелевшие части, в частности барельефы, указывают на изображение розенкрейцеровских (см. дальше) и масонских эмблем.

Следом Дионийских Архитекторов является также пол в современных масонских ложах. Он представлен в виде черно-белой шахматной доски. Таким образом, пол несет в себе прежнюю символику, выросшую из метафизических доктрин античного общества.

Помимо оперативного аспекта организации Дионийских Архитекторов, масонство вобрало в свое учение их спекулятивный философский код. Здесь человечество рассматривается как грубый необработанный камень, добытый из недр Природы. Этот грубый блок является истинным приложением труда искусных камнетесов, которые ровняют, шлифуют, полируют его, превращая в прекрасное произведение искусства.

Так же как и Дионийские Архитекторы, Масоны почитают Божество под маской Великого Архитектора, а также мастера-ремесленника, «который добывает грубые валуны в полях пространства и обтесывает их во вселенные».

Исследования истоков масонского символизма свидетельствуют, что истоки масонской идеологии прослеживаются в древности, отсюда масонские ритуалы, символы должны сохранять многое от различных сект, обществ и институтов, через которые масонство прошло, прежде чем принять современный вид.

Поэтому мы встречаем в масонстве то, что я указала раньше, индийские, египетские, еврейские и христианские идеи, символы и термины.

Однако больше всего масонство «обязано» Дионийским Архитекторам, их культу, благодаря которому было заимствовано огромное количество символов и ритуалов архитектурной науки. По мнению Чарльза Хеккретона от этих древних и просвещенных ремесленников «воспринято наследство» незавершенного Храма
Цивилизации — громадной невидимой структуры, над которой инициированные строители трудились со времени основания их братства (см. раздел
Строительство Храма Соломона). В данном разделе начнем наше повествование с уяснения личности царя Соломона, тем божеством коим он представлен масонской мифологией. Из того свидетельства, что на нашем пути исследования масонства мы постоянно встречаемся и будем встречать упоминание о царе
Соломоне, следует то, что этот человек и его деяния является важным для масонского символизма.

Как показывает «Всемирная История» (Т.II, С.503) «царь Соломон, сын
Давида, был человеком острого ума, патриотом свей страны, который многое сделал во благо своего народа». Так вот этот самый царь, согласно
Библейскому писанию решил построить храм, «коему равных бы не было в мире».

Масонская легенда о строительстве Храма Соломона сильно расходится с версией Библейского писания, особенно в том, что касается Хирама. Согласно
Писанию, Мастер вернулся в свою страну, после завершения строительства.
Однако в масонской аллегории он был убит. Однако по объяснению. Масонских идеологов, исторические детали не так уж существенны, здесь важна не история, а стоящая за ней аллегория. Отсюда рождена новая легенда о Мастере-
Строителе, придуманная масонами (А. Уайт, Новая энциклопедия масонства).
Хирам, как Мастер-Строитель, разделил рабочих на 3 группы, которые именовались Входящими Подмастерьями, Товарищами Ремесленниками и Мастерами
Каменщиками (Мастерами Масонами). Каждой группе были присвоены отличительные знаки, слова и правила, с помощью которых можно было быстро определить принадлежность работника. Чтобы работа была сознательной,
Адонирам знакомил работников с познаниями избранных мудрецов, предлагая им символы и изъясняя их; степень познания была соразмерна степеням Ученика,
Подмастерья и Мастера. Однако согласно легенде, некоторые работники остались недовольны своим положением, они претендовали на более высокое жалованье. Наконец, трое товарища, ремесленника решили силой выведать у
Хирама пароль, возводящий в степень Мастера. Подкараулив Хирама и получив в ответ отказ на требование открыть слово Мастера, разбойники убили его линейкой, циркулем, молотком. Тело погребли под горой Мория, где на могиле посадили ветку акации. Узнав о гибели своего помощника, Соломон пришел в великую печаль, повелел найти тело Великого Мастера. В знак невиновности в убийстве, работники явились в белых перчатках. Тело было найдено, однако мастера из боязни, что древнее слово уже потеряло значение, решили его заменить первым, которое будет кем-либо из них произнесено при открытии тела погибшего Мастера. В то мгновение, когда они увидели тело, раздался возглас присутствовавших: «Плоть от костей отделяется», другими словами
«Макбенак». Это-то выражение и было принято отличительным словом мастерской степени.

