Рефераты. История масонства p> 1.2. Внешняя сторона Ордена

Можно бесконечно перечислять на страницах истории различные секты, общества, которые рождались и умирали, вновь рождались… Однако, и по сей день, общество "каменщиков" занимает влиятельное положение. Если оно существует, значит, все эти долгие годы своего существования оно удовлетворяло человеческое общество, соответствовало его желаниям, и оставалось притягательным на разных исторических этапах.

Чтобы понять это, надо обратиться как к внешней, так и внутренней стороне масонства.

Внешняя сторона касается характера деятельности ордена, которая рассматривается в главах 2,3 — его ритуалов, эмблем, законов, пропаганды идей. Внутренняя сторона заключается в масонской символике, в которой по утверждению Т. Соколовской "раскрывается вся сущность масонской организации: тайна, неразрывная связь каждого члена со своим обществом, наказуемость предателей, защита общества и отдельного его члена, широкая пропаганда масонских идей и борьба за масонские идеалы"[10]. Каждый символ имеет свое объяснение и вместе с тем практическое применение.

Так, линейка и отвес символизируют равенство сословий.

Угломер — символ справедливости.

Циркуль — служит символом общественности.

Наугольник — по некоторым толкованиям означает совесть.

Обыкновенный камень — это грубая нравственность, хаос.

Кубический камень — нравственность обработанная.

Молоток — служит для обработки дикого камня, а так как он принадлежит мастеру, то служит одновременно символом власти.

Лопатка — снисхождение к слабости людей и строгости к самому себе.

Ветка акации — бессмертие.

Гроб, череп, кости — презрение к смерти; печаль об исчезновении истины.

Одеяние членов масонской организации изображает в общем целом добродетель.

Круглая шляпа — символ вольности.

Обнаженный меч — карающий закон, символ борьбы за власть, козни злодеев, защиты невинности.

Кинжал — символ предпочтения смерти.

Печатью масонства служит несколько эмблем. Самым распространенным является круг, в котором заключены два взаимно пересекающихся равносторонних треугольника, один из которых своей вершиной обращен вверх, а другой вниз. Это большая печать Ордена. Помимо этого существуют более простые печати, одной из которых служит шестиконечная звезда.

Следует отметить, что на этих вышеперечисленных достаточно наивных символах масонства сущность его учения не исчерпывается. То, что, по словам профессора Уорда, в одном и том же символе может заключаться несколько значений "матрешка в матрешке" важно для исследования масонской символики.
Каждое значение как бы подготавливает своим присутствием следующее, по мере продвижения "ищущего" в масонской науке.

Орден "вольных каменщиков" — организация глубоко конспиративная и сохранение масонской тайны одно из основных правил братства. При вступлении в членство каждый дает клятву о неразглашении своей причастности к Ордену, своего посвящения. Вступая в масонский Орден, человек должен всецело и безраздельно принадлежать ему. Конечно, он остается гражданином своего государства, но, прежде всего он — масон. Вступление в орден предшествует сложный ритуал посвящения.

Таким образом, каждый масон "принимая на себя обязанность беспрекословного подчинения должен без раздумий и колебаний, только в интересах Ордена принести все жертвы, пойти на страдания и смерть за масонские идеалы, сохраняя тайну и верность ордену. Девиз каждого масона
"Будь готов!" (из Конституции Великой ложи Франции).

К внешней стороне масонской культуры, как я отметила выше, причисляется пропаганда идеи.

Любая масонская ложа должна служить центром пропаганды. Масоны незаметно вливаются в повседневную жизнь, они не могут уйти от обыденной жизни, т.к. они все же остаются гражданами свей республики и поневоле вынуждены в ней жить и работать.

Один из масонских авторитетов, Пикколо Тигр так поучает братьев в своей книге: "Старайтесь под любым предлогом проникать в разные общества, имеющие своей целью торговлю, промышленность, музыку, искусство; собирайте
"ничего не разумеющие стада" во главе пастыря, хорошо аттестованного и доверчивого человека".

Масонство действует путем медленного внушения, подготовляя к принятию масонского учения. Священная обязанность каждого ее члена в том, чтобы
"светом царственного искусства просветить всю Вселенную".

Здесь можно увидеть, как иудейский семисвечник и Библия соседствуют с греческими колоннами и космогониной Египта. Инструменты каменщического ремесла переплетаются с геральдикой рыцарства — мечом и кинжалом.
Обстановка в ложе напоминает чем-то музей, чем-то театр, в котором свален реквизит сразу нескольких пьес. Однако факт существования такого инструментария, орудия масонского учения и по ниши дни остается фактом. Со своими лопаткой, циркулем, треугольником, костями, гробом, свечкой и другими атрибутами масонских церемоний братья не расстаются веками. В чем состоит успех такого применения? К этому вопросу можно найти свое объяснение. Своими ложами масоны объединяют людей, не только граждан одной страны, но зачастую людей различных верований, национальностей, разных вкусов.

Поэтому реквизит масонства так специально условен, нарочит-то символизирован. Отсюда он кажется несколько наивным. К примеру, «...для того чтобы почувствовать Христа своим, новообращенные африканцы изображают его на своих «фигурках» черным, то здесь[2] каждый может отыскать свое»
(Замойский, 91).

Отсюда сущностное значение масонской символики в том, что она рассчитана на неоднозначное толкование, она представляет двусмысленный характер.

