Рефераты. Учет и отчетность о движении денежных средств седьскохозяйственного предприятия

Совокупный денежный поток должен стремиться к нулю, но быть неотрицательным. Основополагающие принципы управления потоком денежных средств:

1. Уменьшать дебиторскую задолженность. При этом не следует забывать, что чрезмерное давление на всех без исключения потребителей может привести к снижению объема будущих продаж. Для ускорения получения денег можно использовать разумные скидки на свои товары и услуги.

2. Достичь разумных сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для дальнейшей деятельности предприятия. Использовать любые преимущества, предоставляемые скидками, существующими у поставщиков.

3. Продавать! Как можно больше и по разумным ценам. Цена продажи включает в себя не только реальные денежные затраты, но и амортизацию (некассовую статью), которая на деле увеличивает денежный поток.

4. Ускорять оборачиваемость всех видов запасов, избегая их дефицита, который может привести к падению объема производства и, соответственно, объема реализации.

Разделение всей деятельности предприятия на три самостоятельные сферы очень важно, поскольку хороший (т.е. близкий к нулю) совокупный поток может быть получен за счет ограничения или компенсации отрицательного денежного потока по основной деятельности притоком средств от продажи активов (инвестиционная деятельность) или привлечением кредитов банка (финансовая деятельность). В этом случае величина совокупного потока скрывает реальную убыточность предприятия. Благодаря ее анализу легче вывести предприятие к прибыльному функционированию.

4.3. Оптимизация потоков денежных средств предприятия

В хозяйстве управление денежными средствами (потоками) включает:

- учет движения денежных средств;

- анализ потоков денежных средств;

- составление бюджета денежных средств -

и охватывает основные аспекты управления деятельности предприятия, что отражено на схеме (рис.4).

Рисунок 4 - Схема управления денежными средствами предприятия

Управление денежным потоком особенно важно для предприятия с точки зрения необходимости:

- планирования временных параметров капитальных затрат;

- управления оборотным капиталом (оценки краткосрочных потребностей в наличных средствах и управления запасами);

- управления затратами и их оптимизации с точки зрения более рационального распределения ресурсов предприятия в процессе производства;

- управления капитальными потребностями (финансирование за счет собственных средств или кредитов банка);

- управления экономическим ростом.

- Проблемы в управлении денежными средствами состоят в следующем:

- менеджеры не имеют полной оперативной информации об источниках денежных поступлений, о суммах и сроках предстоящих платежей;

- финансовые потоки разрознены и несогласованны по времени;

- есть случаи утери платежных документов; кассовый план создается из обрывков информации;

- решение о распределении денежных средств принимается при мощном давлении со стороны различных служб;

- запросы на финансирование часто не соответствуют реальным потребностям;

- решения о привлечении кредитов принимаются без должной оценки их необходимой величины и сроков погашения.

Чтобы избежать указанных недостатков, следует внедрить в практику работы бухгалтерии метод бюджетирования, предполагающий составление кассовых бюджетов.

Цель бюджетирования денежных средств состоит в расчете необходимого их объема и определении моментов времени, когда у компании ожидается недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства предприятия.

Кассовый бюджет - это подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период, включающая как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные параметры.

Кассовый бюджет является составной частью Основного бюджета предприятия и использует данные бюджетов продаж, закупок, затрат на оплату труда и др.

Для более точного расчета объема денежных средств руководству предприятия необходимо знать конкретные статьи поступлений и расходов денег, а также временные параметры этих процессов. Для решения этой задачи используется бюджетирование денежных средств.

В то же время бюджет денежных средств, как и все прочие бюджеты, во многом зависит от субъективных оценок и прогнозов (например, прогноза продаж, оценки периодов погашения дебиторской задолженности и т.п.), следовательно, общая ошибка расчетов (возможные отклонения) ведет к значительному искажению конечных результатов и может послужить основой для принятия неправильного управленческого решения. Разработка бюджета денежных средств, как и других бюджетов, является результатом тесного сотрудничества всех служб предприятия и должна быть регулярной, поскольку разовые бюджеты на основе единичных оценок могут приводить к большим отклонениям и неправильным управленческим решениям. Регулярность разработки бюджета позволит руководителю определить, какие факторы оказывают самое большое воздействие на величину денежного потока, и направить основные усилия на более точную оценку этих факторов.

Таким образом, кассовый бюджет позволяет:

1. Своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.

2. Принимать управленческие решения о более рациональном использовании ресурсов.

3. Получить целостное представление о совокупной потребности в денежных средствах.

4. Анализировать значительные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели предприятия.

Основная цель составления бюджетов - определение моментов времени, в которые у хозяйства будет недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы разумно избежать кризисных явлений или смягчить их и рационально использовать временно свободные средства.

