При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Недопустимо возложение на работника ответственности за та-кой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска (ст. 118 КЗОТ). По действующему гражданскому законодательству предприятие, учреждение, организация или иной хозяйствующий субъект отве-чает за вред, причиненный его работником во время исполнения своих трудовых обязанностей, перед потерпевшим (ст. 1068 ГК РФ). Это создает гарантии возмещения вреда потерпевшему независимо от материального состояния причинителя вреда.
В свою очередь, предприятие или иной хозяйствующий субъект имеет право предъявить в суде регрессный иск к своему работнику и взыскать с него все понесенные убытки (ст. 1081 ГК РФ).
Административная ответственность.
Административная ответственность за экологические правона-рушения применяется уполномоченным на то органом исполни-тельной власти государства, должностным лицом соответствующе-го государственного органа или судом.
С учетом неблагополучной экологической обстановки в стране, распространенности экологических правонарушений в но-вый КоаП РФ включены в качестве органов, наделенных правом рассматривать административные дела, контрольные органы по ох-ране окружающей природной среды, органы геологического конт-роля, органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем РФ), органы, осуществляющие охрану государственных природных заповедников и национальных природных парков.
Она может быть возложена как на физических, так и на юриди-ческих лиц. Перечень административных экологических правона-рушений дается в ст.84 Закона об охране окружающей природной среды, отраслевом природноресурсовом законодательстве и в КоАП, где они груп-пируются в главе "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и куль-туры".
В своей совокупности административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования составляют одиннадцать групп:
Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (Ст. 8.1 КоАП)
-несоблюдение экологических и санитарно-эпидемологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (Ст. 8.2 КоАП)
-нарушение правил обращения с пестицидами (Ст. 8.3 КоАП)
-нарушение законодательства об экологической экспертизе (Ст. 8.4 КоАП)
-сокрытие или искажение экологической информации (Ст. 8.5 КоАП)
-порча земель (Ст. 8.6 КоАП)
-невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (Ст. 8.7 КоАП)
-использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (Ст. 8.8 КоАП)
-нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (Ст. 8.9 КоАП)
-нарушение требований по рациональному использованию недр (Ст. 8.10 КоАП)
-нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (Ст. 8.11 КоАП)
-нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (Ст. 8.12 КоАП)
-нарушение правил охраны водных объектов (Ст. 8.13 КоАП)
-нарушение правил водопользования (Ст. 8.14 КоАП)
-нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (Ст. 8.15 КоАП)
-невыполнение правил ведения судовых документов (Ст. 8.16 КоАП)
-нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии (Ст. 8.17 КоАП)
Нарушения правил охраны атмосферного воздуха (Ст. 8.21 КоАП)
Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативного содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (Ст. 8.22 КоАП;
-эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативного содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (Ст. 8.23 КоАП;
-нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (Ст. 8.24 КоАП);
- нарушение правил лесопользования (Ст. 8.25 КоАП);
-нарушение правил осуществления побочного лесопользования (Ст. 8.26 КоАП);
- нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений (Ст. 8.27 КоАП;
-незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников и лиан (Ст. 8.28 КоАП);
-уничтожение мест обитания животных (Ст. 8.29 КоАП);
-уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд (Ст. 8.30 КоАП)
- нарушение требований к охране лесов (Ст. 8.31 КоАП).
За совершение экологических административных правонаруше-ний могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения пра-вонарушения. Законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных в КоАП РФ виды административных взысканий.
Административные взыскания делятся на основные и дополни-тельные. Основными являются такие, которые заключают в себе ос-новную карательноельно-воспитательно-предупредительную функцию и не могут назначаться в дополнение к другим видам взысканий. До-полнительные выполняют вспомогательные функции в достижении целей наказания. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополни-тельных административных взысканий. Другие взыскания, перечис-ленные выше, могут применяться только в качестве основных.
Орган, рассматривающий дело об административном правонару-шении, может назначить в качестве дополнительного только то ад-министративное наказание, которое названо в статье нормативного акта, устанавливающего ответственность за конкретное админист-ративное правонарушение. Например, в качестве дополнительного взыскания конфискация предусмотрена в санкции статьи 85 КоАП РФ об ответственности за нарушение правил охоты, рыболовства и осу-ществления других видов пользования животным миром.
За одно административное правонарушение может быть нало-жено основное, либо основное и дополнительное наказание. Одно-временное применение двух основных наказаний недопустимо. Возмездное изъятие и конфискация разрешенных к использова-нию огнестрельного оружия, боевых припасов, орудий рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболов-ство являются основным источником существования в связи с их трудовой деятельностью.
Лишение права управления транспортными средствами не может быть применено к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транс-портным средством при совершении экологического правонаруше-ния (например, при охоте "из-под фар") в состоянии опьянения.
Лишение права охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным источником существования в связи с их трудовой деятельностью.
Предприятия, учреждения, организации, предприниматели, физические лица привлекаются к административной ответственности за экологические правонарушения в случаях, если нарушение связано с процессом производственной или иной хозяйственной деятельности.
Физические лица подлежат административной ответственности по достижению ими 16-летнего возраста. В соответствии со ст.14 КАЛ к лицам в возрасте от 16 до 18 лет совершившим экологические правонарушения, применяются мер: предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.
Должностные лица подлежат ответственности за несоблюдение требований экологического законодательства, обеспечение и выполнение которых входит в их служебные обязанности.
В административном законодательстве нет определения должностного лица. Наука и практика относят к ним тех государственных служащих, которые обладают государственно-властными полномочиями, полномочиями организационно-распорядительного административно-хозяйственного характера по руководству административно-политическим, хозяйственным, социально-культурным строительством.
По действующему законодательству к должностным лиц могут быть применены лишь два вида административных взысканий - предупреждение и штраф. Поскольку противоправное поведение должностных лиц в силу выполняемых ими функций может причинить больший вред, нежели административные правонарушения других лиц, то законом об охране окружающей природной среды устанавливается в отношении должностных лиц повышенная административная ответственность в виде штрафа от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной в РФ.Кодексом об административных правонарушениях РСФСР (ст. 2 7) штраф отнесен к основным видам наказаний. Им предусмотрено, что штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате администра-тивного правонарушения. В исключительных случаях в связи с невыполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необ-ходимостью усиления ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере.
Уголовная ответственность.
Определяется действующим российским уголовным законодательствах, подробно рассмотрена в последующих главах.
В связи с изложенным, большое значение приобретает выявле-ние научно обоснованных критериев разграничения преступных и непреступных видов правонарушений в сфере экологии. В теории преобладает позиция, согласно которой преступления и проступки разграничиваются по степени общественной опаснос-ти или "вредности". Однако сами эти степени в количественном отношении не определены ни в литературе, ни в законе, и сделать это представляется невозможным, поскольку математически точ-ными, четко определенными численными выражениями сущность преступления и проступка выразить нельзя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11