Так, представим себе лестницу масонства, которая масонской символикой изображена как «лестница о семи ступенях, ведущей в храм царя Соломона».
Каждый раз, посвящаемый в масоны, видит «лестницу совершенства» в разных ракурсах. Родин ставит перед собой благородные цели, продиктованные заботой о людях. Другой, вступая в ложу, стремится обзавестись выгодными связями, которые могли способствовать его профессиональному успеху, высокому общественному положению. На этот счет, известный масонский идеолог Дт. Уорд отмечает, что «...совмещение «высокого и низкого» в интерпретации масонских целей кажется несколько произвольным». Здесь заключен секрет жизненности.
Исторически масонство вобрало немало людей благородных, самоотверженных, талантливых и гениальных. Часто это происходило в периоды антифеодальных революций, войн за независимость, ломки старого, приобретения сторонников.
Однако для будущности масонства такая «шахматная» черно-белая природа, двуликость, многозначительность имела иное толкование. Здесь были запрограммированы как светлые, так и темные стороны, причем последним
«низким поступкам» братьев всегда находились оправдательные объяснения: их средства к достижению успеха диктовались высшими соображениями.

1.3. Внутренняя сторона Ордена.

Другой вопрос, касаемый не менее важного аспекта нашего исследования относится к изучению внутренней стороны масонской традиции. Внутренняя сторона сосредоточена на глубоком символизме, которым пропитано все масонское учение. В работе я уже отмечала, что в масонстве достаточно широко использованы мифология, знаменитые личности, положившие основу масонскому учению.

Однако то, что касается сердцевины масонских верований, требует глубокого и осмысленного изучения.

Главное божество «каменщиков» представлено «великим архитектором
Вселенной». Здесь у исследователя непременно возникают вопросы относительно такой масонской трактовки главного божества. Вопрос об установлении такого имени затрагивает проблему — кому поклоняться, во что верят строители
«Храма Соломона». Лишь немногие знают зашифрованный вариант этого имени. По утверждению Ст. Найта (Knight S. Op. cit p 233) «две трети масонов и сами не могут ответить на вопрос об истинном характере собственного бога,
Великого архитектора. Эти сведения — сокровенные. Они раскрываются лишь по мере продвижения масонов по иерархической лестнице, в зависимости от степени духовного просвещения каждого из членов братства.

В различных религиях мира во главе ставится какое-то божество, верховный правитель всего, Бог, Творец и т.п. Например, в православии Бог представлен в 3-х лицах: Бог-отец, Бог-сын, (Иисус-Христос) и Святой Дух.

В масонском учении божество истолковывается как нечто «имеющее значение всего», под этим нечто и представлен Великий Архитектор Вселенной.

На самом деле в масонском уставе запрещено произносить имя божества
«всуе», может быть вследствие этого смысл его остается нераскрытым, и потому в силу этой нераскрытости возможны различные версии его толкования.
Многие исследователи часто задают один и тот же вопрос, а соотносимо ли масонское учение с христианством. По мнению Ст. Найта «оно несовместимо с христианскими религиями. Одно лишь связывает их вместе — это наличие религиозной основы у того и у другого».

Для того чтобы полнее представить себе Масонское Верховное Божество, а также выявить истоки происхождения системы разделения на привилегии (в масонской иерархической лестнице) следует обратиться опять же к мифологии.
Главный миф масонского учения повествует историю строительства Храма
Соломона (см. Приложение). Интересом для масонов служит принцип строительства, руководит которым Адонирам. Принцип этот значим тем, что армия строителей общей численностью ( 180 тыс. рабочих были разделены согласно их профессии, способностям. Умениям, на цеха, во главе которых стояли отобранные управляющим мастера.

Прежде чем начать интересное повествование истории строительства Храма
Соломона, я бы хотела рассказать о Дионийских Архитекторах, которых царь
Соломон использовал в строительстве своего храма. Данная строительная организация почиталась не только своим превосходным умением возводить храмы, но и тем, что в основе их философии относительно строительства лежали принципы симметрии, выводимые из пропорций, установленных Природой, между частями и членами человеческого тела, применительно только к архитектуре.

Начнем с того, что Дионийские Архитекторы считались наиболее почитаемыми братством ремесленников в древнем мире. Эта организация состояла исключительно из посвященных в культ Вакха-Диониса, которые посвятили себя науке строительства и искусству украшения зданий. Им поручалось проектирование и возведение наиболее важных общественных зданий и монументов.

По общему убеждению, Дионийские Архитекторы обладали сокровенными знаниями науки архитектоники, вместе с тем они столь тщательно хранили секреты своего мастерства, что лишь небольшие фрагменты остались от их эзотерического учения. Так по утверждению Дт. Вайса, «Дионийские
Архитекторы появились не позднее 1000 лет до Рождества Христова. У них существовали специальные знаки для распознавания друг друга. Богатый должен был помогать бедному. Все члены состояли в коммуне под управлением Мастеров
(начальников). Ежегодно Орден давал фестиваль (в том городе, где он находился). Их церемонии считались священными. По всеобщему мнению, у членов Ордена были средства сообщения со всем известным тогда миром, и от них, без всякого сомнения, произошли гильдии Странствующих Масонов, ставших известными в средние века в Англии» (см. дальше).

Дионийские Архитекторы распространились по всему региону Малой Азии, достигли Египта и Индии (на это свидетельствует историческая справка). Они утвердились почти во всех странах Средиземноморья и с возникновением
Римской империи проникли в Центральную Европу и даже в Англию (см. дальше).

Одним из наиболее блестящих представителей данной организации был
Витрувий (Всемирная история, Т.II, С.661). Он известен как автор «Десяти книг об архитектуре», а также как создатель «достижений строительной техники».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.