При составлении бюджета необходимо большое количество первичной информации, которая, как правило, существует лишь в разрозненном виде в различных подразделениях предприятия. На предприятии нет единой службы, которая занималась бы сведением этой информации воедино для составления бюджетов. Эти функции распределены по разным службам, и нет возможности оперативного отслеживания и корректировок движения денежных средств. Кроме того, иногда происходит сознательное завышение показателей в разрозненных финансовых планах в надежде на то, что какому-либо подразделению предприятия выделять больше финансовых средств. Составление единого бюджета позволяет избежать подобных явлений и получить более объективную картину потребности в деньгах.

Кассовый бюджет должен включать все денежные поступления и выплаты, которые удобно группировать по видам деятельности - основная, инвестиционная и финансовая.

На первом этапе необходимо определить поступления и расход денежных средств по основной деятельности хозяйства, т.к. результаты планирования денежного потока по основной деятельности могут использоваться при планировании инвестиций и определении ис-точников финансирования.

Планирование денежных расходов по инвестиционной деятельности выполняется на основе инвестиционных проектов и программы развития производства, с учетом поступления денежных средств от основной деятельности или от иных источников финансирования; приток денежных средств по инвестиционной деятельности определяется ее доходами от продажи основных фондов и прочих долгосрочных вложений.

Планирование денежных потоков по финансовой деятельности осуществляется в целях обеспечения источников финансирования для основной и инвестиционной деятельности предприятия.

Основные документы, необходимые для составления кассового бюджета хозяйства, систематизированы в виде схемы на рис.5.

Рисунок 5 - Основные документы и процедуры составления
кассового бюджета хозяйства

На рис.5 видно, что для составления кассового бюджета (т.е. планирования притоков и оттоков денежных средств в кассе и на счетах в банках) нужно составлять следующие документы:

По основной деятельности - бюджет продаж, в свою очередь распределяемый на шесть частных бюджетов (смет):

1) закупок материалов, включая ГСМ;

2) расходов на оплату труда;

3) общепроизводственных расходов;

4) коммерческих (реализационных) расходов;

5) управленческих (общехозяйственных) расходов;

6) налоговых платежей.

По инвестиционной деятельности требуется составлять:

1) прогноз поступлений от инвестиций (прежде всего от продажи основных средств);

2) бюджет капитальных затрат.

По финансовой деятельности:

1) поступления от продажи (эмиссии) ценных бумаг (акций, облигаций);

2) по кредитам.

При составлении указанных бюджетов требуется учитывать следующие факторы:

1) результаты анализа движения денежных средств;

2) результаты анализа погашения дебиторской задолженности;

3) результаты анализа движения кредиторской задолженности;

4) налоговые платежи;

5) инфляцию;

6) кредитные ставки;

7) выплаты по итогам года (в т.ч. дивиденды).

4.4. Предполагаемая эффективность предложенных мероприятий

Эффективность предложенных мер можно определить следующим образом. Во-первых, возможность ошибок при отражении в отчетности сумм НДС будет значительно уменьшена. За последние 2 года (2004-2005 гг.) сумма НДС должна была составить не менее 4742 тыс. руб. В соответствующей же строке справки на стр. 8 отчетности за 2005 г. указано, что было фактически уплачено 857 тыс. руб. Минимальный штраф за такое нарушение, согласно статье 120 НК РФ, составляет 15 тыс. руб. (если не была занижена налоговая база).

Во-вторых, можно будет исключить аналогичные ошибки, указанные в строках 2 и 3 табл.14. Это избавит от штрафов еще на 30 тыс. руб.

В-третьих, благодаря улучшению учета движения денежных средств можно рассчитывать на повышение эффективности деятельности предприятия. Согласно имеющимся бухгалтерским отчетным данным величина убытка в сумме за 2004-2005 гг. составила 18741 тыс. руб. Как видно из данных табл. 6 сумма чистого убытка по сравнению с 2004 годом увеличилась на 14,1%. При этом производство продукции и ее реализация хоть и убыточны, но выручка все же начинает расти быстрее, чем себестоимость. С учетом сокращения объемов производства продукции животноводства можно будет получить прибыль в растениеводческой отрасли.

Другим, не менее сложным, является улучшение контроля над потоками денежных средств внереализационных и прочих операций хозяйственной деятельности. Использование в данной сфере предлагаемой нами системы управления денежными потоками и компьютерной формы учета денежных средств обеспечит, на фоне роста рентабельности производственной деятельности, не менее 5% сокращения суммы общего убытка. В 2004 г. убыток хозяйства составил 8753 тыс. руб., а в 2005 г. - 9988 тыс. руб., в сумме за 2 года -
18 741 тыс.руб. 5 % от этой суммы составляет 937 тыс. руб. В случае пессимистического развития событий эффект может составить не ниже 1% или 187 тыс. руб. В среднем эффект сокращения убытков от внедрения предлагаемых мер может составить около 500 тыс. руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.