После смерти архитектора Соломон решает взять на вооружение принципы организации Хирама. Они нужны для создания всемирной организации строителей символического «храма Соломона». Так итальянский автор Франкогоччи в своей книге говорит о том, что Соломон утвердил корпорацию, избранных, которая, находясь на службе у Бога и царя, является инструментом порядка и исполнения справедливости (Francocci, op.113).

Наилучшим образом информированные масонские авторы понимали, что Храм
Соломона есть представление в миниатюре Вселенского Храма[3], достижение которого практиковалось «вольными каменщиками».

А.Е. Уайт по этому поводу писал: «Храм является макрокосмическим по своему характеру, так что храм есть символ всей Вселенной, тип манифестации самого себя».

Таким образом, с точки зрения тех, кто считает масонство результатом продолжения деятельности секретных обществ архитекторов и строителей, которые в течение столетий объединялись в замкнутую касту мастеров- ремесленников. Хирам-Абифф был Великим Мастером не только города Тира, но и всего масонского учения.

Как известно их философия лежала в использовании в пропорциях и украшениях храмов, дворцов, мавзолеев, крепостей и других общественных зданий. Каждому работнику давался пароль (иероглиф), которым он отмечал камни, укладываемые в здание с тем, чтобы показать грядущему поколению, что таким образом он посвятил Великому Архитектуру Вселенной совершеннейший
«продукт» своего труда. Здесь можно привести утверждения историков, что подобными знаками (иероглифами) отмечены многие памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени: римские стены, греческие храмы, камеры
Великой Пирамиды, подземные стены Иерусалима, а также руины в Англии,
Франции, Шотландии, Германии и других странах.

Отсюда легенда о Храме предстает перед нами как сосредоточение божественных Секретов Архитектуры в пропорциях земных строителей.

Подводя итог всему вышесказанному, я еще раз хотела бы подчеркнуть, что наследие масонства бесценно для человечества (как и любое другое учение, основанное на нравственно-этических началах). Прежде всего, оно становится бесценным при изучении своих философских символов, большинство из которых восприняло в себя учения мудрецов античности: мистиков, теософов, алхимиков.

Ритуалы и символы имеют существенное значение для уяснения масонской организации и преследуемые масонством целей. И масонские ритуалы, и масонские символы в наше время продолжают быть актуальными благодаря тому, что они были рождены боговдохновенными мыслителями и мудрецами античности.
Многие науки и искусство внесли свой вклад в развитие масонского символизма.

Следует отметить, что масонская идеология не была чем-то исключительным, из ряда вон выходящим. Те же самые этические начала являлись принадлежностью и других многих нравственных учений. Однако, как и в любом учении, здесь присутствует какая-то изюминка, та своеобразность, непохожесть масонства заключается в том, что оно проводило в жизнь свои гуманитарно-философские идеи, воплощая их в целый ряд символов и обрядов.

В своем кратком перечислении обрядности "вольных каменщиков", я не задавалась целью проследить полностью возникновение обрядов, зарождение символов и их развитие, так как это представляет сложную задачу, требующую специальных знаний по античности. Прежде всего, я попыталась акцентировать внимание на той обрядности и символике более значимой, характерной для масонства.

Конечно, следует отметить, что все философские течения, шедшие параллельно с масонством, старались своим учением украсить жизнь человека, отвлечь его от жизненной рутины, быта. Но в них находились свои как положительные, так и отрицательные качества. Так обстояло и в масонстве.

В чем проявились эти отрицательные свойства учения, к чему они привели, составляет вопросы изучения в последующих главах данной работы.

И именно на этой кульминационной точке завершения главы я бы хотела привести слова масонского идеолога, профессора Уорда: "Масонство представляет университет вселенского масштаба, в котором учат свободным наукам и искусствам души тех, кто раскроет им свои сердца. Его кресла — обиталище мудрости, его столпы[4] поддерживают своды универсального образования, их чертежные доски заполнены вечными истинами всех веков и на тех, кто понимает их священную глубину лежит столь долго искомый ключ к тайнам, которые человечество стремилось раскрыть со времени возникновения человеческого разума".

В следующих глава я хочу рассмотреть фактическую историю возникновение ордена, а также деятельность масонских организаций в ряде стран Запада, там, где оно было наиболее влиятельно, оказало существенное влияние на общественную жизнь в том числе и в России. Сравнивая, выявляя общее и особенности, мы глубже поймем суть масонских идей.

2. Масонство на Западе

2.1. Английское оперативное масонство.

В эпоху средневековья дворцы и соборы строились десятилетиями, а то и на протяжении столетия. Так, собор Св. Петра в Риме строился 68 лет,
Кельнский собор — 632 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.