Рефераты. Внутренний контроль на предприятии. Внедрение системы внутреннего контроля бухгалтерского учета экономического субъекта

* выручки;

* прибыли.

Для целей внутреннего контроля все центры ответственности явля-ются, прежде всего, и центрами контроля.

8. Периодичность контроля

Обязательный внешний контроль (аудит), осуществляемый внешней (независимой) аудиторской организацией, проводится, как; правило, не чаще одного раза в год. Аудиторским заключением подтверждается го-довая бухгалтерская отчетность.

Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные конт-рольные мероприятия проводятся по мере надобности. Руководство предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодич-ность контрольных процедур. Главный принцип организации внутрен-него контроля -- целесообразность и экономичность,

9. Степень открытости информации

Аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки в составе своей первой и третьей частей (вводной и итоговой) является открытым документом. Каждый заинтересованный пользова-тель бухгалтерской отчетности экономического субъекта может ознакомиться с аудиторским заключением по данной отчетности. Конфиденци-альной информацией предприятия является только аналитическая часть аудиторского заключения и письменная информация аудитора руковод-ству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита. При публикации бухгалтерской отчетности указываются и ре-зультаты аудиторской проверки,

Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциаль-ный характер,

10. Степень надежности информации

При внешнем аудите аудитор должен оценить достоверность бухгал-терской отчетности экономического субъекта во всех существенных ас-пектах. Это означает, что оценки аудитора не могут быть абсолютно точ-ными.

Внутренний контроль зачастую не связан с операциями на счетах бух-галтерского учета. Руководство предприятия заинтересовано в предотв-ращении случаев мошенничества на своем предприятии (хищений, зло-употреблений служебным положением и проч.), однако атмосфера все-общей подозрительности, тотального надзора за каждым сотрудником не должна быть целью работы предприятия. Таким образом, внутренним контролем используются приблизительные, но оперативные оценки.

В то же время для внутреннего контроля важна каждая деталь. Сво-евременно незамеченный симптом может привести к существенным на-рушениям, мошенничеству.

11. Привязка ко времени

Внешний аудит изучает финансово-хозяйственную деятельность орга-низации. В соответствии с принципом документальной обоснованности бухгалтерские проводки выполняются после совершения хозяйственной операции. Таким образом, основной целью внешнего аудита является оценка достоверности отражения в учете того, что уже свершилось.

Внутренний контроль призван организовать структуру контроля, а также поддерживать ее в таком состоянии, чтобы в каждый момент времени она соответствовала целям предприятия. Если предприятие имеет только один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна структура внутреннего конт-роля, если это же предприятие организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, структура внутреннего контроля должна быть изменена. Таким образом/основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленны-ми правилами.

12. Функция управления

Являясь функцией управления, контроль подразделяется на предва-рительный, текущий и последующий. Внешний аудит представляет со-бой один из видов последующего контроля, А внутренний контроль -- это совокупность методов предварительного текущего и последующего контроля.

1.3. Законодательные основы организации внутреннего контроля.

Организация контроля со стороны руководства предприятия за своим имуществом, ресурсами и сотрудниками, как в целом, так и по отдельным вопросам регламентируется на уровне законов. Так, согласно ст. 295 Граж-данского кодекса РФ, “собственник имущества, находящегося в хозяйствен-ном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предпри-ятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществ-ляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадле-жащего предприятию имущества”. В соответствии с Кодексом законов о труде РФ (последние изменения внесены Федеральным законом от 30 ап-реля 1999 г, № 84-ФЗ) (ст. 146) “постоянный контроль за соблюдением ра-ботниками всех требований инструкций по охране труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций”

С утверждением в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения разнообразных средств внутреннего контроля в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают как вопросы бухгал-терского учета в целом, так и его контрольной функции в частности.

В настоящее время сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ “О бухгалтерском учете” и представлена тремя уровнями,

1. Законодательный уровень, включающий Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон “О бухгалтерском учете” и Положение “По ве-дению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций, устанавливать единые принци-пы внутреннего контроля в организации.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерс-кой отчетности в РФ, основными задачами бухгалтерского учета являются:

* формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности -- руководителям, учредите-лям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности -- инвесторам, кредито-рам и др.;

* обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организаци-ей хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движе-нием имущества и обязательств, использованием материальных, трудо-вых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

* предотвращение отрицательных результатов хозяйственной дея-тельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обес-печения ее финансовой устойчивости.

Следовательно, официально закрепляются функции бухгалтерского учета по контролю за деятельностью всех служб, участвующих в хозяй-ственных операциях и хозяйственной жизни.

2. Нормативный уровень, включающий нормативные акты, методи-ческие указания и рекомендации, регулирующие вопросы бухгалтерско-го учета (преимущественно -- документы Министерства финансов РФ). На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению.

Особое место среди документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам учета имущества и контроля за его сохранностью и рациональным использованием, определяющие единообразный подход к отражаемым в бухгалтерском учете фактам. Применение этого подхода обязательно для всех предприятий и организаций независимо от их форм собственности, что само по себе является важнейшим из средств контроля.

3. Управленческий уровень, на котором общепринятые правила бух-галтерского учета и внутреннего контроля, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики.

Учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом организации внутреннего контроля на предприятии.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерс-кой отчетности в РФ при формировании учетной политики утверждаются:

* рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применя-емые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

* формы первичных учетных документов, применяемых для оформ-ления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

* методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

* порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

* правила документооборота и технология обработки учетной ин-формации;

* порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Кроме того, для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных доку-ментов могут составляться сводные учетные документы.

Из всех перечисленных аспектов только возможность выбора одного из методов оценки отдельных видов имущества и обязательств относит-ся к области управленческого бухгалтерского учета. Все остальные аспекты -- это основные направления создания системы внутреннего конт-роля в организации,

Согласно п. 5 ПБУ 1/98 “Учетная политика организации” предприя-тия имеют возможность выбора:

1) рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета,

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (в ред. при-казов Минфина РФ от 28 декабря 1994 г. 173, от 28 июля 1995 г. № 81, от 27 марта 1996 г. № 31, от 17 февраля 1997 г. № 15) субсчета, предусмотрен-ные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных субсче-тов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета;

2) форм первичных учетных документов, применяемых для оформле-ния хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств.

Согласно п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бух-галтерской отчетности в РФ для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны про-водить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой прове-ряется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приложение к приказу Министерства финансов РФ от 13 июня 1995г. №49) (п.1.4)основными целями инвентаризации являются:

* выявление фактического наличия имущества;

* сопоставление фактического наличия имущества с данными бух-галтерского учета;

* проверка полноты отражения в учете обязательств;

4) правил документооборота и технологии обработки учетной инфор-мации. В соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Министерством финансов СССР 29 июля 1983 г. № 105, движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, при-нятие к учету, обработка, передача в архив -- документооборот) регла-ментируется графиком. Работу по составлению графика документообо-рота организует главный бухгалтер. График документооборота утверж-дается приказом руководителя предприятия (учреждения). График дол-жен устанавливать на предприятии (в учреждении) рациональный доку-ментооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей, через которых будет проходить каждый первичный доку-мент, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота должен способствовать улучшению всей учет-ной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных фун-кций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автома-тизации учетных работ;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.